ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 ноября 2011 г. N Ф03-5472/2011
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. N Ф03-5472/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.Г. Красковской, Г.А. Камалиевой
при участии
от заявителя: индивидуального предпринимателя Берчанской Татьяны Николаевны - Д.Н. Андронова, представитель по доверенности от 09.02.2011 N 25 АА 0255636
от ответчика: Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - А.Ю. Грачева, представитель по доверенности от 29.12.2010 N 27/1-1-3499
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 23.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011
по делу N А51-3613/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.В. Колтунова, в суде апелляционной инстанции - судьи Г.А. Симонова, З.Д. Бац, А.В. Пяткова
по заявлению индивидуального предпринимателя Берчанской Татьяны Николаевны
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
об оспаривании решения
Индивидуальный предприниматель Берчанская Татьяна Николаевна (ОГРНИП 309253628900029, адрес (место нахождения): далее - предприниматель Т.Н. Берчанская) на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, адрес (место нахождения): 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский пр-кт., 20, далее - управление) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, площадью 1700 кв. м, для целей, не связанных со строительством (размещение стоянки автотранспортных средств), находящегося в районе ул. Гамарника, 9а в г. Владивостоке, оформленного письмом от 09.02.2011 N 14484д, и обязании утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка.
Решением суда от 23.06.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий инженерных сетей трубопровода, ЛЭП, проектируемого трубопровода (существующая теплосеть диаметром 500 мм, существующая ЛЭП 110 кВ, проектируемая ЛЭП 110 кВ, тепловая камера), указывает на невозможность корректировки его местонахождения и границ в целях обеспечения проезда к другим зданиям, а также соблюдения требований закона и нормативных технических документов об использовании и охране объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе в границах красных линий.
Обращает внимание на нахождение на спорном земельном участке примерно 60 металлических гаражей, а также асфальтовой дороги, ведущей к административному зданию по ул. Гамарника, 9-а, что свидетельствует о расположении испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования и наличии на него прав третьих лиц.
Кроме того, управление отмечает, что размещение стоянки автотранспортных средств на спорном земельном участке, находящемся в пределах охранных зон тепловых сетей, не допускается в силу требований постановления губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375 "Об утверждении правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае" (далее - постановление от 28.04.2000 N 375).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ, представитель управления поддержал доводы, изложенные в жалобе, дав суду соответствующие пояснения; представитель предпринимателя Т.Н. Берчанской, возражая относительно приведенных в ней доводов, просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность решения от 23.06.2011, постановления от 18.08.2011 с учетом доводов кассационной жалобы и возражения на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.03.2010 предприниматель Т.Н. Берчанская обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1700 кв. м для целей, не связанных со строительством (размещение стоянки автотранспортных средств), ориентир: г. Владивосток, ул. Гамарника, 9а, сроком на 10 лет.
Письмом от 12.04.2010 N 29/06-20-4976 департамент отказал в предоставлении земельного участка.
Вступившим в законную силу решением от 24.05.2010 по делу N А51-5267/2010 Арбитражного суда Приморского края данный отказ признан незаконным, суд обязал департамент обратиться в управление для утверждения схемы расположения указанного земельного участка.
Во исполнение решения суда письмом от 09.12.2010 N 29/06-18-20937 департамент направил в администрацию г. Владивостока заявление предпринимателя для рассмотрения вопроса о возможности утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления управление письмом от 09.02.2011 N 14484д отказало в утверждении схемы расположения земельного участка, указав на то, что представленный кадастровый план территории от 21.10.2009 N 28-5/09-11985 является устаревшим и не отражает достоверную информацию о правах третьих лиц, смежных землепользователях. Весь земельный участок расположен в красных линиях инженерных сетей трубопровода, ЛЭП, проектируемого трубопровода, на испрашиваемом земельном участке расположена распределительная камера, согласований сетедержателей на которую не представлено, а также местный проезд, обеспечивающий беспрепятственный доступ смежным землепользователям.
Предприниматель Т.Н. Берчанская, ссылаясь на то, что решение управления об отказе в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка противоречит земельному законодательству, нарушает ее права и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела, арбитражные суды исходили из того, что предпринимателем Т.Н. Берчанской при обращении в департамент, а затем в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка соблюдена процедура, предусмотренная статьями 29, 34 ЗК РФ, Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации города Владивостока от 27.12.2010 N 1596.
При этом суды признали необоснованной и противоречащей земельному законодательству ссылку управления на предоставление предпринимателем Т.Н. Берчанской устаревшего, не отражающего достоверную информацию о правах третьих лиц кадастрового плана территории, так как данный документ был получен заявителем при первоначальном обращении в департамент.
Правомерно отклонены судами и доводы управления о невозможности предоставления земельного участка ввиду его нахождения в пределах красных линий инженерных сетей, сетей трубопровода и ЛЭП, поскольку данные обстоятельства не препятствуют предоставлению земельного участка в аренду.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды установили, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, одним из основных видов разрешенного использования зоны застройки многоэтажными жилыми домами является размещение стоянок автомобильного транспорта. При этом стоянки могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Установление ограничений на приобретение в собственность или аренду земельных участков, как следует из статей 27, 28 ЗК РФ, допускается в целях защиты публичных интересов. Исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, определен статьей 27 ЗК РФ.
Между тем земли, на которых расположены инженерные сети, сети трубопровода и ЛЭП, не отнесены названной нормой права к землям ограниченным или изъятым из оборота.
Подпунктом 10 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ к изъятым из оборота отнесены земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Доказательства возведения объектов, на которые ссылается управление, в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в материалах дела отсутствуют и данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Кроме того, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Особенности и ограничения использования земельных участков для размещения стоянок всех видов машин и механизмов, установленные названным нормативным актов, в том числе пунктами 8 - 11, 16, и применяемые в данном случае, не влияют на возможность предоставления земельного участка в аренду, а возлагают на правообладателя определенные обязанности.
Несостоятельна ссылка управления и на постановление губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375, поскольку данным нормативным актом также не установлен запрет на предоставление земельных участков в пределах охранных зон тепловых сетей.
В соответствии с пунктом 1 постановления от 28.04.2000 N 375 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно пункту 5 постановления от 28.04.2000 N 375 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается, в том числе устраивать стоянки всех видов машин и механизмов.
Пунктом 4 данного постановления определено, что охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков; минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями Строительных норм и правил (СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети").
Таким образом, требования данного нормативного акта, устанавливающего особенности размещения сооружений в охранной зоне тепловых сетей, должны быть соблюдены предпринимателем непосредственно при проектировке автостоянки.
Доводы заявителя кассационной жалобы о невозможности предоставления спорного земельного участка для размещения автостоянки в пределах территорий общего пользования отклоняются судом кассационной инстанции в силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки, прямо предусматривающих необходимость расположения автостоянок на участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, а также пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, не допускающих предоставление земельных участков общего пользования только в собственность.
При таких обстоятельствах арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, как следствие этому, правомерно удовлетворили заявление предпринимателя Т.Н. Берчанской, возложив на управление обязанность по утверждению и выдаче схемы его расположения.
Кроме того, суды обоснованно указали на возможность корректировки границ испрашиваемого земельного участка при утверждении схемы его расположения уполномоченным органом.
С учетом правильно установленных обстоятельств дела, отсутствием нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, оснований для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А51-3613/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.Гребенщикова
Судьи
О.Г.Красковская
Г.А.Камалиева