Решение № 2-5057/2013 2-893/2014 2-893/2014(2-5057/2013;)~М-4644/2013 М-4644/2013 от 18 марта 2014 г. по делу № 2-5057/2013
Именем Российской Федерации
«18» марта 2014 года г. Волгодонск
Федеральный судья Волгодонского районного суда Ростовской области Стадникова Н.В.,
при секретаре Байдалиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
заявлением Болотина В.М., Болотиной Р.В., Дубко А.А., Кабаковой С.В. к Администрации г. Волгодонска, отделению по г. Волгодонску и Волгодонскому району Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» о сохранении жилого помещения в реконструированном и перепланированном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Волгодонска, указав, что на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ являются сособственниками квартиры, расположенной по . В квартире истцами произведено устройство балкона площадью 1,9 кв.м. При этом, квартира истцов расположена на первом этаже. В досудебном порядке главный архитектор г. Волгодонска председатель комитета по градостроительству и архитектуре Забазнов Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ отказал в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома с пристройкой балкона, в связи с тем, что реконструкция жилого дома завершена без получения разрешительной документации. Истцы считают, что произведенная перепланировка и реконструкция квартиры не нарушает права и законные интересы граждан и не создаст угрозу их жизни или здоровью.
В иске истцы просили сохранить в перепланированном и реконструированном состоянии квартиру общей площадью 41,4 кв.м., в том числе жилой площадью 27,7 кв.м., вспомогательной площадью 13,7 кв.м., площадью балкона 1,9 кв.м., обязать БТИ внести изменения в техническую документацию квартиры.
В судебном заседании 18.03.2014 истцы Болотин В.М., Болотина Р.В., Кабакова С.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание 18.03.2014 истец Дубко А.А. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель Администрации г. Волгодонска Соболева И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании 18.03.2014 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в обосновании своих исковых требований истцы ссылаются на то, что ими был пристроена лоджия к квартире по , собственниками которой истцы являются на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Пристройка лоджии осуществлена в соответствии с проектной документацией разработанной ООО «Архпроект». Истцами не оспаривается факт самовольной пристройки лоджии, и обращения в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Волгодонска за разрешением на реконструкцию жилого дома с пристройкой лоджии уже после проведения работ по пристройке. Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Волгодонска ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отказ в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома с пристройкой лоджии, в связи с тем, что реконструкция жилого по на момент обращения была завершена без получения разрешительной документации, и выдача разрешения после окончания строительства может квалифицироваться, как злоупотребление правом в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ что и явилось основанием для обращения истцов в суд. Данная пристройка балкона является самовольной реконструкцией, которая проведена без получения соответствующего разрешения. Реконструкции путем пристройки балкона изменились параметры площадей многоквартирного жилого дома как объекта капитального строительства, что требует внесение изменений в технический паспорт жилого дома, и для этого не было получено согласие всех собственников многоквартирного дома на узаконение реконструкции общего имущества многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы остальных собственников. В материалы дела истцами предоставлена проектная документация на реконструкцию жилого многоквартирного дома с пристройкой лоджии, разработанная ООО «Архпроскт» и заключение ООО «Архпроект» о соответствии реконструкции проекту, градостроительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, санитарным и экологическим нормам. Истцом не представлены документы подтверждающие наличие разрешения у ООО «Архпроект» на выполнение проектных работ и на выдачу соответствующего заключения. Истцом не доказано соблюдения соответствующих норм и правил (строительных, градостроительных, пожарных, экологических и т.д.) при реконструкции пристройки лоджии, кроме того не представлены документы подтверждающие наличие у истца согласия собственников многоквартирного дома на реконструкцию общего имущества дома и на уменьшение площади земельного участка под многоквартирным домом в пользу истца, доказательства безопасности проведенной реконструкции для собственников многоквартирного дома и третьих лиц.
Представитель ответчика Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание 18.03.2014 не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя, представил отзыв, указав, что пристройка истцами лоджии является реконструкцией. Отделение не может быть признано по предъявленному иску соответчиком Администрации г. Волгодонска о сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии. Исковое заявление содержит исключительно требования об обязании Отделения Филиала внести изменения в технический паспорт квартиры . Кроме того, в соответствии со ст. 19 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» документом, содержащим описание объекта недвижимого имущества, является технический паспорт, составляемый по результатам проведения технической инвентаризации. В рассматриваемом случае речь идет о проведении технической инвентаризации путем учета текущих изменений в отношении квартиры №, результатом которой будет являться технический паспорт на вышеуказанную квартиру. Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, проведение технической инвентаризации изменений характеристик объекта и техническая инвентаризация новых объектов недвижимости возможны только на основании заявления заинтересованных лиц при предъявлении правоустанавливающих документов на объекты и за плату. Следовательно, требования истца об обязании Отделения Филиала внести изменения в технический паспорт квартиры необоснованны.
Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, изучив иные доказательства по делу, и дав им надлежащую оценку, суд полагает, что исковые требования заявлены законно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Приложением 1 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденному приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, предусмотрено, что реконструкция здания -комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг . При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:
изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;
повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий (п.5.3).
