Решение № 2-957/2017 2-957/2017~М-528/2017 М-528/2017 от 17 апреля 2017 г. по делу № 2-957/2017
Дело № 2-957/17
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи КУКЛЕНКО С.В.,
при секретаре Замлелове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7, ФИО8 к ООО «ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону», третье лицо: ОАО «ЕИРЦ» о защите прав потребителя,
Истцы обратились с названным иском в суд, в обоснование которого указали, что являются собственниками квартиры № 53, расположенной в доме по ул ООО «ЖКХ Ленинского района» осуществляет управление указанным многоквартирным домом. Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону по иску ФИО7., ФИО8 ФИО11 к ООО «ЖКХ Ленинского района» о защите прав потребителей установлено, что был заключен агентский договор № 2/13 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, ООО «ЕИРЦ» обязано производить расчет стоимости услуг собственникам жилых помещений, при поступлении информации от управляющей компании о внесении изменений размера оплаты, порядка оплаты за ЖКУ, т.о., истцы полагают, что обязанность по направлению таких сведений лежит на ООО «ЖКХ Ленинского района». Однако, ответчик нарушает не выполняет Постановление Правительства Российской Федерации и Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области. Нарушения повлекли увеличение платы за коммунальную услугу – электроснабжение, потребленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме. У истцов образовались убытки в размере 154 рубля. В платежном документе ДД.ММ.ГГГГ года плата за коммунальную услугу «электроснабжение» завышена, т.к. ответчик, при расчете размера платы за коммунальную услугу, не применил установленные субъектом РФ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды; ответчик предоставил ОАО «ЕИРЦ» недостоверную информацию для производства расчетов по начислении. Платы за коммунальную услугу «электроснабжение», предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. В платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ, объем коммунальной услуги «электроснабжение», предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период превышает объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Ответчик необоснованно увеличил площадь общего имущества многоквартирного дома. В техническом паспорте здания (строения) площадь общего имущества составляет: 5573,4 кв.м. – 4378,7 кв.м. – 174,2 кв.м. = 1020,5 кв.м. В платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ года, общая площадь общего имущества составляет 2268 кв.м.
С целью получения прибыли средств, поступающих от населения в качестве оплаты услуги передачи данных и/или иных сопряженных услуг АО «Компания ТрансТелеКом», «Макрорегион Кавказ» и АО «ЭР-Телеком Холдинг» самовольно, без заключения договоров электроснабжения, без актов о технологическом присоединении, без актов разграничения балансовой принадлежности электросетей, подключили энергопринимающие устройства к внутридомовой системе электроснабжения МКД. Ответчик не предоставил ООО «ЕИРЦ» достоверную информацию о интернет-провайдерах. Объем бездоговорного потребления электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами юридических лиц в коммерческих целях, безосновательно распределился на собственников жилых помещений. Данное нарушение повлекло увеличение объема коммунальной услуги «электроснабжение», предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период.
На основании изложенного просил: взыскать с ответчика в пользу истцов убытки, образовавшиеся в ДД.ММ.ГГГГ года из-за необоснованного начисления за коммунальную услугу «электроснабжение», предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме № ;
- обязать ответчика отправить письмо в адрес ОАО «ЕИРЦ» с требованием: на основании п. 44 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, чтобы при распределении между потребителями в многоквартирном доме по адресу: , объем коммунальной услуги «электроснабжение», предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не превышал объем коммунальной услуги «электроснабжение», рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» до утверждения нормативов электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: г. применять установленные субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;
- производить расчет объеме коммунальной услуги «электроснабжение», предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в МКД по указанному выше адресу, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года без учета объеме потребленной электрической энергии энергопринимающими устройствами юридических лиц АО «Компания ТрансТелеКом», «Макрорегион Кавказ» и АО «Эр-Телеком Холдинг»;
- на основании технического паспорта внести в платежный документ – квитанцию собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г изменения в части площади общего имущества многоквартирного дома в строке: коммунальная услуга «электроснабжение», указав как 1020,5 кв.м.;
- взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда по 5 000 рублей;
- взыскать с ответчика в пользу истцов штраф за неудовлетворение требований потребителей в добровольном порядке.
В последующем, истцы уточнили исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (отказались от части исковых требований). В окончательной редакции, просили: обязать ответчика производить расчет объема коммунальной услуги «электроснабжение», предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме по адресу: , в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года без учета потребляемой электрической энергии интернет-провайдеров;
- взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 5 000 рублей на каждого из истцов;
- взыскать с ответчика в пользу истцов штраф, предусмотренный законом «О защите прав потребителей» за неудовлетворение требований потребителей в добровольном порядке.
В судебное заседание истец ФИО8 не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело в отношении истца рассматривается в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Истец ФИО7 судебное заседание явился, исковые требования поддержал в уточненном виде, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО14., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала возражения, представленные на исковые требования, приобщенные в письменном виде к материалам гражданского дела.
