ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-312/2016 2-312/2016~М-211/2016 М-211/2016 от 31 марта 2016 г. по делу № 2-312/2016


№ 2-312/2016


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

«31» марта 2016 года п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,

с участием представителя Прокурора Зимовниковского района Ростовской области - помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Павлейно Е.А.,

при секретаре Шиленко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3122016 по исковому заявлению Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Гунько А.Е. к Департаменту социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг с 10 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года, исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Гунько А.Е., общей площади жилого помещения, суд

установил:


15 февраля 2016 года прокурор Зимовниковского района Ростовской области обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с иском в интересах Гунько А.Е. к Департаменту социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг с 10 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года, исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Гунько А.Е., общей площади жилого помещения.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано следующее: «Прокуратурой района по обращению Гунько А.Е. проведена проверка исполнения Департаментом социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области (далее - ДСЗН Зимовниковского района) требований законодательства по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, а также пенсионерам из их числа. В соответствии со ст. 55 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон от 10.07.1992 № 3266-1) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей предоставляются бесплатно квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Согласно ст. 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон от 17.01.2005 № 274-ЗС) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Гунько А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время является педагогическим работником в сельской местности - учителем начальных классов в МБОУ Зимовниковская СОШ №. С ДД.ММ.ГГГГ. Гунько А.Е. является получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС. До 2011 года при определении размера вышеназванных выплат учитывалась доля жилого помещения, занимаемая гражданином, что было регламентировано Постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534, которым утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения (далее - Положение). Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2011 № 41-Г11-24 по заявлению прокуратуры Ростовской области абз. 14 п. 6.7 Положения постановления администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534 в части слов «на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения» в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признан недействующим с момента вступления данного решения в законную силу. В определении Верховный Суд указал, что в соответствии со ст.55 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники, проживающие в сельской местности, пользовались правом на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением. Указанной нормой не предусматривались какие-либо ограничения, в том числе размерами, приходящимися на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения. Не привели к утрате названного права и изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2010 № 439 «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которым педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещение. Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и гарантированное федеральным законодательством право на их получение не ограничивает. Более того, содержащееся в оспариваемой норме Положения требование об определении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с долей занимаемой гражданином общей площади жилого помещения в отношении вышеуказанных категорий граждан противоречит и областному законодательству (ст.ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС). Однако, в нарушение вышеназванных норм ДСЗН Зимовниковского района расчет выплат Гунько А.Е. производился из расчета 3 зарегистрированных совместно проживающих с Гунько А.Е. членов её семьи. В период с февраля 2013 года по июнь 2013 года выплата компенсации Гунько А.Е. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляла 735,91 руб. (61,3 кв.м. (общая площадь) /4 (кол-во зарегистрированных)*48,25 (тариф - региональный стандарт). Установлено, что расход денежных средств на оплату коммунальных услуг (потребление природного газа и электроэнергии) Гунько А.Е. в марте 2013 года составил 1751,4 руб., что превышает размер выплаченной ей компенсации. Вместе с тем, действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2011 №232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100 % компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение. Таким образом, действия ДСЗН Зимовниковского района по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа, незаконны, противоречат не только федеральному законодательству, но и вышеуказанному определению Верховного Суда РФ, нарушают гарантированное федеральным законодательством право вышеназванной категории граждан на 100 процентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и ЖКУ. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. Данное исковое заявление предъявляется прокурором района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в защиту нарушенных социальных и жилищных прав Костыриной И.А.. Просят обязать ДСЗН Зимовниковского района произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг Гунько А.Е. с 10.02.2013 по 30.06.2013 года, исходя из 100 % компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Гунько А.Е. общей площади жилого помещения».

