ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 12-456/2016 от 26 октября 2016 г. по делу № 12-456/2016


№ 12-456/16


РЕШЕНИЕ


26.10.2016 года г.Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,

рассмотрев жалобу привлекаемой на постановление № от начальника ИФНС России по по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т, года рождения, уроженки , проживающей по адресу: ,

У С Т А Н О В И Л:


Постановлением начальника ИФНС России по по делу об административном правонарушении, генеральный директор ООО УК «Уютный Дом» Т признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере рублей. Постановление мотивировано тем, что по вине генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т по состоянию на ООО УК "Уютный дом" не имеет открытых специальных банковских счетов. Денежные средства, полученные от физических лиц по агентскому договору № от перечислялись ООО «ЕИРЦ» на расчетный счет ООО УК "Уютный дом" №, не являющийся специальным банковским счетом, в нарушение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Привлекаемая подала в суд жалобу на указанное постановление с целью его отмены в связи с отсутствием состава административного правонарушения либо прекращения производства по делу с применением ст. 2.9 КоАП РФ. В жалобе ссылается на то, что не допущено нарушение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

В судебном заседании при рассмотрении жалобы привлекаемая не участвовала, о времени и месте его проведения извещалась.

Рассмотрев доводы жалобы, судья признает её требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 3 ст.30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об АП подлежит, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения. Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

Бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возложено на должностное лицо.

Давая оценку постановлению начальника ИФНС России по судья приходит к выводу о том, что в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, объективно подтверждающие вину генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т отсутствуют.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления являются существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, как того требуют нормы ст. 24.1 КоАП РФ.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела. Нормы ст. 26.1 КоАП РФ обязывают определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи, органа, должностного лица.

Согласно п. 1 - 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

наличие события административного правонарушения;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

виновность лица в совершении административного правонарушения...

Судом установлено, что при проверке соблюдения платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей ООО "УК "Уютный дом", а именно:

По состоянию на 3006.2016 по данным ИФНС Россия по ООО "УК "Уютный дом" не имеет открытых специальных банковских счетов.

Денежные средства, полученные от физических лиц по агентскому договору № от перечислялись ООО «ЕИРЦ» на расчетный счет ООО "УК "Уютный дом" №, не являющийся специальным банковским счетом.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от №.

уполномоченным должностным лицом в отношении генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т составлен протокол об административном правонарушении № по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемом платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, составляет нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ.

В силу статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ его положения не применяются в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим законом, а также осуществляемых в безналичном порядке.

Согласно статье 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 названного закона).

Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

При этом пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ содержит понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерация, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении; получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги вносятся управляющей компании. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается, в том числе, и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Оспаривая наличие у управлявшей компании статуса платежного агента, имеется указание на то, что согласно уставу основными видами деятельности общества являются: управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Между тем, из материалов дела усматривается, что управляющей компанией заключены договоры поставки (подачи) ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Согласно данным договорам управляющая компания является абонентом или покупателем ресурса и несет обязанность по оплате оказанных коммунальных ресурсов, обеспечивает подачу коммунальных ресурсов собственникам и пользователям помещений: в многоквартирном доме, жилых домов, обеспечивает исправность, сохранности, своевременную проверку приборов учета, целостность пломб; в соответствии е жилищным законодательством обеспечивает ремонт или замену проборов учета.

ООО УК «Уютный Дом» (далее - Принципал) заключен агентский договор № от с ООО «ЕИРЦ» (далее - Агент), по которому в соответствии с п. 1.1 Принципал поручает, а Агент берет на себя обязательства совершать от имени и за счет Принципала указанные в п. 2.1 настоящего договора действия, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги.

В соответствии с п. настоящего договора. Агент принимает оплату от населения и перечисляет собранные средства по назначению.

В соответствии с п. настоящего договора, Агент ведет учет поступивших средств по видам платежей и поставщикам услуг.

В соответствии с п. настоящего договора. Агент заключает по согласованию с Принципалом, от имени и за счет Принципала договоры с пунктами приема платежей на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с п. 3.1.1 настоящего договора, все денежные средства, поступившие на расчетный счет Агента по содержанию, ремонту, и дополнительным услугам, Агент перечисляет на расчетный счет Принципала.

По пункту 4.1 настоящего договора вознаграждение Агента составляет 1,7% от суммы начислений плюс 1,5% комиссионный сбор от суммы, поступающих на расчетный счет Агента денежных средств за ЖКУ в месяц,

В соответствии с п. 4.3 настоящего договора, вознаграждение выплачивается Агенту в следующем порядке: агент оставляет в своем распоряжения 3,2% от суммы поступивших денежных средств. Удержание производится при выполнении каждого перечисления платежей.

В соответствии с договорами управления многоквартирным домом, заключенными управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного дома, собственник поручает, а управляющая компания принимает на себя обязательства от своего имени в интересах и за счет собственника совершать все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполните работ и оказание услуг по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества в нем, предоставлению коммунальных услуг и иных услуг собственнику.

Следовательно, действия управляющей компании по приему платежей от физических лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, оплата коммунальных и иных услуг за счет средств, полученных от названных физических лиц, направлены на обеспечение выполнения управляющей компанией принятых на себя договорных обязательств по управлению многоквартирными домами и предоставлению собственникам жилищно-коммунальных услуг.

В рассматриваемом случае управляющая компания является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с этим применительно к Федеральному закону N 103 -ФЗ она признается поставщиком услуг

При таких обстоятельствах оснований считать, что управляются компания является платежным агентом, в связи с чем, к ее деятельности подлежит применению Федеральный закон N 103 -ФЗ не имеется.

Таким образом, обоснованность привлечения генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ вызывает сомнения, а обжалуемое постановление подлежит безусловной отмене, в связи с отсутствием в действиях генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:


Постановление № от начальника ИФНС России по по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т - отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО УК «Уютный Дом» Т в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии.

Судья Семеняченко А.В.