ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-5410/2015 2-690/2016 2-690/2016(2-5410/2015;)~М-5248/2015 М-5248/2015 от 22 марта 2016 г. по делу № 2-5410/2015





Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

«22» марта 2016 г.

Первомайский районный суд

в составе:

судьи Коваленко И.А,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2 , МКУ «Отдел Образования ФИО2 », МКУ «Отдел », третье лицо: ФИО4 , о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

У С Т А Н О В И Л:


Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 26 марта 1987 года, решением народного суда Истца отобрали у матери ФИО1 и передали на попечение органов опеки и попечительства.

ДД.ММ.ГГГГ, Исполнительный комитет Совета народных депутатов решил определить истца в детский дом.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником Детского расположенного по адресу: 344095 , государственным попечителем истца являлся директор Детского .

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на обучении в Профессиональном училище № расположенном по адресу: , где сейчас находится «Высшая школа бизнеса ЮФУ». В октябрь 2012 года в связи с реорганизацией путем присоединения ГБОУ НПО РО ПУ № к ГБОУ НПО РО ПУ № стало располагаться по адресу . пр. 40-летия Победы, . Государственным попечителем истца в этот период являлся директор Профессионального училища №.

В 2006 году истец неоднократно находился на лечении в Психиатрической больнице, расположенной по адресу: .

До 30.09.2006г. опекунами истца являлись органы местного самоуправления.

Для досудебного урегулирования вопроса о включение истца в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ направил обращение в ФИО2 . Ответ не получен на дату обращения в суд.

Возраст сироты не может сам по себе влиять на его жилищные права, которые возникли в период пребывания в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как данное ограничение не закреплено ни в одном действующем нормативно правовом акте Российской Федерации.

В силу того, что истец не был адаптирован к самостоятельной жизни, не знал о своих правах, он своевременно не обратился в ФИО2, а в дальнейшем и в ФИО4 .

Таким образом, реализация права истца на внеочередное обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде постановки на учет возложена на органы местного самоуправления, а именно ФИО2 а в дальнейшем на ов .

На основании изложенного, истец просит суд, признать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма. Признать бездействие органов опеки ФИО2 в период до ДД.ММ.ГГГГ в вопросах реализации жилищных прав ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Признать бездействие органов опеки в период с ДД.ММ.ГГГГ в вопросах реализации жилищных прав ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать ФИО2 включить ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его ФИО2 ФИО7, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

ФИО2 ФИО8, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать.

ФИО2 МКУ «Отдел Образования ФИО2 » ФИО9 действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, просила в иске истцу отказать.

ФИО2 ФИО10, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения иска.

ФИО2 МКУ «Отдел образования » в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, а поэтому суд считает возможным постановить решением в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав ФИО2 истца, ФИО2 ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзц.1 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее Базовый закон) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, решением народного суда истца передали на попечение органов опеки и попечительства, отобрав его у матери ФИО1, которая в дальнейшем, по решению Кудымкарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, была лишена родительских прав в отношении сына ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Совета народных депутатов определ истца в детский дом.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником Детского расположенного по адресу: 344095 , государственным попечителем истца являлся директор Детского .

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на обучении в Профессиональном училище № расположенном по адресу: .

В октябре 2012 года в связи с реорганизацией путем присоединения ГБОУ НПО РО ПУ № к ГБОУ НПО РО ПУ № стало располагаться по адресу . пр. 40-летия Победы, . Государственным попечителем истца в этот период являлся директор Профессионального училища №.

До 30.09.2006г. опекунами истца являлись органы местного самоуправления.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

С учетом вступивших в силу изменений с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения ими возраста 23 лет, как было предусмотрено и ранее, пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, гражданин, относившийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Судом установлено, что истец, как это следует из материалов дела, обратился в ФИО2 по вопросу постановки на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 32 лет, ранее с таким заявлением он не обращался, в связи с чем, не состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением, должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Между тем, при возникновении данного вида спора надлежит устанавливать причины, по которым лицо, имевшее право на обеспечение жилым помещением по соответствующему договору найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на соответствующий учет. При наличии обстоятельств, указывающих на объективные и исключительные причины, не позволившие гражданину до 23 лет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, право такого гражданина может быть восстановлено в судебном порядке.

Действующий Жилищный кодекс РФ (глава 7) не лишал истца права обратиться самостоятельно в соответствующий орган власти для рассмотрения вопроса его нуждаемости в улучшении жилищных условий, каковым, по его утверждению, он являлся и является в настоящее время, однако, документально не подтверждает. Наличие отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий являлось бы доказательством нарушения его прав при рассмотрении данного искового заявления.

Руководствуясь совокупностью статьей 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», представленными документами и принимая во внимание, что истец в период возраста с 18 до 23 лет не воспользовался правом на предоставление ему благоустроенного жилого помещения, не обратился с соответствующим заявлением о предоставлении такого жилья в уполномоченный орган местного самоуправления, а на момент обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, доказательств уважительности пропуска установленного законом срока не представил, в связи с чем, суд считает, что истец утратил данное право в настоящее время, а значит, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, до принятия Федерального закона № 48-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об опеке и попечительстве») (Здесь и далее указаны положения Семейного кодекса Российской Федерации в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Пунктом 1 статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на ФИО4 этих учреждений.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 147 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 149 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

Из анализа указанных правовых норм следует, что в случае, когда дети находятся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, функции опекуна возлагались на ФИО4 учреждения. Таким образом, со стороны Органов опеки и попечительства ФИО2 и отсутствует бездействие в осуществлении полномочий опекуна в отношении ФИО3, а именно в осуществлении его жилищных прав.

Также суд считает необходимым указать следующее.

Как следует из материалов дела, истец обратился в суд с иском к ФИО2 о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на то, что ранее находился в образовательных учреждениях , а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником детского , расположенного по адресу: . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на обучении в Профессиональном училище №, расположенном по адресу: .

Истец полагает, что поскольку ФИО4 учреждений не выполнялись обязанности по защите прав несовершеннолетнего, а именно в осуществлении его жилищных прав, то на ФИО2 должна быть возложена обязанность по включению истца в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ данная точка зрения является ошибочной, поскольку она противоречит федеральному законодательству. Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Между тем из текста искового заявления и приложенной к иску доверенности, истец зарегистрирован и проживает по адресу: .

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Применительно к данным правоотношениям в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также указано на возможность обеспечения жилым помещением по месту жительства.

Поскольку местом жительства истца является , а не , то у ФИО2 отсутствуют правовые основания для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Установив указанные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В иске ФИО3 к ФИО2 , МКУ «Отдел Образования ФИО2 », МКУ «Отдел » о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, признании бездействия в реализации жилищных прав и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Первомайский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

С У Д Ь Я –

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