ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-264/2014 2-264/2014~М-184/2014 М-184/2014 от 7 мая 2014 г. по делу № 2-264/2014



Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 мая 2014 года ст. Боковская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Щетинина Д.А.,

при секретаре Хохлачевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Астон» к Семикину Василию Андреевичу о взыскании причиненного материального ущерба и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:


ОАО «Астон» обратилось в суд с иском к Семикину В.А. о взыскании материального ущерба и судебных расходов.

Сослалось на то, что ДД.ММ.ГГГГ года между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» был заключен трудовой договор, в соответствии с которым Семикин В.А. был принят на должность «водитель а/м с совмещением должности экспедитора». В этот же день между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» заключен договор о полной материальной индивидуальной ответственности Работника.

Ответчиком в период исполнения служебных обязанностей ОАО «Астон» причинен ущерб в размере рублей, который подлежит возмещению в полном объеме в соответствии со ст. 242, 243 Трудового кодекса РФ.

Ущерб причинен ОАО «Астон» при следующих обстоятельствах:

В нарушение пункта 2.2. договора о полной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ года Семикиным В.А. не было уведомлено ОАО «Астон» об утере выданной ему топливной смарт-карты № № для ее блокировки. В результате чего с топливной смарт-карты № № в период с ДД.ММ.ГГГГ года было заправлено литров дизельного топлива. Стоимость причиненного ОАО «Астон» материального ущерба составила рублей. Служебным расследованием была установлена вина Семикина В.А. в причинении указанного имущественного ущерба ОАО «Астон». Семикин В.А. признал свою вину и между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» ДД.ММ.ГГГГ года было подписано соглашение о добровольном возмещении ущерба. Являясь работником ОАО «Астон» Семикин В.А. частично возместил материальный ущерб ОАО «Астон» в сумме рублей. Остаточная задолженность на дату увольнения Семикина В.А. составила рублей.

ДД.ММ.ГГГГ года при проведении замера остатка дизельного топлива в баке и сравнительного анализа данных путевых листов на автомобиле , регистрационный знак №, вверенного Семикину В.А., была выявлена недостача дизельного топлива в количестве литра. Недостача дизельного топлива произошла по вине. Стоимость причиненного ОАО «Астон» материального ущерба составила рублей. Служебным расследованием была установлена вина Семикина В.А. в причинении указанного имущественного ущерба ОАО «Астон». Семикин В.А. признал свою вину и между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» года было подписано соглашение о добровольном возмещении ущерба.

ДД.ММ.ГГГГ года при проведении замера остатков дизельного топлива в баке и сравнительного анализа данных путевых листов на автомобиле государственный регистрационный знак №, вверенного Семикину В.А. была выявлена недостача дизельного топлива в количестве литров. Недостача дизельного топлива произошла по вине Семикина В.А. Стоимость причиненного ОАО «Астон» материального ущерба составила рублей. Служебным расследованием была установлена вина Семикина В.А. в причинении указанного имущественного ущерба ОАО «Астон». Семикин В.А. признал свою вину и между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» года было подписано соглашение о добровольном возмещении ущерба.

ДД.ММ.ГГГГ года Семикин В.А. был уволен из ОАО «Астон» по п.З ч. 1 ст.77 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работника. На момент увольнения сумма остатка долга Семикина В.А. составила рублей рубля.

ДД.ММ.ГГГГ года Семикин В.А. под роспись был уведомлен о задолженности в размере рублей и требованием в соответствии с пунктом 1.7. соглашений о добровольном возмещении ущерба внести в кассу ОАО «Астон» денежную сумму в размере рублей в срок, соответствующий дате увольнения - ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу статьи 242 названного Кодекса полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 244 Трудового кодекса Российской Федерации письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности заключаются с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Пределы материальной ответственности работника установлены статьей 241 Трудового кодекса Российской Федерации размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В статье 243 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность, в частности, в соответствии с пунктом 2 части первой указанной нормы таким случаем является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Согласно статьи 244 Трудового кодекса Российской Федерации письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности, а также типовые формы указанных договоров определены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.

Работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей, включены в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение N 1 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85). В данном Перечне наряду с экспедиторами по перевозке упоминаются "и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей", а также упомянуты работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

На основании изложенного можно сделать вывод, что работодатель вправе заключить с водителем-экспедитором договор о полной материальной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Семикина В.А. была направлена претензия с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ года полностью погасить имеющуюся задолженность перед ОАО «Астон» в размере рублей. Претензия Семикиным В.А. получена ДД.ММ.ГГГГ года. Ответ на претензию от Семикина В.А., а так же денежные средства на расчетный счет или в кассу ОАО «Астон» не получило.

В судебное заседание представитель истца не явился. В своем заявлении исковые требования поддержал и просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Ответчик Семикин В.А. в судебное заседание не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещался по месту регистрации, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности таких причин и ходатайств не представил.

Суд рассмотрел дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ОАО «Астон» подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя.

В силу требований ст. 242 ТК РФ:

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случаях недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Как предусмотрено ст. 244 ТК РФ, письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работнику имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» был заключен трудовой договор, в соответствии с которым Семикин В.А. был принят на должность «водитель с совмещением должности экспедитора» (л.д.5,8-10).

В этот же день между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» заключен договор о полной материальной индивидуальной ответственности Работника (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ года трудовые отношения между Семикиным В.А. и ОАО «Астон» прекращены (л.д. 7).

Перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности, а также типовые формы указанных договоров определены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.

Работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей, включены в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение N 1 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85). В данном Перечне наряду с экспедиторами по перевозке упоминаются "и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей", а также упомянуты работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что договор о полной материальной ответственности мог быть заключен с ответчиком, в связи с чем заключенный с ним договор о полной материальной ответственности мог служить основанием для привлечения Семикина В.А. как работника к полной материальной ответственности, что соответствует требованиям норм Трудового кодекса РФ.

Таким образом, обслуживаемое и используемое Семикиным В.А. имущество было вверено ему именно на основании договора о полной индивидуальной материальной ответственности, которую он должен нести за его недостачу.

В силу ст. 233 ТК РФ каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №52 от 16.06.2006 г. «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.

Причинение истцу ущерба и его размер подтверждаются соглашением о добровольном возмещении ущерба (л.д.11-13,20,26,), объяснением Семикина (л.д.14,23,27,28), товарными накладными (л.д.15-17,21,22,29-31), актом служебного расследования (л.д.18,24,33), служебной запиской (л.д.19,25,34).

При наличии договора о полной индивидуальной материальной ответственности именно на ответчике лежит обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении материального ущерба. Однако Семикин В.А. никаких доказательств отсутствия своей вины не представил.

Согласно ст.12 ГК РФ следует, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Согласно ст.56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из ст.57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Суд считает, что истец предоставил суду достаточные доказательства в обоснование своих исковых требований.

Суд приходит к выводу, что ответчиком Семикиным В.А. причинен материальный ущерб ОАО «Астон», который находится в прямой причинной связи с действиями ответчика.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации судебная процедура, включая производство по делам, вытекающим из трудовых отношений, определяется законодателем.

Положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, обуславливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, как социальном правовом государстве. При этом законодатель учитывает не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя (в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу), в силу чего устанавливает процессуальные гарантии защиты трудовых прав работников при рассмотрении трудовых споров в суде, к числу которых относится и освобождение работника от судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса РФ).

Так, согласно требованиям статьи 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Таким образом, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав трудовое законодательство предусматривает освобождение работников от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного частью 1 статьи 98 и частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования ОАО «Астон» к Семикину Василию Андреевичу удовлетворить частично.

Взыскать с Семикина Василия Андреевича в пользу ОАО «Астон» материальный ущерб в сумме рублей 56 копеек.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца

Председательствующий




Материальная ответственность