ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 3 августа 2011 г. по делу N 33-7847

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 августа 2011 г. по делу N 33-7847

 

Судья Вязовская М.Е.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Б. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 июня 2011 года, которым постановлено:

Б. в удовлетворении заявления о признании требования Департамента земельных отношений в предоставлении кадастрового паспорта земельного участка в полном объеме незаконным и возложении обязанности рассмотреть заявление Б. от 31.03.2011 г. о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с приложенными документами отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным требования Департамента земельных отношений предоставить кадастровый паспорт в полном объеме, возложении обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка, в котором указал, что он является собственником 2-этажного жилого дома, расположенного по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Жилой дом находится на земельном участке площадью 1168 кв. м. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

Считает требование департамента в представлении им кадастрового паспорта земельного участка в полном объеме незаконным и нарушающим его права.

Заявитель просит суд признать незаконным требование Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером: в полном объеме и обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми рассмотреть его заявление от 31.03.2011 г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: в соответствии с приложенными документами.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали требования.

В судебное заседание представитель Департамента земельных отношений не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому исковые требования о признании права собственности на земельный участок по не признает.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе заявитель, указывая, что ранее учтенные земельные участки с указанными в ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре видами разрешенного использования являются оборотоспособными и в отношении них можно совершать различные сделки. Таким образом, органы государственной власти или органы местного самоуправления в силу п. 4 ст. 28, ст. 36 Земельного кодекса РФ обязаны заключить соответствующий договор купли-продажи земельного участка. Данная правовая позиция подтверждается также письмом Минэкономразвития от 15.03.2011 г. N Д 23-1013. Практикой Пермского краевого суда.

Суд в решении незаконно указал, что ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре не подтверждает доводы истца о том, что требование Департамента, рассматривающего вопрос о предоставлении земельного участка, было незаконным, а лишь регламентирует невозможность отказа в выдаче кадастрового паспорта.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Материалами дела установлено, что 19.07.2001 г. между администрацией г. Перми и Б. был заключен договор N 423-01 аренды земельного участка площадью 1168, имеющий кадастровый N 1614-3, находящийся по адресу: для использования под жилой дом.

20.11.2009 г. за Б. на основании вышеуказанного договора аренды земельного участка зарегистрировано право собственности на 2-этажный жилой дом, общей площадью 173,9 кв. м., расположенный по адресу: .

31.03.2011 г. представитель Б. по доверенности обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с просьбой предоставить Б. в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: площадью 1168 кв. м., кадастровый номер: разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом.

К данному заявлению был приложен пакет соответствующих документов, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 24.01.2011 г., который содержит 1 лист.

21.04.2011 г. Департамент земельных отношений отказал заявителю в удовлетворении требования т.к. заявителем кадастровый паспорт представлен не в полном объеме, просьба о предоставлении в собственность земельного участка не может быть удовлетворена до представления документа, соответствующего требованиям действующего законодательства.

Положениями ст. 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Согласно требованиям п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Абзацем 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370. Данный Перечень является исчерпывающим и также содержит требования о предоставлении кадастрового паспорта.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований суд указал, что в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Во исполнение п. 5 ст. 36 ЗК РФ Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 (в ред. от 29.11.2010 N 584) утвержден Перечень документов, прилагаемых в заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения и сооружения.

Согласно указанного Перечня к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются в том числе.... 6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;....

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.12.2009 N 334-ФЗ) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

Исходя из анализа вышеуказанного законодательства, действующего на день обращения истца (31.03.2011 г.) в Департамент земельных отношений, следует, что государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений о конкретных объектах недвижимости. Поэтому в него вносится информация об уникальных характеристиках объекта недвижимости, позволяющих определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные законом сведения об объекте недвижимости. При этом в Перечень документов, прилагаемых в заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения и сооружения, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 также внесены изменения в ред. от 29.11.2010 N 584), где в п.п. 6 говорится, что к заявлению прилагается кадастровый паспорт, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

Письмом Департамента земельных отношений от 21.04.2011 г. за N И-21-01-09-6295 Б. предложено представить кадастровый паспорт соответствующий вышеуказанному Перечню.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требования Департамента соответствовали положениям действующего на момент обращения Б. законодательства.

Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. испрашиваемый земельный участок является ранее учтенным, государственный кадастровый учет был осуществлен 19.07.2001 г., до вступления в силу Закона, поэтому полагают, что требование Департамента о предоставлении полного кадастрового паспорта является не законным не влекут отмену решения суда. Данные доводы были предметом исследования судом первой инстанции им дана правовая оценка, с которой судебная коллегия полностью согласна. Данные доводы не подтверждают позицию заявителя о том, что требование Департамента рассматривающего вопрос о предоставлении земельного участка незаконно, а лишь регламентирует невозможность отказа в выдаче кадастрового паспорта, если в государственном кадастре недвижимости нет полного объема сведений, которые должны быть отражены в кадастровом паспорте.

Остальные доводы кассационной жалобе также не влекут отмену решения суда т.к. основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Кассационную жалобу Б. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 июня 2011 года оставить без удовлетворения.