ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-5513/2016 от 30 сентября 2016 г. по делу № 2-5513/2016


Дело № 2-5513/2016


Решение


Именем Российской Федерации

30 сентября 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.

при секретаре Зоренко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» к ФИО2, Юмаев А.Н., Юмаеву Д.Н. о взыскании задолженности, встречному иску ФИО2 к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л :


ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований истец указал, что между ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» и ответчиком, проживающим по адресу: г.Ростов-на-Дону, , кВ.5, заключен договор энергоснабжения (лицевой счет №), по которому истец поставляет по вышеуказанному адресу через присоединенную сеть электрическую энергию (ст. 539 ГК РФ). В соответствии с п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок. Ответчиком не оплачена потребленная электроэнергия за июль 2015г. – март 2016г. на сумму 6 083,70 рублей. С учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ просил взыскать солидарно с Юмаевой Т.С. и Юмаева А.Н. сумму задолженности за потребленную электроэнергию в размере 6 866,98 рублей, пени в размере 266,99 рублей, расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче искового заявления в суд.

В свою очередь Юмаева Т.С. обратилась со встречным иском к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», в котором указала на то, что при начислении платы за потребленную электроэнергию ответчиком нарушены прав истца как потребителя. Так в квитанциях за потребленную электроэнергию, начиная с июля 2015г., стоит цена за один киловатт сверх социальной нормы – 4,90 рублей, однако на указанный период времени действовали другие тарифы – 4,43 рубля за один киловатт сверх социальной нормы. В связи с чем полагала, что ответчиком нарушены права истца как потребителя на оплату услуг по единым ценам, установленным для потребителей в РО. Также полагала, что в нарушение действующего законодательства ответчик напрямую выставлял истцу счета за потребленную электроэнергию, в то время как истец в числе других собственников МКД выбрали управляющую компанию ООО «ЖКХ Ленинского района». Полагая себя ненадлежащим ответчиком по делу, Юмаева Т.С. указывает на то, что МКД находится в управлении ООО «ЖКХ Ленинского района», в связи с чем истцу как ресурсоснабжающей организации не предоставлено право на взыскание с потребителей платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. В связи с чем просила отказать в удовлетворении иска ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»; признать незаконным начисления ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по оплате сверх социальной нормы 4,90 рублей; обязать прекратить начисления Юмаевой Т.С. по сверхсоциальным нормам с ДД.ММ.ГГГГ, и признать их незаконными с указанного времени; обязать прекратить начисления Юмаевой Т.С. за электроэнергию напрямую с ДД.ММ.ГГГГ и признать их незаконными с 01.2013 года.

Представитель ПАО ТНС в лице Срабионовой Т.М. в судебное заседание явилась, просила удовлетворить исковые требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске. Пояснила, что ранее был расторгнут договор электроснабжения, заключенный между ПАО ТНС и ООО «ЖКХ Ленинского района» в связи с ненадлежащим исполнением последним своих обязательств, в связи с чем ПАО приобрело статус исполнителя услуги перед собственниками помещений МКД, и соответственно стало выставлять плату за потребленные услуги. Полагала необоснованными встречные исковые требования, просила отказать в их удовлетворении.

Юмаева Т.С. в судебное заседание явилась, просила удовлетворить встречные исковые требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске, и отказать в удовлетворении иска ПАО ТНС. Пояснила, что задолженность за потребленную электроэнергию за указанный период времени она не погашала ни в пользу ПАО ТНС, ни в пользу ООО «ЖКХ Ленинского района», также указывая на то, что ее размер иной, чем требует истец.

Представитель Юмаевой Т.С. в лице Петрова А.А., действующего на основании доверенности в судебное заседание явился, просил удовлетворить встречные исковые требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске, и отказать в удовлетворении иска ПАО ТНС.

Юмаев А.Н. в судебное заседание явился, просил удовлетворить встречные исковые требования Юмаевой Т.С., полагая их законными и обоснованными, и отказать в удовлетворении иска ПАО ТНС.

