ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 8 сентября 2010 г. N 53-Г10-23

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 сентября 2010 г. N 53-Г10-23

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Пирожкова В.Н.

судей - Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 29 июня 2010 года, которым удовлетворено заявление прокурора Красноярского края о признании недействующим пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20 октября 1994 года N 3-66 "Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Красноярского края".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

20 октября 1994 года Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон N 3-66 "Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Красноярского края" (далее - Закон).

Указанный Закон опубликован в издании "Красноярский рабочий", N 217, 11 ноября 1994 года.

Пунктом 2 статьи 1 данного Закона установлено, что сельскохозяйственные товаропроизводители - это физические и юридические лица, занимающиеся производством товарной сельскохозяйственной продукции.

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20 октября 1994 года N 3-66, указав, что он противоречит статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", поскольку определение сельскохозяйственных товаропроизводителей, данное в оспариваемом Законе, не соответствует определению, данному в указанном Федеральном законе.

Решением Красноярского краевого суда от 29 июня 2010 года заявление прокурора Красноярского края удовлетворено. Пункт 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20 октября 1994 года N 3-66 "Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Красноярского края" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Губернатор Красноярского края в кассационной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, поскольку, по его мнению, положения оспариваемого Закона хоть и официально не отменены, между тем правовых последствий не порождают в силу замены их более поздним законодательством, принятым в Красноярском крае, в связи с чем оспариваемые положения названного Закона повлечь нарушение чьих-либо прав не могут.

Законодательное Собрание Красноярского края в кассационной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, приходит к следующему.

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ, данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.

В силу части 1 статьи 3 указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель в сфере развития сельского хозяйства на федеральном уровне определил и закрепил, кто признается сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Сравнительный анализ определения сельскохозяйственного товаропроизводителя, данного в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ и в Законе Красноярского края от 20 октября 1994 года N 3-66, показывает, что Закон субъекта Российской Федерации менее конкретизировал определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, чем в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ, тем самым придал определению такого субъекта правоотношений в регулируемой сфере, как "сельскохозяйственный товаропроизводитель" общий, неконкретный характер, позволяющий признать сельскохозяйственными производителями такой круг субъектов, который по федеральному законодательству таковым не признается.

Таким образом, неопределенность правового содержания пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20 октября 1994 года N 3-66 допускает возможность неединообразного понимания и толкования оспариваемой правовой нормы всеми правоприменителями, что ведет к произволу в правовом регулировании названных общественных отношений.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что данное в оспариваемом Законе определение сельскохозяйственного товаропроизводителя значительно шире определения, закрепленного в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ, и по данному критерию не отвечает требованиям ясности, определенности и недвусмысленности законодательного регулирования. Судебная коллегия считает, данные выводы суда основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы кассационной жалобы Губернатора Красноярского края о прекращении производства по делу, по мотиву того, что положения оспариваемого Закона фактически не действуют, правовых последствий не порождают, в связи с чем повлечь нарушение чьих-либо прав не могут, основанием к отмене решения суда служить не могут.

Согласно информационно-правовой системе "КонсультантПлюс" Закон Красноярского края N 3-66, принятый 20 октября 1994 года и опубликованный в издании "Красноярский рабочий", N 217, 11 ноября 1994 года, в установленном законом порядке не отменен, а, следовательно, действует, подлежит применению и порождает правовые последствия на всей территории Красноярского края.

Другие доводы кассационных жалоб направлены к иному толкованию норм материального и процессуального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Красноярского краевого суда от 29 июня 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания Красноярского края - без удовлетворения.