ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-5931/2016 2-5931/2016~М-4509/2016 М-4509/2016 от 22 июня 2016 г. по делу № 2-5931/2016


Дело № 2-5931/16


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

«22» июня 2016г. г.Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Фатыховой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Иванченко В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боженко В.А. к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:


Боженко В.А. обратился с иском к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о защите прав потребителей.

В обоснование иска указал, что Постановлением Правительства РФ № от 6.05.2011г. было рекомендовано установить на каждом многоквартирном доме общедомовой прибор учета энергии, который бы регистрировал всю энергию потребляемую домом. Однако в , в общедомовой прибор учета установлен не был. Статус счетчика на общедомовые нужды присвоен счетчику, предназначенному для учета электроэнергии потребляемой лампочками освещения нежилых помещений дома. Это приводит к неправильным расчетами применению завышенного коэффициента. Таким образом, учет энергии потребляемой в многоквартирном , в не соответствует требованиям предъявляемым Постановлением Правительства №, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с иском запретить использование искусственно созданного общедомового прибора учета в многоквартирном , в , обязать Таганрогское отделение ПАО «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» произвести перерасчет оплаты за электроэнергию по многоквартирному дому № по , в с июля 2015г., обязать директора ФИО3 перевести на счет истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, взыскать с ответчика судебные издержки.

В судебном заседании истец поддержал свои требования. Пояснил, что компенсацию морального вреда он просит взыскать не с конкретно директора ФИО3, а с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в его лице. Указал, что действия ответчик нарушают его права потребителя. Счетчик по учету энергии потребленной на общедомовые нужды должен быть установлен на входе в дом. Полагал, что действия ответчика по взиманию платы на потребление энергии на общедомовые нужды ответчиком не соответствует законодательству. Пояснил, что не указывает какая сумма подлежит взысканию в его пользу, так как именно ответчик должен определить какая сумма была взыскана, так как истцом заявлены требования об обязании произвести перерасчет. Пояснил, что ответчик нарушает закон, повышая показания счетчика в 40 раз неправильным применением коэффициента. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик в лице представителя, Титовой О.М., действующей на основании доверенности, исковые требования не признала. Представитель пояснила, что требования о запрете использования ОДПУ в , об обязании ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» производить начисления оплаты за потребленную электроэнергию по показаниям ИП учета, не имеет под собой никакой правовой основы. Так, с учетом положений статей 161, 162 ЖК РФ, Федерального закона N 261-ФЗ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 N 491, поскольку положениями действующего жилищного законодательства и законодательства об энергоснабжении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. После вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Частью 2 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Во исполнение требований п.9 статьи 13 ФЗ №261 многоквартирный дом, по вышеуказанному адресу, оборудован общедомовым прибором учета Тип: Меркурий 230 ВМ 03,-зав.№ (ввод общедомовой) подключенный через измерительные трансформаторы тока 200/5 с коэффициентом трансформации - 40, Меркурий 230 ВМ 03, зав.№ (ввод лифтовой), прямого включения. Введены в эксплуатацию г. (акт проверки приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 26.05.2015г. №). Таким образом, указанный МКД должен быть оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии сетевой компанией, к сетям которой технологически присоединен МКД, за счет собственников помещений. Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 с учетом положений Федерального закона от N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - ФЗ N 261). С учетом того, что многоквартирный жилой дом по указанному адресу оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ), а все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии (ИПУ). Расчет объема потребленной электрической энергии и платы за нее производится ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в соответствии с действующим законодательством, иного порядка расчета не предусмотрено. Относительно требования истца об обязании ПАО «ТНС энерго Ростов-на- Дону» вернуть незаконно начисленные денежные средства за потребленную электроэнергию с июня 2015 года пояснила следующее, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: . С принято решение о изменении способа управления, выбрана управляющая организация ООО УК «Строй Центр». Согласно п. 14 Правил № 354 Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. На основании пп. "б" п. 17 Правил №354 в доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в п. п. 14 Правил №354 (например, не заключен договор поставки коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией или такой договор расторгнут), коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация. Следовательно, не достаточно выбрать управляющую организацию на общем собрании собственников помещений, управляющая организация должна реализовать выбранный жильцами способ управления, в том числе путем заключения договоров на поставку ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. В соответствии с п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как УК, так и РСО. 25.01.2016 Минстрой России в письме №1579-С>Л/04 в адрес ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» сообщил следующее: «...Исходя из пункта 8 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил №354. Таким образом, Правилами №354 предусмотрены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем соответствующей коммунальной услуги (соответствующих коммунальных услуг). В связи с этим в силу подпункта «г» пункта 31 Правил №354 за такой ресурсоснабжающей организацией закрепляется обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в установленном Правилами №354 порядке с учетом особенностей, установленных иными нормативными актами Российской Федерации. И поскольку в пункте 40 Правил №354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги, должна взимать в том числе плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды. При этом на основании абзаца четвертого пункта 44 Правил №354 в указанном случае объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется в полном объеме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Что же касается положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Россу Федерации, Минстрой России отмечает, что нормативное содержание указанных положений распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которыми заключен договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Правовой режим договоров ресурсоснабжения, заключаемых собственниками помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, в части расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом (нежилом) помещении, а также предоставленную на общедомовые нужды, и ее начислениям осуществляется как при непосредственном управлении многоквартирным домом. Из буквального толкования указанных норм следует, что если между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией отсутствует договор на поставку электроэнергии, то ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Таким образом, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», осуществляя распределение всего объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, действует в пределах действующего законодательства и не нарушает права и интересы собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, истцом не представлен расчет позволяющий определить сумму подлежащую возврату за потребленную электроэнергию. Истец просит взыскать с директора ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. Вместе с тем, согласно п.155 Правил, денежная компенсация морального вреда взыскивается, если моральный вред был причинен потребителю вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации. Полагала, что в исковом заявлении не содержится указания на то, какие именно права потребителей, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, были нарушены ответчиком, что лишает требование о компенсации морального вреда правового основания. Просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Боженко В.А. является собственником расположенной по адресу:

Управление данным многоквартирным домом с 1.07.2009г. осуществляет ООО «Строй Центр» на основании решения общего собрания.

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

Согласно пункту 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Исходя из анализа указанных положений Правил предоставления коммунальных услуг, формул 10 - 14 приложения 2 к Правилам, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые Е. начисления коммунальных услуг на общедомовые нужды произведены ответчиком правомерно, в соответствии с указанными Правилами, а именно, как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют), которая распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

При отсутствии иного нормативного акта, имеющего большую юридическую силу и предусматривающего иной порядок расчета объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, довод жалобы о неправомерном применении указанного порядка начисления является несостоятельным.

Согласно абзацу 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в редакции Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.

Согласно п. 14 Правил № 354 Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

На основании пп. "б" п. 17 Правил №354 в доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в п. п. 14 Правил №354 (например, не заключен договор поставки коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией или такой договор расторгнут), коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация. Следовательно, не достаточно выбрать управляющую организацию на общем собрании собственников помещений, управляющая организация должна реализовать выбранный жильцами способ управления, в том числе путем заключения договоров на поставку ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. В соответствии с п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как УК, так и РСО. 25.01.2016 Минстрой России в письме №1579-С>Л/04 в адрес ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» сообщил следующее: «...Исходя из пункта 8 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил №354. Таким образом, Правилами №354 предусмотрены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем соответствующей коммунальной услуги (соответствующих коммунальных услуг). В связи с этим в силу подпункта «г» пункта 31 Правил №354 за такой ресурсоснабжающей организацией закрепляется обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в установленном Правилами №354 порядке с учетом особенностей, установленных иными нормативными актами Российской Федерации. И поскольку в пункте 40 Правил №354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги, должна взимать в том числе плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды. При этом на основании абзаца четвертого пункта 44 Правил №354 в указанном случае объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется в полном объеме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Что же касается положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Россу Федерации, Минстрой России отмечает, что нормативное содержание указанных положений распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которыми заключен договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Правовой режим договоров ресурсоснабжения, заключаемых собственниками помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, в части расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом (нежилом) помещении, а также предоставленную на общедомовые нужды, и ее начислениям осуществляется как при непосредственном управлении многоквартирным домом. Из буквального толкования указанных норм следует, что если между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией отсутствует договор на поставку электроэнергии, то ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Таким образом, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», осуществляя распределение всего объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, действует в пределах действующего законодательства и не нарушает права и интересы собственников помещений в многоквартирном доме.

Права истца как потребителя не нарушены, в связи с чем не подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с чем не подлежат возмещению и понесенные истцом судебные расходы.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :


В удовлетворении исковых требований Боженко В.А. к ПАО «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» о защите прав потребителей, запрете использования искусственно созданного общедомового прибора учета в многоквартирном , в , обязании Таганрогское отделение ПАО «ТНСэнерго Ростов-на-Дону» произвести перерасчет оплаты за электроэнергию по многоквартирному дому № по , в с июля 2015г., обязать директора ФИО3 перевести на счет истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, взыскании с ответчика судебные издержки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Фатыхова Е.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2016г.