ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 октября 2009 г. по делу N 44-г-108/2009

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2009 г. по делу N 44-г-108/2009

 

Судья: Сметанникова С.Л.

2 инст. Кучин М.И. (предс.),

Савельева Л.А. (докл.), Загайнова А.Ф.

 

Президиум Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Вяткина Ф.М.

членов президиума Кунышева А.Г., Кашириной Е.П., Козловой Н.В., Смирнова В.П., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.

рассмотрел в судебном заседании дело по надзорной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 9 апреля 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июня 2009 года, вынесенные по гражданскому делу по заявлению Г.О.Н. об оспаривании действий администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.

Заслушав доклад судьи Терюшовой О.Н., объяснения представителей администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Г.А.А. и П.М.В., представителя Г.О.Н. - Д.Л.И., президиум

 

установил:

 

Г.О.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать действия (бездействие) администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившиеся в неисполнении обязанности, возложенной на нее нормативными актами, не соответствующими действующему законодательству, о понуждении устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя и устранить препятствия к их осуществлению, а именно: понудить администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, копии актов для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра, и о понуждении Управления Роснедвижимости по Челябинской области на основании представленных актов внести изменения в документы государственного земельного кадастра о категории принадлежащего ей на праве собственности земельного участка путем аннулирования записи о категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и добавления записи - земли поселений; об изменении разрешенного использования земель путем аннулирования записи - для сельскохозяйственного производства и добавления записи - жилищное строительство, а также предоставления соответствующей выписки из государственного земельного кадастра.

Гражданское дело рассмотрено судом по существу в отсутствие заинтересованных лиц - администрации Сосновского муниципального образования, Территориального отдела Управления Роснедвижимости, Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области.

Решением Центрального районного суда города Челябинска от 9 апреля 2009 года заявление Г.О.Н. удовлетворено частично.

Признано не соответствующим действующему законодательству бездействие органа местного самоуправления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости (Управление Роснедвижимости по Челябинской области) копии актов для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра. На орган местного самоуправления администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области возложена обязанность в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости (Управление Роснедвижимости по Челябинской области) копии актов для внесения изменений в документы государственного земельного кадастра о включении земельного участка площадью 97059 кв. м, принадлежащего Г.О.Н. и находящегося в 600 м юго-западнее поселка Саргазы, в границы поселка Саргазы и о согласовании черты населенного пункта поселка Саргазы. В удовлетворении требований Г.О.Н. о понуждении Управления Роснедвижимости внести изменения в документы государственного земельного кадастра о категории земельного участка отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июня 2009 года решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Челябинского областного суда, отмене судебных Постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления в связи с существенными нарушениями норм материального права, допущенными судами.

На основании определения судьи Челябинского областного суда Терюшовой О.Н. от 11 сентября 2009 года гражданское дело передано для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Челябинского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и мотивы определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, президиум находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении гражданского дела допущены.

По правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Удовлетворяя исковые требования Г.О.Н., суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации Сосновского муниципального района Челябинской области препятствует осуществлению прав и законных интересов Г.О.Н., которая не может получить разрешение на строительство без представления документов о переводе земельного участка в категорию земли поселений и не может начать строительство, поскольку администрацией Сосновского муниципального района нарушен порядок уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, о переводе земельного участка Г.О.Н. из одной категории в другую, что не соответствует нормам действующего законодательства.

К такому выводу суд первой инстанции пришел на основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ).

Указанной выше правовой нормой определен порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В частности, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения изменений в документы государственного земельного кадастра. О внесенных изменениях орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, исходя из положений пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также положений ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 311-ФЗ) в Управление Роснедвижимости, которое в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года N 456, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит направлению акт о переводе земель.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 311-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков. Сведения государственного земельного кадастра используются при осуществлении государственной регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с положениями ст.ст. 11 - 13 указанного Закона. До внесения изменений в ст. 84 Земельного кодекса РФ Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ утверждение и изменение черты городских, сельских поселений также осуществлялось органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 1 марта 2005 года устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Законом Челябинской области от 24 июня 2004 года N 246-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе установлены только границы Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе. Границы населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений названным Законом, на который сослалась судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда, не установлены.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Фактическое использование земельного участка Г.О.Н. установлено судом на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности заявительницы на земельный участок площадью 97059 кв. м (земли сельскохозяйственного назначения), по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 600 м юго-западнее от ориентира п. Саргазы.

В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Как следует из материалов гражданского дела, решениями Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области N 292 от 16 августа 2006 года и N 88 от 7 февраля 2007 года земельный участок площадью 97059 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащий на праве личной собственности Г.О.Н., включен в границы сельского поселения поселка Саргазы. Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 22 февраля 2007 года N 389 было одобрено вышеуказанное решение и согласована черта населенного пункта поселка Саргазы. Решением Совета депутатов Сосновского района от 15 октября 2008 года N 747, утверждена схема территориального планирования Сосновского района.

Вышеназванные документы судом первой инстанции и судебной коллегией по гражданским делам Челябинского областного суда признаны достаточным основанием для внесения изменений в документы государственного земельного кадастра о включении земельного участка Г.О.Н. в границы поселка Саргазы и согласования черты населенного пункта, в связи с чем и принято решение о направлении актов в Управление Роснедвижимости.

Однако суд не учел, что пункт 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ) предусматривает, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Исходя из положений ст. 84 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ), ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" изменение границ населенных пунктов до 1 января 2010 года может осуществляться как решениями органов местного самоуправления городского округа, поселения об утверждении генерального плана городского округа, поселения, так и решениями субъектов Российской Федерации при отсутствии генерального плана городского округа.

Аналогичные положения содержатся в п. 2-1 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года N 171-ЗО "О земельных отношениях" (в редакции Закона Челябинской области от 23 августа 2007 года N 175-ЗО), в соответствии с которым к компетенции правительства Челябинской области относится включение земельных участков в границы населенных пунктов и исключение земельных участков из границ населенных пунктов до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений.

Вместе с тем суд первой инстанции, с учетом заявленных Г.О.Н. требований, не вынес на обсуждение вопрос о том, принималось ли решение об изменении границ населенного пункта поселка Саргазы в соответствии с приведенными выше нормами материального права.

Из содержания заявления Г.О.Н. не следует, какие конкретно акты, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра должны быть направлены в Управление Роснедвижимости, однако обращение в суд обусловлено необходимостью изменения категории принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, в связи с чем имеющие значение для дела обстоятельства подлежат обсуждению в порядке, установленном ст. 56 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, независимо от того, ссылаются на них стороны либо нет.

Кроме того, земельный участок Г.О.Н. относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 2 Закона Челябинской области от 28 августа 2003 года N 171-ЗО "О земельных отношениях" отнесение земель к категории, перевод их из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции Правительства Челябинской области.

В соответствии с решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 22 февраля 2007 года N 389 "О черте населенного пункта поселка Саргазы", на администрацию Сосновского муниципального района возложена обязанность направить данное решение в Правительство Челябинской области (л.д. 9).

Вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Челябинской области в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судом не разрешен.

Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, однако они оставлены без внимания судебной коллегией по гражданским делам Челябинского областного суда.

Без отмены состоявшихся судебных Постановлений по настоящему гражданскому делу невозможно восстановление прав и законных интересов заявителя по надзорной жалобе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

 

постановил:

 

отменить решение Центрального районного суда г. Челябинска от 9 апреля 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июня 2009 года.

Гражданское дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Челябинска.

 

Председательствующий

Ф.М.ВЯТКИН