В судебном заседании помощник прокурора Зимовниковского района Ростовской области, заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание Гунько А.Е. не прибыла, согласно заявления, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные прокурором исковые требования в её интересах поддерживает в полном объёме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области не прибыл, суду представили заявление, согласно которого, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя ДСЗН, в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать по основаниям указанным в возражении. Согласно представленного возражения следует: «Департамент социальной защиты Зимовниковского района с исковыми требованиями прокурора Зимовниковского района в интересах Гунько А.Е. не согласен по следующим основаниям. Часть 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусматривает право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Во исполнение указанного Федерального закона в Ростовской области был принят Областной закон от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее Областной закон) устанавливающий размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии, потребляемой на освещение (далее - электроэнергия), и других коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, в том числе и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, а также медицинским работникам и библиотекарям государственных и муниципальных образовательных учреждений - по оплате жилья, отопления и электроэнергии. Определением Верховного суда РФ от 07.10.2009 г. № 41-Г09-16 нормы Областного закона от 17.01.2005г. № 274-ЗС, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации признаны не противоречащими Конституции РФ и Федеральному закону. С 01.01.2009г. Областным законом в редакции от 26.11.2008г. № 139-ЗС установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ЕДВ (ежемесячно) в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, за исключением компенсации гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 статьи 1 Областного закона. Данная компенсация производится гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности. Компенсация гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона, до 01.07.2013 г. рассчитывалась по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. В соответствии со статьей 1.1 Областного закона, государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с Областным законом для осуществления государственных полномочий. В соответствии со статьей 2.1. Областного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе, возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета. Гунько А.Е. с 27.02.2005г. и по настоящее время состоит на учете как работник образования, проживающий в сельской местности. Согласно справке о составе семьи с заявителем зарегистрированы 3 человека, которые к льготным категориям граждан не относятся. С 01.01.2009 г. по 30.06.2013г. Гунько А.Е. компенсация рассчитывалась в виде ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. Статьями 31,69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена солидарная ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма). Назначение мер социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе педагогическим работникам, осуществляется с учетом прав совместно проживающих с ними членов семьи на меры социальной поддержки по другим основаниям (наличие статуса ветерана труда, инвалида, многодетной семьи и др.), а также с учетом зарегистрированных граждан, не относящихся к льготным категориям, а также граждан, не являющихся членами их семей. Учитывая изложенное, расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялся на площадь жилого помещения, приходящуюся льготнику. Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности как Федеральным законом от 10.07.1992 г. № 3266-1, так и до 01.07.2013 г. Областным законом от 17.01.2005г. № 274-ЗС не предусматривалось. Назначение, расчет и выплата ЕДВ на ЖКУ всем льготным категориям граждан осуществляется в автоматизированном режиме в базе данных, которая единая для всех органов социальной защиты населения Ростовской области, которая разработана министерством труда и социального развития Ростовской области. Порядок предоставления ЕДВ на ЖКУ не предусматривает расчет в ручном режиме для отдельных категорий льготников. Указания об изменении порядка расчета ЕДВ на ЖКУ для педагогических работников в областной закон в части предоставления расчета до 1 июля 2013 г. не вносились. 27.06.2013года Законодательным собранием Ростовской области принят «Областной закон №1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной «поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с внесенными изменениями педагогическим работникам компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на всю занимаемую педагогическим работником и членами его семьи площадь жилого помещения без применения регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Вступивший с 1 июля 2013 года в силу Областной закон от 27.06.2013 №1106-ЗС не имеет обратной силы. С 01.07.2013 года и по настоящее время компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Гунько А.Е. производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Из изложенного следует, что Департамент социальной защиты Зимовниковского района действовал в соответствии с нормативными документами и самостоятельно не имел права внести изменения в порядок расчета ЕДВ педагогическим работникам. Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет контроль исполнения переданных отдельных государственных полномочий по реализации мер социальной поддержки населения Департамент социальной защиты Зимовниковского района. В полномочия Министерства труда и социального развития Ростовской области входит финансовое обеспечение и доведение лимитов бюджетных обязательств подведомственных ему учреждениям, финансирование областных долгосрочных целевых программ и мероприятий в сфере труда, социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдыха и оздоровления детей в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. Таким образом, правовых, оснований для перерасчета размера компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Гунько А.Е. не имеется. Просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурору Зимовниковского района в интересах Гунько А.Е. в полном объеме».

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не прибыл, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, согласно представленного возражения на заявленные исковые требования: «Министерство труда и социального развития Ростовской области не признает исковые требования прокурора Зимовниковского района в интересах Гунько А.Е. по следующим основаниям. Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» изложен в новой редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации». Во исполнение Федеральных законов от 06.05.2003 № 52-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ в Ростовской области принят Областной закон от 17.01.2005 № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон от 17.01.2005 №274-ЗС), устанавливающий размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии, потребляемой на освещение (далее - электроэнергия), и других коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, в том числе и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, организаций социального обслуживания, культуры (далее педагогические работники), а также пенсионерам из их числа, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет. В соответствии с Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС (в редакции от 10.05.2012) педагогическим работникам до 30.06.2013 компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялась в виде ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ), рассчитываемых по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников Федеральным законом от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и Областным законом от 17.01.2005 №274-ЗС не предусматривалось, как и не было предусмотрено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930. Статьями 31,69 Жилищного кодекса РФ установлена солидарная ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членом семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма). В связи с этим, назначение мер социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе педагогическим работникам, осуществлялась с учетом права на меры социальной поддержки по другим основаниям членов семьи, совместно проживающих с ними (наличие статуса ветерана труда, инвалида, многодетной семьи и др.), а также с учетом зарегистрированных граждан, не относящихся к льготным категориям, и граждан, не являющихся членами их семей. Учитывая вышеизложенное, расчет ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялся с учетом площади жилого помещения приходящуюся на льготника. Определением Верховного суда РФ от 07.10.2009 № 41-Г09-16 нормы Областного закона от 17.01.2005 № 274-ЗС, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В соответствии со статьями 1.1, 1.2 Областного закона от 17.01.2005 № 274-ЗС государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области. По информации департамента социальной защиты населения Зимовниковского района Гунько А.Е. состоит на учете в базе данных льготных категорий граждан как работник образования, проживающий в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о составе семьи с Гунько А.Е. были зарегистрированы 3 человека, которые к льготным категориям граждан не относятся. Размер ЕДВ на оплату коммунальных услуг Гунько А.Е. с 01.01.2013 по 30.06.2013 составлял 735,91 руб. Областным законом от 27.06.2013 № 1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» в Областной закон от 17.01.2005 № 274-ЗС внесены изменения, в соответствии с которыми педагогическим работникам и пенсионерам из их числа компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 июля 2013 года производится в размере 100 % фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. С 01.07.2013 компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Гунько А.Е. производится в размере 100 % фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На основании изложенного считают, что правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Гунько А.Е. не имеется, и, руководствуясь статьями 68, 167,194-196 ГПК РФ, просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору Зимовниковского района в интересах Гунько А.Е. в полном объеме. Приобщить возражения к материалам гражданского дела. Рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства труда и социального развития Ростовской области и направить копию решения суда в их адрес».

Согласно требований ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании - Гунько А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ годаи по настоящее время является педагогическим работником в сельской местности - учителем начальных классов в МБОУ Зимовниковская СОШ №.

Гунько А.Е. состоит на учете в базе данных льготных категорий граждан как работник образования, проживающий в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме Гунько А.Е. в домовладении зарегистрированы еще 3 человека, которые к льготным категориям граждан не относятся.

Согласно сведений представленных ДСЗН Зимовниковского района Ростовской области - Гунько А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит на учете, как работник образования, проживающий в сельской местности.

В спорный период, а именно с 10.02.2013 года по 30.06.2013 года Гунько А.Е. получала компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг как педагогический работник, проживающие и работающие в сельской местности, рассчитанную в виде ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Расчет компенсации производился Гунько А.Е. по региональному стандарту стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, приходящегося на долю каждого из истцов от общей площади их домовладений.

Ответчиком меры социальной поддержки, оказываемые в силу закона, Гунько А.Е. исчислялись исходя из площади занимаемой льготником от общей площади дома, в соответствии с приходящейся им долей по количеству членов семьи с учетом положений ст.ст.31,69 Жилищного кодекса РФ.

Как федеральное законодательство, так и Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС не содержат каких-либо положений, которые ограничивали бы размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера), жилой площадью, таким образом, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по расчету и выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений с отоплением и освещением Г.А.Е. из расчета только её доли занимаемой общей площади жилого помещения.

Поскольку в силу статей 1 и 2 областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Выявляя конституционно-правовой смысл указанных норм Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (в т.ч. в Определении от 2 апреля 2009 г. № 553-О-П) указывал на то, что субъект Российской Федерации не наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

В соответствии с пунктами 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. № 274-ФЗ педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

При этом согласно части 2 статьи 2 того же Областного закона компенсация указанной категории граждан рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной площади жилого помещения.

Таким образом, названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

Такое ограничение действительно предусматривалось абзацем 14 пункта 6.7 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг…, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. № 534.

Однако, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. по делу № 41-Г11-24 указанная норма в части слов «на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения» в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признана недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу как противоречащая п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ и статьям 1 и 2 Закона Ростовской области № 274-ЗС от 17 января 2005 г.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. № 232 постановление Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. № 534 признано утратившим силу, а утвержденное этим же Постановлением Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений, распространяющееся на ту категорию граждан, к которой относится истец, не устанавливает ограничений компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) долей общей площади, приходящейся на самого педагогического работника.

В частности, пункт 6.7.2 названного Положения закрепляет лишь то, что гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от 17 января 2005 г. № 274-ЗС (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

Материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения суда, денежная компенсация Гунько А.Е. за спорный период в полном объеме не выплачена, что прямо противоречит требованиям как федерального, так и областного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ ответчик от уплаты государственный пошлины освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Гунько А.Е. к Департаменту социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг с 10 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года, исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Гунько А.Е. общей площади жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Департамент социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг Гунько А.Е. 10 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года, исходя из 100 % компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Гунько А.Е. общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца.

Председательствующий судья А.Ю.Зотова