Ответчик Юмаев Д.Н. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Юмаева Т.С. и Юмаев А.Н. являются собственниками (по ? доли каждый) г.Ростова-на-Дону. Ответчик Юмаев Д.Н. зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Управление многоквартирным домом по в г. Ростове-на-Дону осуществляет ООО «ЖКХ Ленинского района».

Между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (далее по тексту ПАО ТНС) и ООО «ЖКХ Ленинского района» до ДД.ММ.ГГГГ действовал договор энергоснабжения №, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителям электрической энергии в лице управляющей организации, а потребитель в лице управляющей организации плачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

В связи с ненадлежащим исполнением управляющей организацией ООО «ЖКХ Ленинского района» своих обязанностей перед ПАО ТНС по оплате поставленной электроэнергии и наличием задолженности, в октябре 2013 года ПАО ТНС в одностороннем порядке расторгло договор электроснабжения с управляющей организацией ООО «ЖКХ Ленинского района», вследствие чего приняло на себя статус исполнителя услуги электроснабжения перед ее потребителями, собственниками помещений в многоквартирном доме, и соответственно последним стало выставлять плату за электроснабжение, в т.ч. в отношении точек поставки МКД по в г. Ростове-на-Дону.

С указанного времени ООО «ЖКХ Ленинского района» не начисляла и не взимала с Юмаевых плату за общедомовое потребление электрической энергии, а они в свою очередь управляющей организации оплату за общедомовое потребление электрической энергии не производили.

Многоквартирный дом по оборудован общедомовым прибором учета типа ЦЭ6803 М7 Р32 №. Согласно акту № от 04.06.2016г. проверки приборов учета электроэнергии по вышеуказанному адресу, прибор учета признан расчетным, нарушений в работе прибора выявлено не было. То есть данный прибор учета не имеет нарушений, в работу допущен.

Как следует из представленного суду расчета (л.д. 83-84), задолженность ответчиков за потребленную электроэнергию по общедомовым прибором учета за период с июля 2015 по июль 2016 года составляет 6 866,98 рублей.

Факт неоплаты за потребленную электроэнергию, приходящуюся на общедомовые нужды, Юмаевыми не оспаривался.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющим организациям и ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.

Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без наличия соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, следовательно, в случае отсутствия договора энергоснабжения управляющая организация не вправе выставлять гражданам плату за потребленную электрическую энергию.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно п.8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пп.9 и 10 Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.

При этом в силу п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.

Согласно п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Подпунктом "б" пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 14 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.

Из буквального толкования указанных норм следует, что, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

При этом в силу п. 8 Правил ресурсоснабжающая организация (в данном случае - ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону») не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике").

Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из изложенного, и принимая во внимание отсутствие договорных отношений по поставке ресурсов между ресурсоснабжающей организацией ПАО ТНС и управляющей организацией ООО «ЖКХ Ленинского района», осуществляющей обслуживание в т.ч. г.Ростова-на-Дону, следует признать законными требования истца по взиманию платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, непосредственно с собственников (нанимателей) многоквартирного дома, и соответственно не подлежащими удовлетворению встречные исковые требования Юмаевой Т.С. в указанной части.

