ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-3576/2016 2-3576/2016~М-3913/2016 М-3913/2016 от 25 июля 2016 г. по делу № 2-3576/2016


отметка об исполнении решения дело № 2-3576/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

25 июля 2016 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Савельевой Л.В.

при секретаре судебного заседания Беляевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Палагиной Н.С. к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Ростов-на-Дону», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Коммунальный стандарт» о защите прав потребителей, признании действий неправомерными, взыскании суммы, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:


Палагина Н.С. обратилась в суд с двумя исками к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Коммунальный стандарт» о защите прав потребителей, признании действий неправомерными, взыскании суммы, компенсации морального вреда, штрафа, указав, что она проживает в квартире № дома , является потребителем электроэнергии, в связи с чем открыты лицевые счета № на квартиру № и № на квартиру №. Договор управления многоквартирным домом заключен с управляющей компанией ООО «Коммунальный стандарт».

С октября 2013 г. ответчик, несмотря на то, что является ресурсоснабжающей, а не управляющей организацией, в счете на оплату за электроэнергию стал начислять и принимать к оплате, помимо суммы за индивидуальное потребление электроэнергии, и сумму за оплату электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды.

Истец считает действия ответчика по начислению оплаты за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды неправомерными, исходя из того, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ). Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

На основании ст. 1102 ГК РФ, п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, ст.ст. 10, 13, 15 и 28 Закона «О защите прав потребителей», ст.ст. 131 - 132 ГПК РФ Палагина Н.С. просит признать действия ответчика по взиманию платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды многоквартирным домом ( кв. № и кв. №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными; взыскать с ответчика в пользу истца сумму, уплаченную истцом за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1626,69 рублей по квартире № и 1292,43 рубля по квартире № ; штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя; компенсацию морального вреда в общем размере 20 000 рублей; расходы на оплату услуг представителя по двум искам в размере 20000 рублей.

Иски Палагиной Н.С. при принятии были соединены судом в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебное заседание Палагина Н.С. не явилась. Просила рассмотреть дело в её отсутствие ( л.д. 36).

Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» Заичко О.А., действующий на основании доверенности № 54 от 01.07.2016 года, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Коммунальный стандарт», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Не сообщил суду о причине своей неявки, не просил об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, представителя третьего лица, в порядке ч.4, 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования Палагиной Н.С. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения сторон по настоящему делу регулируются ст.ст. 539, 540, 544 ГК РФ, ст.ст. 153, 154, 155,157,161 ЖК РФ, ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об энергосбережении), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 ( далее Правила), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, Правилами устройства электроустановок, утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999 года.

Судом установлено, что Палагина Н.С. является собственником квартиры № и собственником доли в праве общей долевой собственности на квартиру , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ( л.д. 7, 19).

Из содержания исков следует, что истица проживает в указанных жилых помещениях и является потребителем коммунальных услуг, в донном случае- электроэнергии.

Из содержания иска и возражений ответчика на исковое заявление усматривается, что управляющей организацией, осуществляющей управление МКД , является ООО «Коммунальный стандарт». Между ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» (после переименования ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону») и ООО «Коммунальный стандарт» был заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.

С 01.10.2013 года договор энергоснабжения № был расторгнут на основании п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года.

Сведений о заключении договора энергоснабжения с иной организацией в целях поставки электроэнергии МКД , в материалах дела не имеется.

В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил. В подпункте «в» пункта 9 Правил в качестве одного из таких лиц указывается ресурсоснабжающая организация, а в силу подпункта «г» п. 31 Правил ресурсоснабжающая организация, как исполнитель, имеет право на расчет стоимости предоставленного коммунального ресурса.

Согласно пункту 44 Правил «...установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил № 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами № 354 исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам №354». Являясь исполнителем коммунальной услуги, ресурсоснабжающая организация получает и право начисления и получения платы за коммунальную услугу, в том числе израсходованную на общедомовые нужды.

Поскольку в рассматриваемом случае между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией отсутствует договор энергоснабжения, положения пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ к данным правоотношениям не подлежат применению, так как указанная правовая норма применяется в случае оказании и оплаты коммунальных услуг управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами, то есть относится к ситуации, когда управляющая компания выбрана, а договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией заключен, но в тоже время жителям предоставляется право на общем собрании принять решение об оплате коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации, в качестве выполнения обязательств перед управляющей компанией.

В данном же случае внесение платежей ресурсоснабжающей компании осуществляется на основании норм законодательства, так как имеют место иные условия.

В соответствии с п. 15 и п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г. (далее - Основные положения) в случае, когда гарантирующий поставщик в одностороннем порядке расторгает с исполнителем коммунальных услуг договор энергоснабжения, то он обязан принять на обслуживание граждан-потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Пункт 53 Основных положений признан соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2013г. № ВАС-1600/13.

