ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 ноября 2010 г. по делу N А55-37391/2009

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2010 г. по делу N А55-37391/2009

 

(извлечение)

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010

по делу N А55-37391/2009

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании недействительным распоряжения от 06.08.2009 N 800, при участии третьего лица - Бородиной Татьяны Анатольевны,

 

установил:

 

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) от 06.08.2009 N 800 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0702003".

Определением суда от 02.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена - Бородина Татьяна Анатольевна.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Указывает на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Корреспонденция суда направлялась третьему лицу по настоящему делу - Бородиной Татьяне Анатольевне по всем имеющимся в материалах дела адресам.

При этом, корреспонденция была возвращена в адрес суда с отметкой органа связи "Истечение срока хранения".

Согласно статья 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Ф.А.А. на судью Х.А.А.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.09.2009 в Министерство обратилась Бородина Т.А. с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2189,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Девятая просека, Первая линия, дом 11 "б", занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком.

Основанием для обращения Бородиной Т.А. в Министерство явилось нахождение на испрашиваемом земельном участке в собственности Бородиной Т.А. объекта индивидуального жилищного строительства - жилого здания, что подтверждается представленным в материалы дела Свидетельством о государственной регистрации права собственности 63-АД 112023.

В качестве документа, подтверждающего факт утверждения органом местного самоуправления схемы расположения испрашиваемого земельного участка, Бородиной Т.А. представлено распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 06.08.2009 N 800.

По результатам рассмотрения заявления Бородиной Т.А., Министерство 05.10.2009 года возвратило пакет документов по причине превышения площади испрашиваемого земельного участка максимальным размерам, установленным решением Думы городского округа Самара от 21.12.2006 N 374.

Полагая, что распоряжение Департамента от 06.08.2009 N 800 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0702003" принято с нарушением норм действующего законодательства, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 (в редакции постановлений главы городского округа Самара от 29.03.2007 N 175, от 18.02.2008 N 104, от 31.10.2008 N 915, действующей в период принятия оспариваемого распоряжения) "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" Департамент управления имуществом городского округа Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения по земельным участкам, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, по земельным участкам, занимаемым непосредственно многоквартирными домами, по земельным участкам под многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков площадью 100 кв. м и менее, занимаемых временными объектами.

Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункту 2.5 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, уполномоченный орган обязан в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с указанным Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.

Из содержания вышеназванных норм следует, что на Департамент возлагается обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка.

Как было указано выше, Бородина Т.А. является собственником жилого дома расположенного на испрашиваемом земельном участке. При этом, площадь дома составляет 144,20 кв. м.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ установлен порядок определения площади части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Аналогичная норма содержится в подпункте 8 пункта 1 статьи 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".

Решением Думы городского округа Самары от 21.12.2006 N 374 "О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самары" установлено, что максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет - 1500 кв. м.

Спорный земельный участок, границы которого просит утвердить Бородина Т.А., имеет площадь 2189,6 кв. м, превышающую предельные (максимальные) размеры для земельных участков, предоставляемых в черте городского округа Самары.

Основанием удовлетворения заявленных требований правомерно явилось превышение площади испрашиваемого земельного участка предельно допустимой нормы предоставления земельных участков в городском округе Самара, а также значительное превышение площади испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости, принадлежащего Бородиной Т.А.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Суды правомерно признали необоснованным довод Департамента о том, что схема утверждена с учетом естественных границ земельного участка и фактического землепользования.

Фактически используемая площадь земельного участка не означает, что границы земельного участка, предоставляемого в собственность, должны быть безусловно утверждены по фактически используемой площади, без учета актов органов местного самоуправления, установившего максимальные размеры предоставления гражданам в собственность земельных участков.

Доказательств необходимости и нормативно обоснованной возможности предоставления спорного земельного участка в испрашиваемом размере суду не представлено.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также его действия (бездействие) могут быть признаны судом недействительными или незаконными лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушению данными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами сделан правильный вывод, что распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 06.08.2009 N 800 не соответствует требованиям статей 33, 34, 35, 36 ЗК РФ, статьи 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", Решению Думы городского округа Самара от 21.12.2006 N 374.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу N А55-37391/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.