ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-749/2016 2-749/2016~М-283/2016 М-283/2016 от 31 марта 2016 г. по делу № 2-749/2016


№ 2-749/2016


Решение


именем Российской Федерации

31 марта 2016 года г. Азов Ростовской области

Азовский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Манаевой Л.А.,

при секретаре Поляковой К.В.,

с участием истца Головченко О.Ю.

прокурора Тапилина Д.В.

представителя ответчика Мачнеевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Азовской межрайонной прокуратуры в интересах Головченко ФИО10 к Администрации Азовского района Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма

УСТАНОВИЛ:


Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Головченко О.Ю. к Администрации Азовского района об обязании обеспечить Головченко О. Ю.жилым помещением.

Истец указал, что Головченко О.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Маргаритовского сельского поселения от 25 02 2014г. №10 она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на учет как лицо, имеющее право на получение жилого помещения.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени Головченко О.Ю. жилым помещением не обеспечена, чем нарушено её право на жилище, Азовский межрайонный прокурор просил суд обязать Администрацию Азовского района предоставить Головченко О.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Головченко О.Ю.. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что в настоящее время является лицом, не обеспеченным жильем, поскольку недвижимость приобретенная её супругом в период брака на основании договора купли- продажи от 01 10 2015г., в частности дом был непригоден для проживания, в настоящее время снесен, снят с кадастрового учета 14 марта 2016года.

Представитель ответчика-. администрации Азовского района действующая по доверенности – Мачнеева М.В.в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указывая на то, что по срокам предоставления истицы жилья в 2016 - 2018г.г. исполнение обязательств не наступило, внеочередное предоставление жилья истице нарушает права иных очередников, которые были приняты на учет ранее. Также считала, что истицей ухудшены жилищные условия, поскольку акта о том, что дом как совместное супружеское имущество на момент приобретения был в непригодном для проживания состоянии, суду не представлено.

Представитель третьего лица -отдела образования Азовского района в суд не явился, заявлением руководителя – Заярной М.В. просили слушать дело в их отсутствие, при вынесении решения полагались на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, извещенные надлежаще, в суд не явились, отзыва по иску не представили. Суд определил слушать дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, истца, представителя администрации Азовского района, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат отклонению.

Головченко О.Ю. относится к лицам из категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации Маргаритовского сельского поселения №10 от 25 02 2014г. она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и принята на жилищный учет составом семьи - один человек. На момент постановки на учет истица состояла в браке с Головченко ФИО11. Согласно свидетельства о браке брак между Фоменко ФИО12 ( ныне Головченко) и Головченко В.А. зарегистрирован 05 марта 2011года. При таких обстоятельства постановка на учет истицы составом один человек произведена без учета семейного положения истца. Как пояснила истица в судебном заседании, 01 10 2015года супруги пробрели земельный участок площадью 2769 кв.м и расположенный на нем жилой дом площадью 55,7 кв. м с хозпостройками по . Право собственности на указанное имущество было зарегистрировано за супругом, но она не отрицает, что считает данное имущество совместным супружеским.

При таких обстоятельствах суд находит, что постановка на учет истцы произведена без учета указанных обстоятельств. Довод истицы о том, что дом находился в непригодном состоянии на момент его покупки, суд находит не подтвержденным в судебном заседании. Согласно п. 5 Договора купли- продажи от 01 10 2015г. Продавец продал Покупателю недвижимость в состоянии пригодном для проживания, соответствующим образом благоустроенную, отвечающую санитарным и техническим требованиям, а также передал относящуюся к недвижимости документацию. Покупатель ознакомился с техническим состоянием приобретаемой недвижимости, претензий к ней не имеет, согласен принять её в собственность.

Согласно ст. 51ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

Таким образом право истицы на постановку на учет после утраты жилья возникло в марте 2016г. при условии, что отсутствуют обстоятельства намеренного ухудшения своих жилищных условий, предусмотренных ст.53 ЖК РФ. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как усматривается из акта обследования жилого помещения, произведенного кадастровым инженером по заказу Головченко В.А. по результатам осмотра подтверждено прекращение существования здания в результате снова( уничтожения). В результате, согласно кадастровой выписки объект недвижимости снят с кадастрового учета 14 03 2016г.

Согласно положениям ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст.57 ЖКРФ, случаев.

До 1 января 2013г. положения части 2 вышеназванной статьи Жилищного Кодекса РФ предоставляли детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы право на вне очередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

С 1 января 2013г. данная правовая норма утратила силу в соответствии с ФЗ №15-ФЗ от 29.02.2012г.

Согласно положений ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются таким детям по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Законом Ростовской области от 22.06.2006 г. N 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции от 25.10.2012 N 968-ЗС, от 03.12.2012 N 988-ЗС) исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилым помещением в качестве дополнительной гарантии определенной действующим законодательством для детей-сирот, возложена на администрацию Азовского района.

Судом не установлено, безусловных и бесспорных обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости истицы в жилом помещении на момент постановки её на квартирный учет в 2014году, исходя из того, что она являлась членом семьи собственника жилого помещения, супругой лица, приобретшего в браке с ней жилой дом. То обстоятельство, что титульным собственником выступал муж истицы не влияет на оценку обстоятельств её нуждаемости в жилье.

Таким образом, права и законные интересы истицы не нуждаются в судебной защите.

Оценивая вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора, заявленные в интересах Головченко О.Ю. в части понуждения администрации Азовского района предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежащими отклонению.

Согласно ст.3 Постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», контроль за своевременной постановкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованностью включения кандидатов в общеобластные и сводный списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году возложен на министерство общего и профессионального образования Ростовской области, а контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, возложен на министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Для предоставления жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходима совокупность юридических фактов, а именно: наличие статуса лица, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; обращение лица, имеющего право состоять из льготной очереди, в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет до достижения им возраста 23 лет; предоставление документов, необходимых для формирования учетного дела; включение его в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета по данным органов местного самоуправления; утверждение общеобластного списка областной межведомственной комиссией в целях расчета субвенций муниципальным образованием.

Судом установлено, что истица не является субъектом собственности на жилые помещения на территории Азовского района.

Однако, данное обстоятельство не порождает правовых оснований для обязания предоставления жилого помещения путем принятия судебного акта.

Согласно п.1,2 ст.1 Областного Закон Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет (орган местного самоуправления), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления ( МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи. Доказательств соблюдения указанного порядка, в частности с учетом супруга истицы, суду не представлено.

В соответствии со 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Оценивая, собранные по делу доказательства, суд находит заявленные требования необоснованными и считает, что они не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:


В удовлетворении искового заявления Азовской межрайонной прокуратуры в интересах Головченко ФИО13 к Администрации Азовского района Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений -отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в апелляционном порядке с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение принято 05 04 2016г.