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 статьи 29 ЖК РФ срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 ст.29 ЖК РФ, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения.
В г. Волгодонске действует решение Волгодонской городской Думой от 04.02.2009 № 17 «О переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройстве и (или) перепланировке жилых (нежилых) помещений в жилых домах на территории муниципального образования «город Волгодонск».
Согласно ст. 2 Положения переустройство и (или) перепланировка жилых помещений допускается при наличии решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, оформленного в соответствии с настоящим Порядком. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений на территории муниципального образования "Город Волгодонск" относится к полномочиям Администрации города Волгодонска. Решение о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, сохранении или отказе в сохранении жилого (нежилого) помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии от имени Администрации города Волгодонска подписывается главным архитектором города Волгодонска. Переустройство и (или) перепланировка жилых помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В силу ст. 3 Положения при переустройстве и (или) перепланировке жилых помещений не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, противопожарные, строительные и эксплуатационно-технические требования, в том числе:
1) не допускается переустройство и (или) перепланировка помещений, при которых:
а) ухудшаются условия эксплуатации жилого помещения, здания и проживания граждан, в том числе затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
б) нарушаются предельно допустимые прочность, устойчивость несущих конструкций зданий или может произойти их разрушение;
в) переустроенное помещение или смежные с ним помещения могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания (кроме помещений, переводимых из жилых в нежилые);
г) происходит нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного в них оборудования;
д) увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир;
е) устанавливаются отключающие или регулирующие устройства на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими оказывает влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях;
ж) предусматривается ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции;
2) в жилых домах типовых серий не допускается:
а) устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также местах расположения связей между сборными элементами;
б) устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки и трубопроводов;
в) устройство дополнительных проемов в стеновых панелях смежных по высоте помещений без согласования с проектной организацией - автором проекта жилого дома или его правопреемником, а при их отсутствии - без дополнительной экспертизы.
Решением Волгодонской городской Думы от 19.07.2012 N 71 введена в действие ст.5.1, согласно которой для согласования самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник такого помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в МАУ "МФЦ":
1) заявление о согласовании самовольного переустройства и (или) перепланировки и сохранении в существующем состоянии жилого помещения;
2) правоустанавливающие документы на жилое помещение, договор социального найма и лицевой счет (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) техническую документацию самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения с указанием его состояния до и после переустройства и (или) перепланировки, по данным инвентаризации, выполненной не позднее 6 месяцев до дня подачи заявления;
4) техническое заключение о соответствии самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, санитарным и экологическим требованиям, выданное специализированной организацией;
5) согласие организации, в ведении или управлении которой находится данный жилой дом, о возможности сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии;
6) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
7) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости согласования самовольно проведенного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Отказ в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 1 статьи 5.1 настоящего Порядка документов.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения принимается по результатам рассмотрения представленных в соответствии с частью 1 статьи 5.1 настоящего Порядка документов (при необходимости с выходом на место и проведением обследования жилого помещения) в течение 45 дней со дня представления указанных документов.
Решение об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, отсутствие решения о согласовании перепланировки не является непреодолимым препятствием для признания прав истца, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Пунктом 2 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В силу пункта 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия -в порядке, устанавливаемом судом.
В силу частей 1-3 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее -общее имущество в многоквартирном доме) (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3).
Согласно части 1 ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из части 2 ст. 40 ЖК РФ следует, что если реконструкция , переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Гражданское законодательство содержит нормы, регулирующие порядок возникновения права на созданную, построенную недвижимость (ст. 219, 222 ГК РФ). В то же время законодательством не определены последствия реконструкции жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах. В связи с чем суд полагает возможным применить к рассматриваемым правоотношениям нормы права по аналогии.
Судом установлено, что на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Болотин В.М., Дубко А.А., Болотина Р.В., Дубко (Кабакова) С.В.. являются собственниками квартиры общей площадью 41,3 кв.м., в том числе жилой 27,2 кв.м., расположенной по .
Истцами в квартире было в 1999 произведено устройство балкона площадью 1,9 кв.м. согласно проекта пристройки, разработанного в 1998 МП «Архпроект».
Указанный проект был в то время согласован с главным архитектором г. Волгодонска, главным врачом СЭС, начальником 1-го ОПО УГПС, начальником управления «Волгодонскмежрайгаз», начальником городского узла связи. Но после устройства балкона истцы не обратились в МУП «БТИ» за внесением изменений в техпаспорт, что в настоящее время позволяет рассматривать Администрации г.Волгодонска устройство балкона как самовольное.
В настоящее время истцы обратились в Администрацию г. Волгодонска за получением разрешения на реконструкцию жилого дома с пристройкой балкона. Главный архитектор г. Волгодонска председатель комитета по градостроительству и архитектуре Забазнов Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ отказал в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома с пристройкой балкона, в связи с тем, что на момент выдачи разрешения реконструкция квартиры уже завершена.