Следует также отметить, что ответчиками (истцом по встречному иску) не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав оспариваемым начислением. Так, прекращение договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией по энергоснабжению многоквартирного дома не освобождает последнюю в силу заключенных договоров на управление многоквартирным домом с собственниками помещений от обязанности по содержанию общего имущества, по эффективному управлению многоквартирным домом. В свою очередь, истцы в отличии от ресурсоснабжающей организации наделены полномочиями проверять качество предоставляемых управляющей организацией услуг, требовать от нее оплаты за так называемый «сверхнормативный объем коммунальных услуг», потребленный на общедомовые нужды, что предусмотрено п.44 Правил, в конечном итоге, не лишены права произвести ее замену. При этом, такой порядок оплаты электроэнергии не лишает их права также проверять правильность начисления коммунальной услуги энергоснабжающей организацией, в том числе с участием управляющей организацией или совета дома, оспаривать размер начисления в установленном порядке. Таким образом, выполнение ресурсоснабжающей организацией функции исполнителя коммунальной услуги перед собственниками помещений не ведет к произвольному учету электроэнергии, в том числе потребляемой на общедомовые нужды, к освобождению от ответственности управляющей организации за качество предоставляемых услуг и за принятие мер к минимализации общедомовых затрат, что в данной ситуации свидетельствует об отсутствии нарушенных прав истцов со стороны ответчика. Иное разрешение заявленных требований в условиях, когда управляющая организация уклонилась от исполнения обязательств по подаче электроэнергии собственникам помещений многоквартирного дома, не оспорив прекращение договора энергоснабжения и не приняв мер к погашению задолженности по настоящее время, тем самым переведя многоквартирный дом истцов в части получения услуги по энергоснабжению к форме непосредственного управления, приведет к дальнейшей неоплате потребляемой, в том числе истцами, электроэнергии и к использованию не по прямому назначению платежей потребителей.

При этом как следует из материалов дела, начисление платы за коммунальную услугу осуществлялось по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления муниципального образования.

Так с 01.01.2015 по 31.12.2015гг. на территории Ростовской области действовали цены (тарифы) на электрическую энергию, установленные Региональной службой по тарифам Ростовской области, утвержденные Постановлением РСТ РО от 25.12.2014 N 85/32 (ред. от 31.03.2015) "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ростовской области".

Как следует из названного Постановления, размер одноставочного тарифа сверх социальной нормы потребления на 2 полугодие 2015 года составил - 4,90 рублей за киловатт. Начисление задолженности, исчисляемой с июля 2015 года также осуществлялось ПАО ТНС исходя из тарифа 4,90 рублей за киловатт, в связи с чем суд находит необоснованными как возражения, так и доводы встречного иска в части необходимости исчисления размера тарифа из 4,43 рублей. При этом суд принимает во внимание, что действие тарифа (4,43 рублей) распространяется только на 1-е полугодие 2015 года, в то время как спорным является период, начинающийся со 2-го полугодия.

В этой связи правовых оснований для признания незаконными начислений ПАО ТНС по оплате электроэнергии сверх социальной нормы по тарифу 4,90 рублей, и соответственно обязания прекратить начисления по сверхсоциальным нормам с 01.10.2013 года, признание их незаконными с указанного времени, не имеется.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречного иска в полном объеме.

Таким образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований ПАО ТНС в части взыскания с ответчиков задолженности за потребленную электроэнергию по общедомовому прибору учета в размере 6 866 рублей 98 копеек.

Суд полагает возможным согласиться с представленным истцом расчетом задолженности, поскольку он произведен с учетом количества потребленной электроэнергии. Расчеты сделаны специалистом, поэтому не доверять представленным расчетам у суда не имеется оснований.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика пени за нарушение установленного законом срока за оплату потребленной электроэнергии, суд руководствуется положениями п. 14 ст. 155 ЖК РФ, согласно которой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

Поскольку в данном деле суд по результатам оценки представленных в дело доказательств пришел к выводу о доказанности ПАО ТНС факта неисполнения ответчиками обязательства по оплате коммунальной услуги электроснабжения в установленный законом срок, суд считает обоснованным требование истца о взыскании с ответчиков Юмаевой Т.С. и Юмаева А.Н. пени в размере 266,99 рублей, расчет которой произведен ПАО ТНС в соответствии с положениями п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований подлежит взысканию с ответчиков Юмаевой Т.С. и Юмаева А.Н. в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» – удовлетворить

Взыскать с ФИО2, Юмаев А.Н. солидарно задолженность за потребленную электроэнергию в размере 6 866 рублей 98 копеек, пени в размере 266 рублей 99 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Встречные исковые требования ФИО2 к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья