Постановление № 5-74/2016 от 23 мая 2016 г. по делу № 5-74/2016
ДЕЛО №5-74/2016
23 мая 2016 г. г. Ростов-на-Дону
Судья Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Федоров А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ПАО «» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ,
В Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону из прокуратуры поступило дело об административном правонарушении в отношении ПАО «» (далее – Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.
Представитель Общества в судебное заседание, явился, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель прокуратуры извещен судьей о дате и времени судебного заседания.
Судья, рассмотрев дело об административном правонарушении, выслушав лиц участвующих в деле, пришёл к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района в рамках проведения проверки по обращению Крывчак Л.А. о нарушении ПАО «» законодательства о защите прав потребителей установлено следующее:
Согласно доводам обращения Крывчак Л.А., ПАО « неверно производит расчет платы за потребленную электроэнергию, в связи с чем, только в ДД.ММ.ГГГГ ею произведена переплата в сумме более 500 рублей.
По информации СМО ПАО « в расчетах платы за коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома Крывчак ЯЛ., расположенного по адресу: ул применяется социальная норма потребления электрической энергии для домохозяйств 2 группы (получателям пенсии по старости либо инвалидности), к величине социальной нормы применяется коэффициент 1,5.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ введены коэффициенты сезонности социальной нормы электрической энергии, величина которых составляет: с февраля по апрель - 0,9; с июня по август - 1,1; в остальные месяцы - 1. Таким образом величина социальной нормы потребления электрической энергии для жилого дома Крывчак Л.А. составляет: с ДД.ММ.ГГГГ - 332 кВт.ч. (246x1,5x0,9); с ДД.ММ.ГГГГ - 406 кВт.ч. (246x1,5x1,1); в остальные месяцы - 369 кВт.ч. (246x1,5). То есть потребленная в пределах социальной нормы электроэнергия оплачивается по 2,45 руб. за кВт.ч., а сверх социальная норма -по 3,43 руб. за кВт.ч.
Установлено, что потребитель Крывчак Л.А. в установленные законом сроки и в полном объеме производила оплату за потребленную электроэнергию, что показал анализ предоставленных заявительницей счетов на оплату за электроэнергию за 2014-2015 годы.
Согласно ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе, на основании платежных документов, представляемых не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 67 Правил № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Согласно пункту 69 данных Правил в платежном документе указывается в том числе, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Согласно п.п. ж п.31 Правил № 354, исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставляемых потребителями сведений об их показаниях.
Таким образом, несмотря на значительную переплату за поставленную электроэнергию практически каждый месяц, ПАО « выставлялись счета по оплате за электроэнергию, в которых значилась задолженность, что влекло переплату потребителем Крывчак Л.А. и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года переплата составила 471,05 руб.
Кроме, того, Крывчак Л.А. при оплате коммунальных услуг за февраль, указала, что ею потреблено 394 кВт.ч., при показании счетчика «5844 кВт.ч.». Вместе с тем, ПАО «» при выставлении счета на оплату за март, указаны показания счетчика - «5824 кВт.ч.»., в связи с чем произведена переплата на сумму 49 руб. (20x2,45 руб.).
Таким образом, общая переплата Крывчак Л.А. за электроэнергию в ДД.ММ.ГГГГ составила 520,05 руб.
Согласно пояснениям представителя «», указанная задолженность образовалась в связи с тем, что при определении объема потребленной электроэнергии, используются показания прибора учета, имеющие более позднюю дату, в том числе, ежемесячно предоставляемые сетевой организацией ОАО » - СМЭС, полученные по результатам контрольного съема приборов учета.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Направление ПАО «» Крывчак Л.А. счетов на оплату с требованием об уплате задолженности в течение 2015 года привело в заблуждение потребителя относительно суммы задолженности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению.
В рассматриваемом случае действия ПАО « выразившиеся в предъявлении к оплате фактически отсутствующей суммы задолженности необходимо квалифицировать по статье 14.7 КоАП РФ, как введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств, качества и цены товара (работы, услуги).
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «» возбуждено дело об административном праовнарушении по ст. 14.7 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области. По результатам рассмотрения, юридическое лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа.
Кроме того, заместителю генерального директора ПАО ГК «» - управляющему директору ПАО «» ЖДВ. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор, в том числе, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
- использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ № №, несмотря на явные нарушения Федерального законодательства, в удовлетворении представления прокуратуры района отказано, меры по устранению нарушений в установленный законом срок не приняты.
Таким образом, ПАО «», в нарушение ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», законные требования прокурора Егорлыкского района не выполнены, меры по устранению нарушений не приняты, в связи с чем, действия ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ - невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Кроме того, согласно почтовой квитанции № № представление отправлено заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ (номер почтового идентификатора №).
Согласно информации ФГУП «Почта России», опубликованной на официальном сайте (), указанное почтовое отправление вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
Ответ на представление поступил в прокуратуру района по истечении установленного срока (ДД.ММ.ГГГГ с помощью факсимильной связи), что само по себе образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ - невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Факт совершения ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» правонарушения подтверждается актом проверки, копией представления об устранении нарушений федерального законодательства, ответом на представление, а также иными материалами.
Временем совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно в этот день подготовлен и направлен ответ.
Местом совершения административного правонарушения является место регистрации »:
На основании анализа представленных доказательств, судья приходит к выводу, что вина ПАО «» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ установлена и доказана материалами дела.
Давая оценку исследованным доказательствам в их совокупности, судья считает установленными обстоятельства правонарушения в области нарушений, посягающих на институты государственной власти.
Таким образом, вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, т.е. юридическое лицо ПАО «» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ, то есть невыполнение законных требований прокурора.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей формы вины административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя было и могло их предвидеть.
Давая оценку исследованным судьей доказательствам в их совокупности, судья считает установленными обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, материалами дела об административном правонарушении, исследованного судьей при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 2.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительности необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При оценке обстоятельств совершения ПАО «» административного правонарушения, характера и степени его общественной опасности, установлено, что основания для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, с формальным составом, считается совершенным с момента выполнения виновным объективной стороны правонарушения, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими последствиями, равно как и наступления последних, для квалификации не требует, отягчающие и смягчающие обстоятельства по делу не установлены, судья полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах в сумме 50 000 рублей.
Судья считает, что указанный вид и размер административного наказания сможет обеспечить достижение цели наказания, не допущению совершению новых правонарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 20.4 ч. 1, 29.10 Кодекса РФ об АП, судья
Признать виновным юридическое лицо ПАО «» (юридический адрес: , ОГРН №) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об АП, и подвергнуть административному штрафу в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам: ; получатель - Управление Федерального казначейства по Ростовской области (Прокуратура Ростовской области), ИНН № КПП №, расчетный счет № в ГРКЦ ГУ Банка России по РО в г. Ростове-на-Дону, БИК №, л.с.ч.№, ОКАТО №. Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за административное правонарушение.
Судья А.В.Федоров
По коммунальным платежам