Пунктом 14 ст. 1 ГрК РФ определено, что реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее -этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
При этом п.10 этой же статьи дает определение объекта капитального строительства как здания, строения, сооружения, объекта, строительство которого не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 6 части 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
Как следует из материалов дела, спорная квартира № , принадлежащая истцам, находится на 1 этаже жилого дома и самостоятельным зданием, строением, сооружением или объектом, строительство которого не завершено, не является.
Перепланировка помещений квартиры истцов заключается в выполнении дверного проема посредством демонтажа подоконной части существующего оконного проема.
Реконструкция помещений квартиры заключается в выполнении пристройки – балкона (площадью 1,9 кв.м.) на торце здания жилого дома.
В силу выше приведённых норм права реконструкция объекта недвижимого имущества, по сути, представляет собой видоизменение ранее существовавшего объекта недвижимого имущества, в результате которого имевшиеся у данного объекта индивидуализирующие его характеристики утрачиваются (фактически создаётся объект недвижимого имущества с новыми техническими и планировочными характеристиками).
Самовольная постройка (реконструкция) имеет следующие признаки:
- создание постройки на земельном участке, не отведенном для строительства в установленном порядке (ст. 30 - 32 ЗК РФ);
- отсутствие необходимого разрешения на строительство;
- создание объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (Градостроительный кодекс РФ).
Суд не может признать указанные устройство балкона и перепланировку самовольной по признаку отсутствия разрешения на строительство.
Изучение представленного проекта свидетельствует о том, что устройство балкона выполнено в соответствии с действующими нормами и правилами и стандартами. Перепланировка и реконструкция квартиры не является реконструкцией конструктивных элементов жилого дома, не снижает несущую способность строительных конструкций здания и не нарушает конструктивную схему здания.
Несущие конструкции здания - строительные конструкции, образующие заданную проектом схему здания, обеспечивающие его пространственную устойчивость при расчетных внешних воздействиях (Приложение 6 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004). Таким образом, несущие конструкции обеспечивают надежность и безопасность здания.
Согласно пункта 4 Приложения 3 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» площадь лоджий, тамбуров, наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую, полезную и расчётную площади зданий не включается.
Сам демонтаж подоконной стены квартиры не связан с изменением конструктива дома – его стены, так как устройство дверного проема произошло в стене, где имелся оконный проем, это часть стены не является несущей конструкцией . Кроме того, эта часть стены обслуживает только одно помещение и не относится к общему имуществу дома с учетом положений п. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Данное утверждение соответствует определению состава общего имущества, согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, согласно которому в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие, также является необоснованным.
Согласно статьи 5 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
На момент получения разрешения на строительство балкона в 1998 отсутствовала необходимость получения согласия собственников жилых помещений для проведения перепланировки в связи с уменьшением общего имущества, связанного с организацией балкона.
Вместе с тем, истцами получено согласие собственников помещений многоквартирного дома на пристройку балкона к квартире №, устройство выхода на данный балкон и деление общедолевой собственности земельного участка.
По вопросу правоотношений, возникающих относительно земельного участка, на котором расположен жилой дом, в связи с устройством балкона, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельный участок переходит с момента его формирования и проведения его на государственный кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что земельный участок с адресным ориентиром , на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и поставлен на кадастровый учет 25.05.2007, что следует из кадастровой выписки о земельном участке.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ст. 16 названного Закона, если земельный участок сформирован и прошел кадастровый учет до введения в действие ЖК РФ, право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен указанный дом, возникает в силу закона и не требует обращения в органы местного самоуправления или государственной власти
Пунктами 3-5 статьи 16 названного Закона предусмотрено, что если земельный участок не был сформирован до введения в действие ЖК РФ, необходимо обращение к органу власти для формирования земельного участка, и право собственности на участок возникает с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.06.2008 № ВК/2657 «О кадастровом учете земельных участков под многоквартирными домами».
В силу ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно части 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из буквального толкования изложенной нормы и ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ следует, что названным Законом предусмотрен иной момент возникновения права собственности на земельный участок для лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном жилом доме - с даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (если на эту дату земельный участок для эксплуатации жилого дома был сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме обусловлен моментом формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (пункты 2, 5 статьи 16 Закона).
Суд учитывает также то, что истцы не могут избрать административный способ защиты своих прав, так как истцам отказано в согласовании произведенной перепланировки и реконструкции квартиры.
Отсюда следует вывод об избрании истцами надлежащего способа защиты. Заявленный способ защиты является единственным доступным для истцов.
В этой связи суд, оценив согласно ст. 67 ГПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что произведенные истцами перепланировка, реконструкция квартиры соответствуют нормам градостроительного законодательства, предусматривающим, в свою очередь, возможность осуществления реконструкции (п. 14 ст. 1 ГрК РФ), также то, что данная реконструкция соответствует всем обязательным требованиям безопасности, поскольку такое сохранение помещения не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем исковые требования о сохранении квартиры в перепланированном и реконструированном виде за истцами подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Сохранить в перепланированном и реконструированном состоянии квартиру , общей площадью 41,4 кв.м., в том числе жилой площадью 27,7 кв.м., вспомогательной площадью 13,7 кв.м., площадью балкона 1,9 кв.м.
Внести соответствующие изменения в техдокументацию на квартиру .
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.