ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-678/2016 от 11 апреля 2016 г. по делу № 2-678/2016



Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 г. г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Каменской М.Г.

при секретаре Смирновой Д.В.

с участием помощника Ростовского транспортного прокурора Сидоренко Д.П.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-678/16 по иску транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, третье лицо: Федеральное агентство железнодорожного транспорта,

У С Т А Н О В И Л:


транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что в результате проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму на объектах Ростовской дистанции инженерных сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму.

Указали, что дистанция инженерных сооружений имеет на своем балансе объекты транспортной инфраструктуры: мост через реку на 2 км перегона . Владельцы инфраструктур обязаны обеспечить выполнение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечить безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность использования объектов железнодорожного транспорта.

Как установлено проверкой железнодорожный мост является объектом транспортной инфраструктуры 1 категории, в отношении которого 10.10.2013 года проведена оценка уязвимости, однако субъектом транспортной инфраструктуры в лице Ростовской дистанции инженерных сооружений проект плана обеспечения транспортной безопасности указанного объекта направлен для утверждения в Южное территориальное управление федерального агентства железнодорожного транспорта только 15.09.2014 года.

Согласно заключению, утвержденному 30.09.2014 года в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности отказано, в связи с допущенными нарушениями требований приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 года № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 года № 43.

В данном заключении указаны те недостатки, которые должны быть устранены при повторном направлении проекта плана обеспечения транспортной безопасности объекта. Без устранения указанных недостатков, выполнение мероприятий, предусмотренных заключением, утвердить план обеспечения транспортной безопасности не представляется возможным.

До настоящего времени субъектом транспортной инфраструктуры- дистанцией инженерных сооружений- план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста в окончательной редакции не разработан и на утверждение в ЮТУ ФАЖТ не направлен.

Указали, что совершение акта незаконного вмешательства на указанном железнодорожном мосту может повлечь повреждение подвижного состава с многочисленными человеческими жертвами, причинение крупного имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, причинение вреда окружающей среде, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта в Южном транспортном регионе.

Таким образом, от субъекта транспортной инфраструктуры требуется принятия неотложных мер по должному обеспечению на указанном объекте инфраструктуры транспортной безопасности.

Просят суд обязать ОАО «РЖД» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры, структурным подразделением которого является дистанция инженерных сооружений, в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обеспечить разработку плана обеспечения транспортной безопасности моста через реку Темерник на 2 км перегона - Северо-Кавказской железной дороги, при этом устранив ранее указанные Росжелдором недостатки, а именно:

- указать сведения о полном наименовании ОТИ в соответствии с его наименованием, отраженным в реестр категорированных ОТИ;

- в п. 8 Плана предусмотреть оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов), информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся в ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся;

- в п. 9 Плана указать состав сил транспортной безопасности на ОТИ, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности, предусмотреть патрульный объезд (обход) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 24 часа при первом уровне безопасности, 12 часов при втором уровне безопасности и 6 часов при третьем уровне безопасности) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;

- в п. 10 Плана предусмотреть оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (средствами досмотра), видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации);

- в п. 11 Плана предусмотреть оснащение ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;

- в п. 13 Плана предусмотреть места размещения и оснащение контрольно-пропускных пунктов ОТИ.

Помощник транспортного прокурора Сидоренко Д.С., в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске и просил их удовлетворить.

Представитель ОАО «РЖД» - Сокол К.П., в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что план обеспечения транспортной безопасности моста через реку на 2 км перегона - был разработан и направлен в адрес Федерального агентства железнодорожного транспорта. 30 сентября 2014 года данный план был возвращен в ОАО «РЖД» с заключением об отказе в их утверждении.

Считает, что действующим на момент прокурорской проверки редакцией Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в отношении субъекта транспортной инфраструктуры установлена только обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности и направлению его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти. Обязанность по утверждению данных планов возложена на компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, а именно на Росжелдор.

При этом обратил внимание на тот факт, что транспортный прокурор неправомочен осуществлять государственный надзор в области транспортной безопасности, поскольку данный надзор в силу закона осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности являются разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности

Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года №43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Согласно пунктам 5.7 и 5.8 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и (или) ТС) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и (или) ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и (или) ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2011 года №34, согласно которому план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и представляется в компетентный орган.

Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.

Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).

Решение об отказе в утверждении Плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа.

Изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: изменения оценки уязвимости; изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона №17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона №17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что ОАО «РЖД», в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры структурным подразделением которого является дистанция инженерных сооружений, является субъектом транспортной инфраструктуры и на его балансе находятся объектов транспортной инфраструктуры: мост через реку на 2 км перегона .