Представитель третьего лица ОАО «ЕИРЦ», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался. При таком положении, дело в отношении третьего лица рассматривается в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО8 на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, является собственником кв.
ФИО7 является супругом ФИО8., брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ., квартира приобретена в период брака, является собственником жилого помещения в 1.2 доли в соответствии с положениями ст.35 СК РФ.
ООО «ЖКХ Ленинского района» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г.Ростов года на основании договора управления, что не оспаривалось сторонами.
В платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ года плата за коммунальную услугу «электроснабжение» была завышена, т.к. ответчик, увеличил площадь общего имущества многоквартирного дома.
В техническом паспорте здания (строения) площадь общего имущества составляет: 5573,4 кв.м. – 4378,7 кв.м. – 174,2 кв.м. = 1020,5 кв.м.
В платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь общего имущества составляет 2268 кв.м.
01.01.2013 года между ответчиком и ОАО «ЕИРЦ» был заключен Агентский договор № согласно п. 2.4.2 которого, ОАО «ЕИРЦ» обязано производить расчет стоимости услуг собственниками жилых помещений, перерасчет при поступлении информации от управляющей компании о внесении изменений размера оплаты, порядка оплаты за ЖКУ (п. 2.4.8, 2.4.9).
13.02.2017 года ответчик направил ОАО «ЕИРЦ» письмо, в котором указал, что в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ года необходимо произвести перерасчет за ДД.ММ.ГГГГ года и начисление в дальнейшем производить согласно приложению к письму. В приложении к письму указывалась верная площадь многоквартирного жилого дома
В феврале 2017 года жильцам МКД, в том числе истцам, поступили квитанции по оплате ЖКУ, в частности по услуге «электроэнергия» мест общего пользования, расчет платы, за которую произведен с учетом верной площади МКД, также произведен перерасчет за январь 2017 года.
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1).
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Размер платы за коммунальную услугу в случае, имевшем место в рассматриваемом деле, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, рассчитывается в соответствии с пунктом 44 указанных Правил.
Многоквартирный дом оборудован инженерными коммуникациями холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, т.о. собственники жилых помещений в МКД являются потребителями данных коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 года «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в состав платы за содержание жилого помещения, а именно: общего имущества в размер платы содержания жилого помещения.
В связи с указанным с ДД.ММ.ГГГГ, в квитанциях, в размере платы за содержание жилого помещения, ответчиком были включены статьи начислений: электроэнергия в целях содержания ОИД; горячее водоснабжение (тепловая энергия) в целях содержания ОИД; горячее водоснабжение (теплоноситель) в целях содержания ОИД; холодное водоснабжение в целях содержания ОИД.
Частью 9.2 ст. 156 ЖК РФ, установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного площади помещения, относящихся к общему имуществу МКД, на 1 кв.м. площади жилых и нежилых помещений. Площадь общего имущества определяется в соответствии с технической документацией на МКД.
Разницу, потребленного коммунального ресурса (сверхнорматив), в том числе, электроэнергию, потребленную интернет-провайдером, оплачивает управляющая компания, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 года «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», где объем коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества МКД, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг, в соответствии с положениями Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Данные доводы ответчика подтверждаются положениями Постановления Правительства РФ 13.08.2006 года N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в которое внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498.
Согласно п. 29 указанного Постановления, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ДД.ММ.ГГГГ.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Согласно статье 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика производить расчет объема коммунальной услуги «электроснабжение», предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме по адресу: , в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года без учета потребляемой электрической энергии интернет-провайдеров, поскольку права истцов не нарушаются.
В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения прав потребителей (истцов) действиями ответчика (управляющей компании).
Так выставленный в ДД.ММ.ГГГГ счет по оплате услуги – электроэнергия мест общего пользования, рассчитанный неверно ОАО «ЕИРЦ» на основании представленных ООО «ЖКХ Ленинского района» данных о площади многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: исправлен ответчиком уже в феврале 2017 года, что не отрицалось истцами и в связи с чем, требования о взыскании убытков, не были ими поддержаны.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом наличие вины причинителя вреда (в любой форме) предполагается, а обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителя морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Суд считает, что моральный вред истцам не был причинен. Так исковое заявление предъявлено в суд ДД.ММ.ГГГГ между тем, уже ДД.ММ.ГГГГ (до предъявления иска в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону) ООО «ЖКХ Ленинского района» направила письмо с надлежащей информацией о площади многоквартирного для производства перерасчета в ОАО «ЕИРЦ».
В соответствии со ст. 13 ФЗ N2300-1 «О Защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», является самостоятельной мерой ответственности, которая установлена законом императивно и применяется судом в обязательном порядке при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. То есть взыскание штрафа является обязанностью суда.
Штраф в пользу истцов не подлежит взысканию поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2017 года.
Судья Кукленко С. В.