В судебном заседании установлено, что ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» после отказа от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с ООО Коммунальный стандарт», приняло на обслуживание собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома № по адресу , в котором расположены принадлежащие истице жилые помещения, тем самым не допустив перерыва в поставке электрической энергии.

Пункт 17 Правил прямо предусматривает случаи, при которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг (то есть имеет право на получение платы за коммунальную услугу, в том числе израсходованную на ОДН) и приступает к предоставлению коммунальной услуги непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Следовательно, утверждение истца о том, что законодательство не допускало возможности прямой оплаты ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, израсходованные на общедомовые нужды, основано на неверном толковании закона.

Ссылаясь на п. 17 Правил и перечисляя случаи, при которых ресурсоснабжающая является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями и приступает к предоставлению коммунальной услуги, получая право на получение стоимости расходов на ОДН, истец не учитывает, что указанным пунктом Правил предусмотрен и случай, когда способ управления МКД выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, а именно не наступила дата начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Наличие данного уточнения в подпункте «б» п. 17 Правил так же говорит о том, что законодательство предусматривает возможность непосредственного внесения оплаты за ОДН ресурсоснабжающей организации при наличии управляющей компанией, если между ними отсутствует договор поставки коммунального ресурса.

Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении;, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.

Решением Верховного Суда РФ от 13 января 2014г. по делу № АКПИ13-1116 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354" установлено, что "оспариваемое нормативное предписание, закрепляя правило о том, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, основывается на носящих специальный характер положениях части 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, согласуется с системой находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающее установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией".

Определение Судебной коллегии Ростовского областного суда от 18.08.2014 года по делу № 33-11135/2014 имеет преюдициальное значение по настоящему делу, т.к. предметом рассмотрения дела № 33-11135/201 был факт начисления и взимания с граждан проживающих в многоквартирных домах г.Волгодонска электроэнергии за места общего пользования с 01.10.2013г., вследствие одностороннего отказа от исполнения договоров энергоснабжения с управляющими компаниями. Действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (ранее до 01.07.2015 ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго») признаны Судебной коллегией Ростовского областного суда по делу № 33-11135/2014 правомерными.

Пункт 31 Правил прямо устанавливает обязанность управляющей компании заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Пунктом 14 Правил предусматривается, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, статус исполнителя коммунальной услуги у управляющей организации, товарищества собственников жилья или жилищного кооператива зависит от наличия договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией, а не от выбора жителями способа управления.

Поскольку договор энергоснабжения между ПАО «ТНМ энерго Ростов-на-Дону» и ООО «Коммунальный ресурс» был расторгнут, управляющая организация лишилась правовых оснований для поставки коммунального ресурса, так как не осуществляет его приобретение, а, следовательно, не имеет правовых оснований и для сбора денежных средств с жителей, в том числе, и на оплату электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды.

ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» приобретает на оптовом рынке электроэнергию для жителей многоквартирных домов в объёмах, исходя из общедомового потребления электроэнергии (по общему прибору учёта, установленному на вводе в многоквартирный дом). Оплата услуг по передаче электрической энергии по сетям сетевой организации осуществляется также исходя из общедомового потребления электроэнергии.

В соответствии с абзацем 4 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсонабжающая организация, то объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 44 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом не применяется общий порядок расчета, установленный абзацем 2 и абзацем 3 пункта 44 Правил и предусматривающий, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.

Таким образом, суд приходит к выводу, что расчет размера начисляемой ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов истца, поскольку ресурснабжающая организация после расторжения договора энергоснабжения с управляющей организацией является исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем, в соответствии с абзацем 4 пункта 44 Правил размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, не ограничивается нормативом потребления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям, поэтому конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 424-0).

Правительство Российской Федерации в силу полномочий, закрепленных частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также было вправе, основываясь на положениях статей 37, 42, части 2 статьи 156 названного Кодекса, применить установленное данными законоположениями правило пропорционального определения размера долей в праве общей собственности на общее имущество и размера платы за жилое помещение и при расчете и распределении между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных оспариваемым в части пунктом 44 Правил № 354.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено противоправности действий ответчика, а также нарушений прав истца как потребителя коммунальной услуги со стороны ответчика, вследствие чего отсутствуют, предусмотренные ст. ст. 13, 15 Закона о защите прав потребителей основания для взыскания с ответчика сумм, оплаченных истцом за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию, компенсацию морального вреда и штрафа.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исков Палагиной Н.С. к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Ростов-на-Дону», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Коммунальный стандарт» о защите прав потребителей, взыскании суммы, компенсации морального вреда, штрафа отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 04 августа 2016 года.

Судья Л.В. Савельева




По коммунальным платежам