10 октября 2013 года руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта, в установленном законом порядке, утверждены результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящихся на балансе ОАО «РЖД», в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры, структурным подразделением которого является дистанция инженерных сооружений.

Филиалом ОАО «РЖД» - Центральная дирекция инфраструктуры, структурным подразделением которого является дистанция инженерных сооружений, разработан и направлен на утверждение руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - моста через реку на 2 км перегона .

30 сентября 2014 года Южным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта возвращен план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Основанием для отказа послужило нарушение при разработке плана требований приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года №34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и от 08.02.2011 года № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», в том числе:

- в нарушение пп. 1 п. 4 Порядка сведения о полном наименовании ОТИ не соответствуют полному наименованию ОТИ, внесенному в реестр категорированных ОТИ;

- в п. 8 Плана в нарушение п. 5.28 Требований и пп. 8 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);

- в п. 8 Плана в нарушение 5.14 Требований не предусмотрено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся;

- в п. 9 Плана в нарушение пп. 9 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен состав сил транспортной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 11.7 Требований не предусмотрено путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 24 часа) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 12.8 Требований не предусмотрено путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 12 часов) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;

- в п. 9 Плана в нарушение п. 13.8 Требований не предусмотрено путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 6 часов) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;

- в п. 10 Плана в нарушение пп. 10 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (средствами досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации);

- в п. 11 Плана в нарушение п. 5.31 Требований не предусмотрено оснащение ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;

- в п. 13 Плана в нарушение пп. 13 п. 4 Порядка не предусмотрены места размещения и оснащение контрольно-пропускных пунктов ОТИ.

До настоящего времени филиалом ОАО «РЖД» - Центральная дирекция инфраструктуры, структурным подразделением которого является дистанция инженерных сооружений, мероприятий по устранению недостатков Плана обеспечения транспортной безопасности и направлению его в соответствующий орган для утверждения, не проведено.

Не проведение мероприятий по устранению недостатков Плана обеспечения транспортной безопасности и направлению его в соответствующий орган для утверждения, а также не проведение текущего ремонта объекта транспортной инфраструктуры, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку по междугородным и пригородным маршрутам.

В соответствии с частью 3 статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при рассмотрении дела.

Из текста искового заявления следует, что Ростовский транспортный прокурор обратился в суд с заявленными требованиями в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД» нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения, что может привести к травмированию и иным чрезвычайным происшествиям с участием лиц, использующих услуги железнодорожного транспорта.

В связи с этим, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор действовал в рамках, предоставленных ему законом полномочий.

Доводы ответчика, обосновывающие незаконность действий транспортного прокурора в части осуществления полномочий по реализации надзора за исполнением законов в сфере транспортной безопасности, основаны на неверном толковании действующего закона.

Суд не находит оснований для предоставления ответчику рассрочки исполнения решения суда до 9 месяцев, поскольку данное ходатайство заявлено ими преждевременно. Заявление в порядке ст. 203 ГПК РФ может быть предъявлено в рамках исполнения решения суда.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного с ответчика в доход бюджета города области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, в связи с обращением прокурора с иском в интересах неопределенного круга (физических) лиц с требованиями неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:


Исковое заявление транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры, структурным подразделением которого является дистанция инженерных сооружений, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку плана обеспечения транспортной безопасности моста через реку на 2 км перегона Северо-кавказской железной дороги, при этом устранив ранее указанные Управлением транспортной безопасности Федерального дорожного агентства недостатки, а именно:

- указать сведения о полном наименовании ОТИ в соответствии с его наименованием, отраженным в реестр категорированных ОТИ;

- в п. 8 Плана предусмотреть оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов), информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся в ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся;

- в п. 9 Плана указать состав сил транспортной безопасности на ОТИ, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности, предусмотреть патрульный объезд (обход) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 24 часа при первом уровне безопасности, 12 часов при втором уровне безопасности и 6 часов при третьем уровне безопасности) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;

- в п. 10 Плана предусмотреть оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (средствами досмотра), видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации);

- в п. 11 Плана предусмотреть оснащение ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;

- в п. 13 Плана предусмотреть места размещения и оснащение контрольно-пропускных пунктов ОТИ.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры, структурным подразделением которого является дистанция инженерных сооружений, государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Батайский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2016 года.

Судья: М.Г. Каменская