ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 сентября 2011 г. по делу N 33-2544/2011

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 сентября 2011 г. по делу N 33-2544/2011

 

Судья: Ситникова Н.Е.

Докладчик: Тельных Г.А.

05 сентября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего: Фоминой Н.В.

судей: Тельных Г.А. и Букреева Д.Ю.

при секретаре: С.А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по кассационной жалобе истца Л.А.Е. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 05 мая 2011 года, которым постановлено:

"Л.А.Е. в удовлетворении исковых требований к ФГУ "З" по Липецкой области, администрации г. Ельца, Щ.О.В., С.А.А., П.Е.А., А.Т.М. о постановке земельного участка при доме с кадастровым номером на кадастровый учет, включении в состав земельного участка при доме с кадастровым номером земельного участка шириной 0,35 кв. м., длиной 21,53 кв. м., находящегося между земельным участком при доме с кадастровым номером и земельным участком при доме с кадастровым номером от точки н. 283 до точки н. 284 согласно межевом плану - отказать.

Взыскать с Л.А.Е. в пользу Щ.О.В. расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей".

Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Л.А.Е. обратилась в суд с иском к ФГУ "З" по Липецкой области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок при доме согласно межевому плану от 29.06.2009 года. Указала, что является собственником домовладения по этому адресу, расположенному на земельном участке площадью 926,7 кв. м. Данный земельный участок первоначально был выделен на основании договора о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для строительства дома. По заявлению истца ООО "М" изготовил межевой план с целью приватизации земельного участка. В процессе согласования собственниками земельного участка было составлено возражение, суть которого сводится к тому, что между домом истца и домом имеется земельный участок шириной 0,4 - 0,5 метров и длиной 7 метров муниципальной земли. Из-за наличия указанного возражения ФГУ "З" по Липецкой области отказала Л.А.Е. в постановке на кадастровый учет ее земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок при доме прошел кадастровый учет, его границы от точки н4 до точки н6 согласованы с землями города, а в межевом плане, представленном истцом, эта граница является смежной с земельным участком при доме . Полагает, что права собственников земельного участка при доме ничем не нарушено, так их земельный участок сформирован, прошел кадастровый учет, право на него зарегистрировано. Л.А.Е. обратилась в администрацию г. Ельца и получила сообщение от 06.04.2010 года о том, что администрация согласовывает красную линию земельных участков, то есть границу земельного участка смежную с городскими землями, полномочиями на согласование границ, смежных с участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами администрация не наделена. С учетом уточненных требований истец просила обязать ФГУ "З" постановить на кадастровый учет земельный участок при доме с кадастровым номером , а также просила включить в состав земельного участка с кадастровым номером принадлежащий истцу - Л.А.Е. земельный участок шириной 0,35 м., длиной 21,53 м., лежащий между точками 283 - 284 по межевому плану.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены П.Е.А., Щ.О.В., С.А.А., А.Т.М.

В судебном заседании истец Л.А.Е. и ее представитель по доверенности М.Т.Б. требования поддержали, ссылаясь на те же доводы.

Представитель ответчика ФГУ "З" по Липецкой области по доверенности К.П.А. и Б.Н.А. возражали против удовлетворения требований Л.А.Е. полагая отказ в кадастровом учете изменений земельного участка истца законным.

Ответчик Щ.О.В. и ее представитель по доверенности И.С.В. также возражали против удовлетворения требований Л.А.Е., полагая их необоснованными.

Ответчики П.Е.А., С.А.А., А.Т.М. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. С.А.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Ельца в судебное заседание не явился, представитель ответчика по доверенности Р.А.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие. Возражал против требований истца о включении в состав земельного участка земельный участок шириной 0,35 м., длиной 21,53 кв. м.

Представитель третьего лица ООО "М" исполнительный директор К.А.Г. суду объяснил, что ООО "М" осуществляло межевание земельных участков и . При проведении согласования границы между земельными участками и , правообладатели земельного участка при доме возражали против включения его в состав земельного участка .

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В кассационной жалобе истец Л.А.Е. просит это решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным по основанию, указанному в ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца Л.А.Е. и ее представителя по доверенности М.Т.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии со ст. 38 этого же Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Статьей 40 Закона установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Судом установлено, что Л.А.Е. является собственником домовладения в порядке наследования имущества Л.А.А., расположенного на земельном участке площадью 450 кв. м., принадлежащего наследодателю на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 10.07.1957 года N 3919.

