ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1799/2015 2-1799/2015~М-1259/2015 М-1259/2015 от 10 июля 2015 г. по делу № 2-1799/2015


Дело № 2-179915


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

10 июля 2015 года

Новочеркасский городской суд Ростовской области

в составе судьи: Калашниковой Н.М.,

при секретаре: Коробейниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога к Иванову А.В., 3-и лица: ТУ Росимущество Ростовской области, ПН «Гаражно-строительный кооператив «Молодежный» о сносе гаражного бокса,

УСТАНОВИЛ:


Истец ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 года №264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги» Территориальным управлением Росимущества по Ростовской области ОАО «РЖД» по договору аренды от № предоставленными земельный участок общей площадью 1040496кв.м. с кадастровым номером №, имеющий месторасположение: . Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, т.е. имеющие строго определенное целевое назначение. Так, производственной комиссией Шахтинской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ОАО «РЖД» осенью было проведено исследование полосы отвода железной дороги по станции Локомотивстрой на предмет использования по целевому назначению. В ходе обследования было выявлено, что на в границах полосы отвода железной дороги расположены гаражи капитального типа некоммерческого партнерства «Гаражно-строительный кооператив «Молодежный», которому Решением исполнительного комитета Новочеркасского городского Совета народных депутатов Ростовской области от № был отведен земельный участок площадью 0,075 га в микрорайоне Молодежном для строительства кооперативных гаражей. Позднее, № Исполкомом городского совета народных депутатов дополнительно был отведен гаражному кооперативу земельный участок площадью 0,15 га. В ходе указанного обследования было выявлено, что 18 гаражей гаражного кооператива возведены за пределами земельного участка, выделенного для размещения гаражного кооператива, и полностью расположены на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном ТУ Росимущества по РО под полосу отвода железной дороги. Факт того, что владельцы гаражей указанного гаражного кооператива знали о том, что часть гаражей находится в полосе отвода железной дороги, подтверждается имеющимся в деле протоколом собрания участков ГСК № от , в котором зафиксировано решение членов кооператива о заключении договора субаренды земельного участка на станции площадью 500 кв.м. с ОАО «РЖД». При проведении совместного с членами гаражного кооператива и кадастровым инженером обследования полосы отвода железной дороги, которое состоялось было установлено, что гараж под № расположен в полосе отвода железной дороги, его занимает Иванов А.В. Ответчик возвел указанный гараж без получения разрешения на строительство от законного землепользователя - ОАО «РЖД» на земельном участке, не предназначенном для строительства объектов, не относящихся к объектам железнодорожного транспорта, а значит, использует часть земельного участка полосы отвода на незаконных основаниях. До настоящего времени никаких действий со стороны ответчика по освобождению земельного участка не последовало, документы, подтверждающие регистрацию права собственности на гараж в установленном законом порядке Ивановым А.В. в адрес ОАО «РЖД» не предоставлены.

Просил суд обязать Иванова А.В. устранить нарушение права ОАО «РЖД», как арендатора земельного участка, путем сноса гаражного бокса № гаражного кооператива № с земельного участка, расположенного на , что соответствует почтовому адресу: .

Представитель истца Шматко С.М. действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Иванов А.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом

Представитель ответчика Цуканов Д.В., действующий на основании ордера, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, суду пояснил, что Иванов А.А. возвел гараж в 90х годах, прав ОАО «РЖД» он нарушал, просил в иске истцу отказать.

Представители ТУ Росимущества по РО и ПН «Гаражно-строительный кооператив «Молодежный» в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 12 ГК РФ к способам защиты нарушенного права собственности относятся иски о признании права.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом п. 2 ст. 615 ГК РФ предоставляет право арендатору с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, ст. 607 ГК РФ земельные участки, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что земельный участок, на котором расположен спорный гараж находится в полосе отвода железной дороги.

В соответствии с положениями статьи 36 Конституции РФ, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, среди которых выделена категория "земли транспорта", использование которых должно осуществляться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.

Исходя из положений п. 1 ст. 87 и п. 1 ст. 90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью (пункт 4 статьи 87).

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 года N 29-ФЗ (ред. от 21.11.2011 года) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.

Полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепитальных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 года N 264 (ред. от 04.04.2011 года) "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611.

Согласно пунктов 4, 6 указанных Правил, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Размещение объектов капитального строительства в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о наличии особенностей правового режима земель транспорта, которые установлены статьей 90 Земельного кодекса РФ и нормативными правовыми актами, изданными по вопросам деятельности различных видов транспорта.

Судом установлено что, земельный участок общей площадью 1040496кв.м с кадастровым номером № с кадастровым номером №, имеющий месторасположение: относительно ориентира полоса отвода железной дороги Ростов-Лихая, под полосу отвода железной дороги, был предоставлен ОАО «РЖД» (л.д.8).

между ТУ «Росимущество» по РО и ОАО «РЖД» был заключен договора аренды №, сроком на 49 лет на вышеназванный земельный участок (л.д.9-12).

Согласно акту обследования земельного участка полосы отвода железной дороги от , проведенной Шахтинской дистанцией пути (л.д. 14), заключению кадастрового инженера К., в полосе отвода железной дороги находятся самовольные строения (гаражи), установленные без разрешительной документации, в том числе гаражный бокс № 9, которым пользуется ответчик Иванов А.В.

Доказательств регистрации и оформления прав собственности на спорное строение в соответствии с требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

Вместе с тем из материалов дела следует, что гараж ответчика расположенный на земельном участке находящийся в федеральной собственности по своей правовой природе является самовольным строением (ст. 222 ГК РФ). Поэтому такой объект недвижимости подлежит сносу, как самовольная постройка, возведенная на не принадлежащем собственнику строения земельном участке.

В силу пункта 2 этой нормы, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец Иванов А.В. не имеет каких-либо прав на земельный участок, занимаемый самовольными постройками, возведенными без предоставления земельного участка для строительства гаражей, в том числе вышеназванного гаража, по его использованию в предусмотренных договорами субаренды и законом целях, требования истца являются правомерными.

ОАО «РЖД» является арендатором указанного земельного участка и в силу ст. 305 ГК РФ вправе требовать устранения нарушений его прав, а именно - освобождения земельного участка от имущества ответчика.

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что Иванов А.В. возвел и пользуется гаражом с 90х годов, не может служит основанием для отказа в иске, поскольку, как действующее законодательство, так и законодательство, ранее действовавшее на момент возведения и окончания строительства истцом гаража, не содержало и по настоящее время не содержит разрешения на возведение в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений. В связи с чем, для разрешения данного спора не имеет значение утверждение истца, что свой гараж он стал строить на вышеуказанном земельном участке еще в 90х годах.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога к Иванову А.В., 3-и лица: ТУ Росимущество Ростовской области, ПН «Гаражно-строительный кооператив «Молодежный» о сносе гаражного бокса, удовлетворить.

Обязать Иванова А.В. устранить нарушение права Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», как арендатора земельного участка, путем сноса гаражного бокса № в гаражном кооперативе № с земельного участка на , по адресу: .

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2015 года.

Судья Н.М. Калашникова