ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-601/2016 от 11 апреля 2016 г. по делу № 2-601/2016



Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 г. г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Каменской М.Г.

при секретаре Смирновой Д.В.

с участием помощника Ростовского транспортного прокурора Сидоренко Д.П.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-601/16 по иску транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств о понуждении оборудовать пассажирские платформы,

У С Т А Н О В И Л:


транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств о понуждении оборудовать пассажирские платформы, мотивируя требования тем, что в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.07.2011 № 21 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в социальной сфере, в том числе о защите прав потребителей на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований остановочная платформа «Стройдеталь, 5 км однопутная», расположенная по адресу: , 5 км линии ПК 4, не оборудована устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров, а также навесом или павильоном, а остановочная платформа «ВЧД, 4 км линии ()», расположенная по адресу: , 4 км линии ПК 1-2 - навесом или павильоном.

Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, избыточных солнечных воздействий).

Отсутствие на пассажирских платформах навесов или павильонов, предназначенных для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий, а также освещения мест посадки и высадки пассажиров может привести к тяжелым последствиям, в том числе травмированию граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Согласно расписанию движения электропоездов по остановочным пунктам «Стройдеталь, 5 км однопутная» и «ВЧД, 4 км линии () производят стоянку для посадки и высадки пассажиров длительностью 1 минута пригородные поезда, следующие до станций «», «», «», «». Посадка, высадка пассажиров производится в том числе, в тесное время суток.

Указанные остановочные платформы находятся в собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.03.2015 серия и состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».

С учетом уточнений исковых требований, транспортный прокурор просил суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-кавказская региональная дирекция пассажирских обустройств, расположенная по адресу: , пл. 2, произвести:

-работы по оборудованию остановочной платформы «Стройдеталь, 5 км однопутная», расположенной по адресу: , 5 км линии ПК 4, устройствами, предназначенными для освещения мест посадки и высадки пассажиров в соответствии с установленными требованиями в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- работы по оборудованию остановочной платформы «ВЧД, 4 км линии ()», расположенной по адресу: , 4 км линии ПК 1-2, навесами или павильонами в соответствии с установленными требованиями в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник транспортного прокурора Сидоренко Д.С., в судебном заседании исковые требования поддержал согласно уточненного искового заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ОАО «РЖД» - Сокол К.П., в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.07.2011 № 21 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в социальной сфере, в том числе о защите прав потребителей на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение действующих требований закона остановочная платформа «Стройдеталь, 5 км однопутная», расположенная по адресу: , 5 км линии ПК 4, не оборудована устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров, а также навесом или павильоном, а остановочная платформа «ВЧД, 4 км линии ()», расположенная по адресу: , 4 км линии ПК 1-2 - навесом или павильоном.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ) пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Исходя из смысла ч. 3 ст.1, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и п. 15 Правил оказания услуг по пользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства от 20.11.2003 № 703, следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, а также окружающей среды, не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.

Из смысла положения ч. 5 ст. 4 указанного Закона следует, что в случае если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу соответствующую этим требованиям.

Частью 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрена обязанность перевозчиков и владельцев инфраструктур по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, качественному обслуживанию пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанным с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, избыточных солнечных воздействий).

Согласно п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 на пассажирских остановочных пунктах должны освещаться места посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров, а также пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.

По смыслу приведенных норм обязанность по оборудованию платформ навесами и павильонами не ставится в зависимость от наличия или вместимости вокзального помещения, а также категории остановочного пункта и интенсивности пассажиропотока.

Доводы представителя ответчика об обратном не основаны на законе.

Отсутствие на пассажирских платформах навесов или павильонов, предназначенных для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий, а также освещения мест посадки и высадки пассажиров может привести к тяжелым последствиям, в том числе травмированию граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Согласно расписанию движения электропоездов по остановочным пунктам «Стройдеталь, 5 км однопутная» и «ВЧД, 4 км линии () производят стоянку для посадки и высадки пассажиров длительностью 1 минута пригородные поезда, следующие до станций «», «», « «». Посадка, высадка пассажиров производится в том числе, в тесное время суток.

Судом установлено, что указанные остановочные платформы находятся в собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.03.2015 серия № № и состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» (л.д. 7).

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:


Исковое заявление транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции пассажирских обустройств, структурным подразделением которого является Северо-кавказская региональная дирекция пассажирских обустройств, расположенная по адресу: , пл. , №, произвести:

- работы по оборудованию остановочной платформы «Стройдеталь, 5 км однопутная», расположенной по адресу: , 5 км линии ПК 4, устройствами, предназначенными для освещения мест посадки и высадки пассажиров в соответствии с установленными требованиями в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- работы по оборудованию остановочной платформы «ВЧД, 4 км линии ( расположенной по адресу: , 4 км линии ПК 1-2, навесами или павильонами в соответствии с установленными требованиями в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская региональная дирекция пассажирских обустройств, расположенная по адресу: , пл. , №, государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Батайский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2016 года.

Судья: М.Г. Каменская