Постановлением главы администрации г. Ельца N 84 от 03.03.1995 года домовладению дополнительно предоставлен земельный участок площадью 443 кв. м, общая площадь земельного участка после прирезки составила 895 кв. м.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.02.2011 года земельный участок при доме стоит на кадастровом учете, ему присвоен номер , отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для домовладения, площадь земельного участка 895 кв. м, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о регистрации прав отсутствуют.

Судом также установлено, что правообладателями земельного участка при доме является С.А.А. - 1/4 доля, Щ.О.В. - 1/4 доля, А.Г.М. - 1/4 доля, П.Е.А. - 1/4 доля. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер , отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для домовладения, площадь участка составляет 1161 кв. м., площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам межевания.

Установлено, что 13.07.2010 года Л.А.Е. обратилась в межрайонный отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по г. Ельцу ФГУ "З" по Липецкой области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером и просила выдать кадастровый паспорт об объекте недвижимости. Истцом были представлены правоустанавливающие документы на дом и земельный участок при доме и межевой план от 29.06.2009 года, составленный ООО "М", из которого следует, что площадь уточняемого земельного участка составляет 923 кв. м. плюс, минус 11 кв. м. При согласовании границ уточняемого земельного участка один из правообладателей земельного участка с кадастровым номером Щ.О.В в разделе о наличии разногласий при согласовании местоположения границы указала, что с представленной границей она не согласна. Также в межевом плане имеется заявление Щ.О.В. и С.А.А. о том, что между земельными участками и существует участок земли шириной 0,5 м. и длиной 7 м., который является территорией общего пользования, и который они просят не включать в проект границ земельного участка дома .

Решением ФГУ "З" по Липецкой области от 20.07.2010 года N 48/10-8632 отказано в кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером по тем основаниям, что местоположение границ земельного участка не согласовано с заинтересованным лицом и представлены в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, следовательно, границы считаются не согласованными (местоположение границы от точки 286 до точки 283 не согласовано с собственником смежного земельного участка, расположенного по адресу: с кадастровым номером ).

Установив, что между правообладателями земельных участков при доме и при доме имеется спор о границе землепользования, в план земельного участка при доме включена муниципальная земля, земельный участок площадью, превышающей 895 кв. м, истцу не предоставлялся, а земельный участок площадью 895 кв. м не сформирован как объект прав, суд правильно отказал в удовлетворении требований о понуждении ФГУ "З" осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка при доме с кадастровым номером .

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу п. 5 этой же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Ст. 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.

В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Как уже указывалось выше, в пользовании наследника Л.А.Е. при домовладении на законном основании находится земельный участок общей площадью 895 кв. м.

В самом иске и в объяснениях по делу истец и ее представитель указали, что межевой план изготовлен с целью приватизации земельного участка.

Однако в силу вышеприведенных норм материального права приватизировать (то есть получить в собственность бесплатно и без решения компетентного органа) она может только земельный участок площадью 895 кв. м.

Истец просила включить в состав земельного участка с кадастровым номером земельный участок шириной 0,35 м., длиной 21,53 м., лежащий между точками 283 - 284 по межевому плану со ссылкой на фактическое многолетние пользование этим земельным участком.

В силу ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

По смыслу закона суд своим решением не может подменить решение компетентного органа о предоставлении земельного участка. Суд может только проверить законность отказа в таком предоставлении.

Истица не оспаривает, что решением компетентного органа ей земельный участок площадью 923 кв. м не предоставлялся, решения об отказе в удовлетворении заявления истца о предоставлении земельного участка соответствующей площади в материалах дела не имеется, на существование такого решения истица не ссылалась и требования о проверке законности такого отказа не заявляла, а потому суд правильно отказал в удовлетворении соответствующих требований Л.А.Е.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Следовательно, такого способа образования земельного участка как включение в его состав части несформированной как объект самостоятельного права территории законом не предусмотрено.

Ссылка истицы на длительное фактическое пользование спорным участком не может повлечь иной исход дела, так как сам по себе факт пользования не свидетельствует о его законности.

Доводы жалобы о том, что собственники домовладения неправильно сформировали свой земельный участок, к предмету спора не относятся.

По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о неверной оценке судом доказательств по делу и неверном применении судом норм материального права о землепользовании.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 361 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 05 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца Л.А.Е. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи