ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 июля 2011 г. N 33-8969/2011

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2011 г. N 33-8969/2011

 

Судья: Самсонова Е.Б.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Сопраньковой Т.Г.

судей Ильичевой Е.В., Ничковой С.С.

при секретаре Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-733/11 по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 марта 2011 года по иску Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу к Г. о взыскании задолженности по налогу на землю и пени,

заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,

выслушав объяснения представителя истца Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу Щ., представителя ответчика Г. Ч.,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

 

установила:

 

Межрайонная ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с иском к Г. задолженности по земельному налогу за 2009 год в размере 119420,43 рублей и пени в размере 495,75 рубля.

Заочным решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2010 года исковые требования МИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу были удовлетворены частично.

Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по налогу на землю за 2009 год в размере 14530 рублей и пени в сумме 552,14 рубля, а также взыскал с ответчика в доход государства пошлину в размере 603,29 рубля.

Определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2010 года по заявлению ответчика заочное решение суда от 18.11.2010 года было отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу в том же составе судей.

Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 марта 2011 года исковые требования МИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу удовлетворены частично.

Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по налогу на землю за 2009 год в размере 11609,34 рубля и пени в сумме 552,14 копеек, а также взыскал с ответчика в доход государства пошлину в размере 486,46 рубля.

В кассационной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что за 2009 год Г. был начислен налог на землю в размере 119420,43 рубля за следующие объекты недвижимости: .

В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик представил квитанции об оплате от 17 ноября 2010 года, в соответствии с которыми он произвел частичное погашение задолженности по налогу на землю за 2009 год в общей сумме 2920,66 рубля.

Возражая против заявленных требований о взыскании задолженности по налогу на землю за 2009 год за земельные участки, расположенные в ответчик указал, что при исчислении суммы налога истцом была применена неверная налоговая ставка в размере 1,5%. Ответчик полагает, что в силу п. 2 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 года N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" истцом должна быть применена налоговая ставка в размере 0,042% от кадастровой стоимости земельного участка.

Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции признал возражения ответчика обоснованными и взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по налогу на землю за 2009 год за земельный участок - - 805,09 рубля, и за земельный участок - - 10804,25 рубля.

При этом суд также учел оплаты, произведенные ответчиком в счет погашения задолженности по налогу на землю за 2009 год за земельный участок - по адресу , в сумме 714,84 рубля; за земельный участок - по адресу , в сумме 427,95 рубля; и за земельный участок - по адресу , в сумме 1777,87 рубля, в общей сумме 2920,66 рублей, в связи с чем, требования налогового органа в указанной части признал неподлежащие удовлетворению. Судебная коллегия по гражданским делам, полагает, что решение суда в указанной части является правильным, оснований для его отмены не имеется.

Вместе с тем, кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального права, считает, что решение суда в части применения налоговой ставки в размере 0,042% при расчете налога на землю за 2009 год за земельные участки кадастровые номера и , подлежит изменению, поскольку суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального права.

В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Указанным пунктом предусмотрены также максимальные значения данных ставок.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 НК РФ).

В статье 2 Закона от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" указано, что налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 01.01.2006 в следующих размерах:

- 0,004 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- 0,042 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Из буквального содержания данной нормы следует, что для применения ставки земельного налога в размере 0,042 процента необходимо соблюдение одного условия - земельный участок должен быть занят объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал, что земельные участки, принадлежащие ответчику и расположенные по адресам: , могут быть причислены в землям, в отношении которых при расчете налога применяется налоговая ставка в размере 0,042%.

Однако из выписки из ЕГРП от 01.11.2010 года следует, что земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый номер относится к категории земель: земли населенных пунктов для рекреационных целей.

Из выписки из ЕГРП от 01.11.2010 года на земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый номер , следует, что он относится к категории земель: . Ранее данный земельный участок использовался как объект , на основании заявления ответчика от 01.06.2009 года назначение земельного участка было изменено 19 июня 2009 года. Указанный земельный участок был приобретен ответчиком 07 мая 2009 года.

Согласно п. 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункт 2 названной нормы).

В силу п. 5 указанной статьи, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Оценивая указанные обстоятельства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд кассационной инстанции с учетом положений вышеприведенных норм права, считает, что подмена вида разрешенного использования земельного участка (с категории земель: земли населенных пунктов для рекреационных целей на категорию: земельные участки, занятые объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства) - недопустимо, в связи с чем, выводы суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованными; в данном случае при расчете налога на землю за 2009 год (земельные участки - кадастровый номер и ) подлежит применению ставка 1,5%.

Сроки и порядок уплаты земельного налога установлены Законом Санкт-Петербурга "О земельном налоге в Санкт-Петербурге".

На основании ч. 3 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 года N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования и не используемых (не предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч. 1 ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьями 390, 391 НК РФ налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов РФ от 9 июля 2008 г. N 03-05-04-02/40, если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должна применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.

Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде (письмо Министерства финансов РФ от 5 сентября 2006 г. N 03-06-02-02/120).

С учетом того обстоятельства, что земельные участки кадастровый номер и на момент приобретения их ответчиком имели вид разрешенного использования: земли населенных пунктов для рекреационных целей, следовательно налоговый орган при исчислении налога правомерно применил ставку 1,5% их кадастровой стоимости.

Таким образом, за земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый номер , подлежит взиманию с ответчика налог за 2009 год в размере 87746,61 рубля, а за земельный участок, расположенный по адресу: , кадастровый номер , налог в сумме 28753,16 рубля, всего 116992,52 рубля.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины соответственно подлежат изменению с взысканием с ответчика: (116992,52 - 100000) x 2%) + 3 200 = 3539,85 рубля.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 марта 2011 года изменить.

Взыскать с Г. в пользу Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу задолженность по налогу на землю за 2009 год в размере 116992 (сто шестнадцать тысяч девятьсот девяносто два) рублей 52 копейки и пени в размере 495 (четыреста девяносто пять) рублей 75 копеек.

Взыскать с Г. в доход государства государственную пошлину в размере 3539 (три тысячи пятьсот тридцать девять) рублей 85 копеек.