ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 мая 2010 г. N Ф10-1747/10 Дело N А14-10288-2009-286/5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2010 г. N Ф10-1747/10
Дело N А14-10288-2009-286/5
(извлечение)
Резолютивная часть постановления изготовлена 04.05.2010
Постановление изготовлено в полном объеме 04.05.2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ВРООИ "Импульс", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А14-10288-2009-286/5,
установил:
Воронежская региональная общественная организация инвалидов (далее - ВРООИ) "Импульс", г. Воронеж, обратилась в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию (далее - МО) Рамонский муниципальный район в лице администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании недействительными торгов, проведенных 09.04.2009 по продаже земельных участков, расположенных по адресам: Воронежская область, Рамонский район, село Ямное, улица Мира, дом 88а/1 и Воронежская область, Рамонский район, село Ямное, улица Мира, дом 88а/2 для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.11.2009, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010, в удовлетворении иска отказано.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность данных судебных актов, ВРООИ "Импульс" обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просила отменить названные решение и постановление, иск удовлетворить
Представители сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело, в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ, в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для удовлетворения настоящей кассационной жалобы в силу следующего.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 06.03.2009 в газете "Голос Рамони" размещено извещение о проведении совместного открытого конкурса, в котором указано, что 09.04.2009 состоится аукцион, открытый по форме подачи предложений о цене по продаже земельных участков категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства. Участок N 1, общей площадью 2350 кв. м., расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район с. Ямное, ул. Мира. 88а/1. Кадастровый номер земельного участка: 36:25:6600006:185. Участок N 2, общей площадью 2172 кв. м., расположенный по адресу: Воронежская область. Рамонский район, с. Ямное, ул. Мира. 88а/2. Кадастровый номер земельного участка: 36:25:6600006:186.
06.04.2009 ВРООИ "Импульс" обратилась к организатору торгов с заявкой на участие в аукционе.
К участию в аукционе истец допущен, что следует из протокола N 1 от 07.04.2009.
В последующем ВРООИ "Импульс" единогласным решением аукционной комиссии снята с участия в аукционе, что подтверждено протоколом N 2 от 09.04.2009. Основаниями для принятия такого решения послужило то, что в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства; и представление ненадлежащим образом оформленной доверенности на представление интересов ВРООИ "Импульс". Из вышеуказанного протокола следует, что названные участки проданы Саенко Марии Михайловне.
15.04.2009 между администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области и Саенко М.М. подписан договор купли-продажи земельного участка N 13.
Полагая, что ВРООИ "Импульс" лишена права на участие в открытых торгах в нарушение действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, отказывая в удовлетворении которых суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
В силу п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что под заинтересованными лицами, которые могут обращаться с требованием о признании недействительными результатов конкурса или аукциона, следует понимать не только участников конкурса или аукциона, но и лиц, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе). При этом незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными.
Согласно п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 101 от 22.12.2005 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушение порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В соответствии п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Материалами дела подтверждено, что предметом торгов являлись земельные участки с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании изложенного и приняв во внимание положения устава истца, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общественная организация не является лицом, которое вправе вести личное подсобное хозяйство, т.к. это выходит за пределы ее правоспособности и указали, что предмет настоящего спора мог быть отчужден только физическим лицам.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено наличие у организатора торгов полномочий по снятию участника с торгов, суд округа считает ошибочной, основанной на неверном толковании Порядка проведения торгов по продаже земельных участков установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 11.11.2002 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков", из п. 14 которого следует, что организатор торгов вправе отказать претенденту в допуске к участию в торгах. Обстоятельство того, что организация снята с торгов после допуска к участию в аукционе, в настоящем случае не может являться основанием для признания торгов недействительными, т.к. данное нарушение не затрагивает имущественные права и интересы истца.
Довод ВРООИ "Импульс" о том, что в случае участия и победы на торгах организация приобрела бы только право собственности на земельные участки, а пользовались ими по целевому назначению лица, указанные в ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", несостоятелен, поскольку целью проведения оспариваемых торгов состояла в передаче в собственность земельных участков гражданам.
Учитывая, что при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда округа не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А14-10288-2009-286/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.