ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 3А-608/2016 3А-608/2016~М-442/2016 М-442/2016 от 31 августа 2016 г. по делу № 3А-608/2016


Дело № 3а – 608/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

31 августа 2016 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего судьи Чайка Е.А.,

при секретаре Найденовой З.В.,

с участием прокурора Золотых В.В.,

административного истца Кузьменко В.Б. и его представителя Чотчаевой С.Б.,

представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области Бушминой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Кузьменко Виктора Борисовича о признании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года N 29/105 недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:


Кузьменко В.Б. обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области» недействующим в части норматива на отопление, как несоответствующего законодательству Российской Федерации.

В обоснование своих требований Кузьменко В.Б. указал, что постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области. Указанное постановление опубликовано в издании «Наше время»№ 537 от 25 сентября 2012 года и размещено на официальном сайте http://rst.donland.ru.

Из постановления следует, что норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления (при отсутствии централизованного отопления) составляет 12,4 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода.

Административный истец считает, что оспариваемое постановление в указанной части не соответствует пунктам 7, 14, 16, 47 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, в связи с чем просит признать оспариваемый нормативный правовой акт в части недействующим до приведения норматива к фактическому, соответствующему пунктам 7, 16 Правил.

В судебном заседании Кузьменко В.Б. и его представитель адвокат Чотчаева С.Б. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержали, пояснив, что на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следует проверить строку 3 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105, содержащую норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления (при отсутствии централизованного отопления) в размере 12,4 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода, который, по их мнению, необоснованно завышен, и представили тезисы к выступлению, приобщённые к материалам дела.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области (РСТ Ростовской области) Бушмина В.В. полагала, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, представила письменный отзыв по делу.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Предметом оспаривания по данному делу является постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления (при отсутствии централизованного отопления) в размере 12,4 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода, содержащегося в строке 3 приложения к указанному постановлению. Административный истец считает, что установление этого норматива нарушает его права, как получателя указанной коммунальной услуги, на выполнение обоснованных расчётов норм потребления природного газа на отопление и на сокращение расходов по оплате указанной коммунальной услуги.

Проверяя порядок принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 27 Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС «Устав Ростовской области» система органов государственной власти в Ростовской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть в Ростовской области осуществляется через систему органов исполнительной власти во главе с Правительством Ростовской области под руководством Губернатора Ростовской области.

Статья 52 указанного Областного закона предусматривает, что в систему органов исполнительной власти Ростовской области входят также и иные органы исполнительной власти (далее - областные органы исполнительной власти), образуемые в соответствии с настоящим Уставом (часть 3).

В силу пункта 8 статьи 60 Устава Ростовской области Правительство Ростовской области в соответствии с федеральными и областными законами, указом Губернатора Ростовской области о структуре областных органов исполнительной власти утверждает положения об областных органах исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 63 Устава Ростовской области областные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, областными законами, правовыми актами Правительства Ростовской области и (или) положениями об областных органах исполнительной власти.

Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - Служба) является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области (подпункт 1.1.1 пункта 1.1 Постановления Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области»).

Из подпункта 1.3.1. пункта 1.3 указанного Положения следует, что Служба на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к её компетенции, издает постановления, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации ее деятельности - приказы и распоряжения ненормативного характера.

В силу подпункта 2.1.4 пункта 2.1 Постановления Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 Служба устанавливает (утверждает) нормативы потребления коммунальных услуг.

Статья 1 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» устанавливает, что Устав Ростовской области, Областные законы и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина постановления Законодательного Собрания Ростовской области, носящие нормативный характер, нормативные правовые акты Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области подлежат официальному опубликованию (часть 1). Нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 2).

Датой издания (принятия) правового акта органа исполнительной власти Ростовской области считается день подписания (утверждения) его руководителем органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) правовой акт (часть 3 статьи 2 указанного Областного закона).

Согласно части 1 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС официальным опубликованием Устава Ростовской области, областного закона, постановления Законодательного Собрания Ростовской области, правового акта Губернатора Ростовской области, органа исполнительной власти Ростовской области считается первая публикация его полного текста в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области» либо его первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По правилам части 1 статьи 14, части 2 статьи 15 указанного Областного закона нормативные правовые акты Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и направляются для опубликования не позднее пятнадцати календарных дней со дня их издания (принятия), и вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Судом установлено, что Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области» установлены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе по направлению использования «отопление (при отсутствии централизованного отопления)», указанному в строке 3 приложения к постановлению, в размере 6,2 куб. м/ (кв. м х мес.).

Указанное постановление издано в установленном порядке уполномоченным органом, опубликовано и размещено в издании «Наше время» № 537 от 25 сентября 2012 года.

Нормативы установлены без указания конкретных субъектов правоприменения, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 октября 2012 года № 39/4 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 № 29/105 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области» внесены изменения в приложение к оспариваемому постановлению, строка 3 изложена в новой редакции, предусматривающей норматив потребления указанной коммунальной услуги «6,2 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц календарного года; 12,4 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода».

Данное постановление опубликовано и размещено в официальном источнике - издании «Наше время» № 613-614 от 25 октября 2012 года.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 августа 2014 года № 42/2 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 № 29/105 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области» в приложение к указанному постановлению вновь внесены изменения путём исключения в строке 3 слов «6,2 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц календарного года».

Постановление РСТ Ростовской области от 12 августа 2014 года № 42/2 опубликовано в официальном источнике - газете «Наше время» № 320 от 19 августа 2014 года и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 августа 2014 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области» в редакции постановлений от 19 октября 2012 года № 39/4, от 12 августа 2014 года № 42/2 является нормативным правовым актом, издано в пределах полномочий Региональной службы по тарифам Ростовской области, в форме, установленной законодательством Ростовской области, официально опубликовано и является действующим.

Давая оценку оспариваемым правовым нормам, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила № 306).

Пунктом 47 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых для природного газа - в соответствии с методикой расчёта норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа (далее - Порядок) утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373.

Согласно пунктам 1 и 3 Порядка нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением.

Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Методикой расчёта норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 83 (далее – Методика № 83), в размере не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373.

Минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа установлены по основным направлениям его использования и определяют минимальный объем газа, необходимый для жизнедеятельности граждан с учетом природно-климатических и других особенностей регионов.

Нормы (объём) потребления газа населением устанавливаются по Методике расчётным методом (теплотехническим расчётом) по следующим направлениям его использования, в том числе: пищеприготовление; приготовление горячей воды при наличии газового водонагревателя; приготовление горячей воды при отсутствии газового водонагревателя; индивидуальное отопление жилых помещений; отопление бань, теплиц и гаражей; содержание животных и домашней птицы в личном подсобном хозяйстве.

Величины норм отражают фактический для региона уровень газопотребления населением и служат основой для планирования поставок газа в регионы, а также ориентиром при определении нормативов потребления газа для расчётов с населением.

Согласно пункту 2 Порядка расчёт нормативов потребления газа населением для муниципальных образований осуществляется субъектами Российской Федерации совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306. Величины нормативов утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации и устанавливаются в муниципальных образованиях на срок не менее трёх лет и не должны быть ниже установленных норм для субъекта Российской Федерации.

Нормативы могут быть установлены как среднегодовые, так и сезонные.

Право выбора метода определения нормативов или сочетания методов предоставлено органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативы газоснабжения определяются по следующим основным направлениям использования газа:

а) приготовление пищи с использованием газовых плит;

б) подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд при отсутствии централизованного горячего водоснабжения;

в) отопление при отсутствии централизованного отопления.

Минимальная величина среднегодовой нормы потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, для Ростовской области определена в размере 6,2 куб. м/кв. м.

Изложенное означает, что если при расчёте величины норматива потребления газа с применением Правил № 306 и Методики № 83 результат не превышает минимальный норматив потребления указанной коммунальной услуги, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 для конкретного субъекта Российской Федерации, то он должен быть установлен в размере, равном минимально допустимому нормативу.

Из пункта 1 оспариваемого постановления РСТ Ростовской области следует, что введённые в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области установлены в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Методикой расчёта норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа, утверждённой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.07.2006 N 83, Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утверждённым постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20.

Согласно пункту 2 постановления РСТ Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 установленные в пункте 1 постановления нормативы потребления коммунальных услуг определены с применением расчётного метода, то есть вышеуказанной Методики № 83, в результате чего оспариваемым постановлением была установлена минимально допустимая норма потребления газа населением Ростовской области при отсутствии приборов учета газа, соответствующая вышеупомянутому Порядку.

В соответствии с пунктом 1.1 принятого Правительством Ростовской области постановления от 16 июня 2014 года № 431 «О применении в Ростовской области порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с 1 августа 2014 г. на территории Ростовской области применяется порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Согласно пункту 59 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальную услугу отопление, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчётный период, определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объёма потребления.

Следовательно, оплата за отопление производится потребителями только в месяцы отопительного периода. Решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчётные месяцы календарного года на территории Ростовской области не принималось.

При таком положении, с учетом пункта 59 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, установленная постановлением РСТ Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 величина нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа в размере 12,4 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода соответствует минимальной величине норматива, установленного для Ростовской области Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373.

Произведённый административным истцом расчёт величины норматива потребления природного газа на отопление не может свидетельствовать о недействительности оспариваемого постановления РСТ Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105, поскольку он составлен без учёта положений постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373, имеющего по отношению к оспариваемому нормативному правовому акту большую юридическую силу и подлежащему применению наряду с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

С учётом изложенного оснований считать постановление РСТ Ростовской области не соответствующим пункту 47 Правил № 306 у суда не имеется.

Доводы Кузьменко В.Б. о несоответствии оспариваемого постановления РСТ Ростовской области пунктам 7, 14, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, также не могут быть приняты во внимание.

Указанное постановление в обжалуемой части не противоречит пункту 7 Правил № 306, согласно которому при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении газоснабжения для отопления жилых помещений используется показатель: куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений (для природного газа).

Пункт 14 Правил № 306 устанавливает, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 16 Правил № 306 предусмотрено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:

а) изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объём (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;

б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;

в) получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчётным методом.

Административным истцом не приведено доказательств тому, что строка 3 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 противоречит указанным правовым нормам и нарушает его права и законные интересы.

Учитывая, что оспариваемое постановление было принято 24 августа 2012 года и действует по настоящее время, а установленные им нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа (при отсутствии централизованного отопления) не изменялись, то оснований считать, что оно не соответствует положениям пунктов 14, 16 Правил № 306, у суда не имеется.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что содержание строки 3 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года № 29/105 не противоречит пунктам 7, 14, 16, 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», имеющего большую юридическую силу.

Прочие доводы административного истца не могут повлиять на выводы суда, поскольку они являются результатом субъективной оценки заявителем имеющихся в деле доказательств и положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с ответами административного ответчика на его обращения и не относятся к предмету настоящего спора.

При таком положении правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Кузьменко В.Б. у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления Кузьменко Виктора Борисовича о признании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 года N 29/105 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области» в редакции постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 августа 2014 года N 42/2 недействующим в части, устанавливающей норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа для отопления (при отсутствии централизованного отопления) в размере 12,4 куб. м/1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Чайка

Решение в окончательной форме принято 5 сентября 2016 года.