ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-584/2017 2-584/2017~М-530/2017 М-530/2017 от 26 июня 2017 г. по делу № 2-584/2017


Дело № 2-584/2017


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гуково Ростовской области 26 июня 2017 года

Гуковский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи Петриченко И.Г.,

при секретаре Бортниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчагиной Т.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.К., к Акционерному обществу «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей о перерасчете и освобождении от оплаты за теплоснабжение,

УСТАНОВИЛ:


Истец Корчагина Т.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.К.., обратилась в суд с иском к ответчику, ссылаясь на то, что она и ее несовершеннолетняя дочь К.К. являются собственниками . В июне 2003 года в квартире истца установлено АОГВ с получением всех необходимых на время ее установки разрешений и согласований. С момента установки индивидуального отопления квартира была отсоединена от системы теплоснабжения дома. Таким образом, жильцы , в которой установлено индивидуальное отопление, не являются потребителями коммунальной услуги «теплоснабжение». До октября 2016 года теплоснабжающей организацией истцу не выставлялись платежи за отопление квартиры. С октября 2016 года такие счета ответчиком выставляются. На май 2017 года по начислена задолженность по оплате за теплоснабжение и пеня за период с 15.10.2016 года на сумму . Такие действия ответчика истец считает неправомерными и нарушающими ее права, как собственника жилого помещения, поскольку возлагают на нее обязанность вдвойне оплачивать стоимость отопления, за потребленный на отопление газ и за не потребленный коммунальный ресурс и не оказанную услугу по отоплению . Установка АОГВ в квартире истца произведена до введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011г., Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", и Жилищного кодекса РФ. В связи с чем истец просит признать незаконным начисление ей АО «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей платы за услугу центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в квартире ; обязать ответчика произвести ей перерасчет по услуге «теплоснабжение» путем исключения задолженности и пени за период с октября 2016 года по май 2017 год.

Истец Корчагина Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Корчагина С.В.

Представитель истца Корчагин С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнил в части обязать ответчика произвести Корчагиной Т.В. перерасчет по услуге «теплоснабжение» путем исключения задолженности за период с октября 2016 года по май 2017 год и начисленной на нее пени, в остальной части исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Тачанова М.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.153, ст.154 ЖК РФ граждане (в том числе, собственники жилых помещений в многоквартирном доме) обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичным образом ч.1 ст.36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

В п.п. "д", п.п. "а" п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Кроме того, п. 5 вышеуказанных Правил закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Следовательно, по смыслу п. 6 Правил во взаимосвязи с подп. "д" п. 2 и п. 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец Корчагина Т.В. и ее несовершеннолетняя дочь К.К.. являются собственниками квартиры .

АО «Донэнерго» в лице филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети Гуковский район тепловых сетей является ресурсоснабжающей организаций и оказывает коммунальную услугу по теплоснабжению.

Квартира истца с 24.06.2003 не подключена к системе отопления дома, в связи с чем, истец не получает соответствующую коммунальную услугу - отопление в централизованном порядке.

Установка индивидуального отопления была произведена истцом на основании технических условий, проекта, согласованного с МУП «Служба Заказчика по ЖКХ», которое в 2003 обеспечивало управление и эксплуатацию жилищного фонда в г. Гуково Ростовской области. После чего был произведен монтаж отопительного аппарата и ввод в эксплуатацию газового оборудования индивидуальной системы отопления в квартире истца, о чем составлен акт с участием представителя филиала «Гуковогоргаз».

Для индивидуального отопления квартиры истца был использован АОГВ, рекомендованный техническими условиями и проектом.

Истцом предоставлен паспорт на газовое оборудование, согласно которому 09.05.2003 произведен монтаж АОГВ, он признан соответствующим действующим нормам, после чего 24.06.2003 был произведен пуск АОГВ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что услуги по теплоснабжению в централизованном порядке истцу Корчагиной Т.В. не оказываются с июня 2003 года.

Как следует из предоставленных истцом квитанций Гуковского пункта Красносулинского участка ООО «Газпром межрегионгаз Ростов - на - Дону» истец производит оплату за газ в потребляемом объеме.

Ответчиком за период с октября 2016 по май 2017 начислено истцу Корчагиной Т.В. к оплате за коммунальную услугу по теплоснабжению, в том числе пени, рублей.

Согласно ч. 15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 307, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Сведений о том, что установленное в квартире истца индивидуальное отопление не соответствует вышеизложенным требованиям законодательства, в материалах дела не имеется.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Корчагина Т.В. не совершала незаконных действий, связанных с отключением квартиры от центральной системы отопления.

Правомерность установки истцом индивидуального отопления в квартире никем не оспорена.

Доказательств того, что централизованная система отопления в спорной квартире восстановлена также не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из буквального толкования вышеуказанных ном следует, что потребитель коммунальной услуги обязан оплачивать ее из фактического потребления, а Корчагина Т.В., в квартире которой установлено индивидуальное отопление, не является потребителем коммунальной услуги «теплоснабжение».

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в индивидуальном жилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется исходя из соотношения общей площади индивидуального жилого помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, умноженное на объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанной нормой Правил не предусмотрено исключение из общей площади помещений многоквартирного дома площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, при этом обязанность по начислению платы в указанной ситуации также не закреплена.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

Начисление платы за услугу теплоснабжения собственникам жилых помещений, оборудованных индивидуальной системой газового отопления, противоречит положениям пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, потребитель коммунальной услуги обязан оплачивать ее из фактического потребления.

Как указывалось выше, факт подключения квартиры, принадлежащей Корчагиной Т.В., к аппарату индивидуального отопления был зафиксирован в органе местного самоуправления и газоснабжающей организации. Ни одна из этих организаций в суд с требованием о понуждении собственника данной квартиры к восстановлению прежней системы отопления в доме не обращалась, что свидетельствует о прекращении договорных отношений с обеих сторон.

Доказательств нарушения Корчагиной Т.В. прав ответчика, либо иных лиц, причинения им ущерба в результате перехода на автономное отопление квартиры, суду представлено не было.

Кроме этого, по мнению суда, сами по себе эти обстоятельства не подтверждают причинение какого либо ущерба ответчику, который получает оплату за поставленное им количество тепловой энергии в полном объеме на основании данных коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии от абонентов, подключенных к сетям централизованного теплоснабжения, а также не опровергают того, что фактически Корчагина Т.В. потребителем тепловой энергии не является, в то время как в силу ст. 539 ГК РФ оплачивать тепловую энергию потребитель обязан в том случае, если эта тепловая энергия была принята им.

При таких обстоятельствах, суд считает требования истца Корчагиной Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Корчагиной Т.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.К., удовлетворить.

Признать незаконным начисление Корчагиной Т.В. Акционерным обществом «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей платы за услугу центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в квартире ; обязать Акционерное общество «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей произвести Корчагиной Т.В. перерасчет по услуге «теплоснабжение» путем исключения задолженности за период с октября 2016 года по май 2017 год и начисленной на нее пени.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2017.

Судья И.Г. Петриченко