ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-741/2017 2-741/2017~М-5342/2016 М-5342/2016 от 1 февраля 2017 г. по делу № 2-741/2017


Дело №2-741\17


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

01 февраля 2017 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Мищенко П.Н.,

при секретаре Шахове О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Ростова-на-Дону в интересах Р.Л.А. к ОАО «ЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону» об обязании произвести ремонт общедомового прибора учета по отоплению, -

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах Р.Л.А. к ОАО «ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону» об обязании произвести ремонт общедомового прибора учета по отоплению и ввести его в эксплуатацию в многоквартирном жилом доме(МКД) по адресу: . В обоснование иска указал, что многоквартирный дом находится под управлением ОАО «ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дои) на основании протокола общего собрания собственников, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, договора управления МКД. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее, и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. Согласно подпунктам «и», «к» пункта 11 «Правил содержания общего имущества…», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме. Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении 27.11.2009г. работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. На этом основании, а также с учетом того, что общедомовой прибор учета фактически установлен, но не эксплуатируется из-за выхода его из строя, независимо от действий собственников МКД управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Как следует из материалов проверки в настоящее время общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанном МКД не эксплуатируется в целях осуществления учета тепловой энергии, так как находится в неисправном состоянии. Согласно справке МСЭ -2015 № 1552104 Р.Л.А. является инвалидом 2 группы. Выявленные по обращению Р.Л.А. нарушения содержания общего имущества дома в результате бездействия ОАО «ЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону», свидетельствуют о произведении расчета Р.Л.А., проживающей в МКД по в , а также неопределенному кругу потребителей, за потребленную тепловую энергию по нормативу, что напрямую наносит ущерб ее праву как собственнику помещения указанного многоквартирного дома.

Представитель истца – Панарин Р.А., помощник прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, указав, что Управляющая компания ненадлежащим образом осуществляет свои обязанности, нарушая права инвалида и иных потребителей, требования действующего законодательства. Ответчик не предпринимает мер к устранению нарушений, мотивируя это задолженностью по коммунальным платежам, что к делу отношения не имеет.

Представитель ответчика ОАО «ЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону» - Меняйленко В.В., действующий на основании доверенности, в суд явился, иск не признал и пояснил, что процедура установки коллективных приборов для обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения их показаний при осуществлении расчетов за потребленные энергетические ресурсы регламентирована положениями ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Согласно ч.5 ст.13 Закона «Об энергоснабжении» установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч.6 настоящей статьи, собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступление в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. В силу ч.9 названной статьи с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. В силу п.п.16,42 вышеуказанных Правил, надлежащее содержание общего имущества МКД обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч.5 ст.161, ст.162 ЖК РФ. В данном договоре задача по ремонту и замене общедомового прибора учета по отоплению отсутствует. Таким образом, ремонт замена общедомового прибора учета в перечень обязанностей управляющей организации не входит, статьей «оплата содержание и ремонт общедомового имущества» не покрывается. Общего собрания собственников указанного МКД по вопросу ремонта / замены общедомового прибора учета не проводилось. Стоимость указанного ремонта / замены общедомового прибора учета на общем собрании собственников не определялась. Общего собрания собственников по вопросу заключения договора на выполнение работ по ремонту / замене общедомового прибора чета с организацией, которая осуществляет снабжение тепловой энергией или ее передачу не проводилось. Заключение договора на выполнение работ по ремонту / замене общедомового прибора чета с организацией, которая осуществляет снабжение тепловой энергией или ее передачу не производилось. Решение о сборе средств необходимых для проведения указанного ремонта / замены общедомового прибора учета на общем собрании собственников указанного МКД не принималось. Вопрос о способе сбора необходимых денежных средств собственниками также не рассматривался. Включение в выставляемые квитанции соответствующей графы о сборе средств на ремонт / замену общедомового прибора учета не производилось. При таких обстоятельствах ответчик, являясь коммерческой организацией и выполняя свои обязанности исключительно за счет средств полученных от собственников помещений в указанном МКД, не имеет ни правовой возможности (отсутствует решение общего собрания собственников МКД по данному вопросу), ни материальной возможности (собственниками МКД не собраны средства необходимые для ремонта / замены общедомового прибора учета) для исполнения изложенных в иске требований. Считает, что при отсутствии соответствующего волеизъявления собственников МКД по указанному вопросу, а так же соответствующего финансирования со стороны собственников МКД, требования заявленные в иске заранее являются не исполнимыми. Следовательно, удовлетворяющее их решение будет являться неисполнимым. Собственники помещений в указанном МКД имеют кредиторскую задолженность перед ответчиком в общей сумме более 2654455,20 руб. за уже оказанные ответчиком услуги. Данная задолженность носит перманентный характер и имеет тенденцию к увеличению. Просит в иске отказать.

Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, суд считает установленным исследованными по делу доказательствами следующее.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст.59 ГПК РФ, - суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Из ст.67 ГПК РФ, - суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Частью 1 ст.161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании ч.2.3. ст.161 Жилищного кодекса РФ, - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношений общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п.11 ст.2 Закона «Об энергосбережении» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (ч.3 ст.162 ЖК РФ).

Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества МКД обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из ст.158 ЖК РФ, п.п. 28 и 31 Правил, в случае управления МКД управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В части 2 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» закреплено правило, согласно которому установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п.11 ст.2 Закона «Об энергосбережении» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое, в соответствии с жилищным законодательством, возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Ч.5 ст.13 Закона «Об энергосбережении» установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч.6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с ч.4 ст.12 Закона «Об энергосбережении», - в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в МКД включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

П.10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

С учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 29.09.2010г. № 6464/10, в ст.162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Таким образом, с даты вступления в силу Закона «Об энергосбережении» 27.11.2009г., работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

На этом основании, а также с учетом того, что общедомовой прибор учета фактически установлен, но не эксплуатируется из-за выхода его из строя, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ и подпункта «к» пункта 1 1 11равил.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия но оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

На основании части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться па основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил содержание общего имущества МКД включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Подпунктом «ж» пункта 10 Правил определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Суд считает установленным, что управляющая компания ОАО «ЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону» как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить ремонт и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также его надлежащую эксплуатацию. Как следует из материалов проверки, что не опровергалось и стороной ответчика в судебном разбирательстве, в настоящее время общедомовой прибор учета тепловой энергии дома по адресу: , не эксплуатируется, находится в неисправном состоянии. В связи с этим невозможно установить объемы потребления коммунального ресурса, что грубо нарушает права граждан – жильцов дома. Выявленные нарушения содержания общего имущества дома в результате бездействия ОАО «ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону», свидетельствуют о произведении расчета Р.Л.А., проживающей в многоквартирном доме по адресу: , за потребленную тепловую энергию по нормативу, что напрямую наносит ей ущерб.

Статья 45 ГПК РФ закрепляет за прокурором право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если тот по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно справке МСЭ -2015 № 1552104 Р.Л.А. является инвалидом 2 группы. Суд признает, что прокурор Советского района г.Ростова-на-Дону правомерно обратился в суд с иском в интересах указанного лица.

С учетом изложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать ОАО «ЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону» произвести ремонт общедомового прибора учета по отоплению и ввести его в эксплуатацию.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец при обращении в суд освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взыскать госпошлину 6000 рублей (ст.333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:


Обязать ОАО «ЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону» произвести ремонт общедомового прибора учета по отоплению в многоквартирном жилом доме по адресу: , и ввести его в эксплуатацию.

Взыскать с ОАО «ЖКХ Советского района г.Ростова-на-Дону» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины 6000(шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2017г.

Судья: П.Н.Мищенко