РЕШЕНИЕ от 29 октября 2010 г. по делу N А40-99453/10-148-570
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. по делу N А40-99453/10-148-570
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2010 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи - Нариманидзе Н.А.
протокол ведет помощник судьи Ионкина В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального таможенного управления
к Федеральной службе по оборонному заказу
3-и лица - ЗАО "ТЕХНО", ЗАО "Стройсервис", ЗАО "Компания Безопасность"
о признании незаконными решения от 10.08.2010 г. N 592-рж и предписания от 11.08.2010 г. N 8/5/176 пред.
В судебное заседание явились:
от заявителя - Татаров Г.М. - дов. от 21.10.2010 г. N 52-30/281, Рентовская Е.С. - дов. от 22.10.2010 г. N 52-30/282, Кузнецов В.Г. - дов. от 01.09.2010 г. N 52-30/268, Перепечко К.В. - дов. от 24.12.2009 г. N 52-30/177
от ответчика - Аносова О.В. - дов. от 11.01.2010 г. N 7, Казаров Т.Р. - дов. от 14.09.2010 г. N 168
от третьих лиц: 1) Онищенко А.А. - дов. N 10/07 от 23.07.2010 г., 2) Артемов Г.Т. - дов. от 01.04.2008 г., 3) Соловьева М.Я. - дов. от 16.12.2009 г.
установил:
Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы суд с заявлением о признании незаконными решения Комиссии Федеральной службы по оборонному заказу от 10.08.2010 г. N 592-рж и предписания Федеральной службы по оборонному заказу от 11.08.2010 г. N 8/5/ 176 пред., ссылаясь на то, что ответчиком при их принятии были существенно нарушены положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, а также нарушены права и законные интересы Центрального таможенного управления.
В судебном заседании заявитель поддержал свои доводы.
Ответчик просил отказать в удовлетворении требований, так как возможность установления требования, предусмотренного п. 1.3 технического задания (раздел III документации об аукционе) -победитель аукциона должен совместно с заказчиком получить разрешение на строительство объекта, Федеральным законом не предусмотрена.
Представитель ЗАО "ТЕХНО" просит в удовлетворении заявленных требований отказать, присоединяется к правовой позиции ответчика по спору.
Представитель ЗАО "Стройсервис" поддерживает заявленные требования ЦТУ.
Представитель ЗАО "Компания Безопасность" просит в удовлетворении требований заявителя отказать, так как обязанность по получению разрешения на строительство действующим законодательством возложена исключительно на заказчика. Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлено требование, не предусмотренное положениями законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению только в части выводов Комиссии об установлении Заказчиком в документации об аукционе требования, не предусмотренного положениями законодательства Российской Федерации, а именно требования к победителю аукциона (генподрядчику) о получении совместно с Заказчиком разрешения на строительство объекта, поскольку иные выводы Комиссии, изложенные в решении, заявитель не оспаривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, Центральным таможенным управлением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о проведении открытого аукциона N 30/2 на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта "Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Новые Юрковичи" Брянской области мощностью 1000 авт./сутки, включая инспекционно-досмотровый комплекс" (извещение N 100622/000954/406). Государственным заказчиком являлось Центральное таможенное управление.
На основании результатов рассмотрения заявок, отраженных в протоколе рассмотрения заявок от 13.07.2010 г., аукционной комиссией Заказчика было принято решение о допуске к участию в аукционе и признать участником аукциона ЗАО "Стройсервис".
Кроме того, было отказано в допуске к участию в аукционе ЗАО "Компания Безопасность" - на основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (несоответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 2.1 статьи 11) и ЗАО "ТЕХНО" - на основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (несоответствие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11).
По результатам рассмотрения жалобы ЗАО "ТЕХНО" и проведенной Комиссией внеплановой проверки было вынесено решение от 10 августа 2010 г. N 592-рж, которым жалоба ЗАО "ТЕХНО" на действия Заказчика в части установления в документации об аукционе требования к победителю аукциона (генподрядчику) о получении совместно с Заказчиком разрешения на строительство объекта была признана обоснованной, в остальной части - необоснованной.
Заказчику было выдано предписание от 11 августа 2010 г. N 8/5/176 пред. об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов, которым установлено, что Заказчиком при составлении документации об аукционе установлено требование (пункт 1.3 технического задания документации об аукционе), не предусмотренное законодательством Российской Федерации, а именно требование к победителю аукциона (генподрядчику) о получении совместно с заказчиком разрешения на строительство объекта.
Не согласившись с вынесенными Рособоронзаказом ненормативными правовыми актами, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав материалы дела и действующее законодательство в области размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд суд приходит к выводу о том, что обжалуемые решение в части и принятое на его основании предписание не соответствуют нормам законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Форма заявления установлена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2009 N 251.
В соответствии с Приложением N 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2009 N 251 в Заявлении о выдаче разрешения на строительство должны быть указаны в обязательном порядке: наименование документа и уполномоченной организации, выдавшей документ на право выполнения строительно-монтажных работ; должность, Ф.И.О., приказ о назначении производителя работ (а также специальное образование и стаж работы в строительстве); информация об организации, выполняющей работы по строительному контролю.
Вместе с тем, для заполнения Заявления на выдачу разрешения на строительство перечисленные выше сведения могут быть предоставлены только лицом, осуществляющим строительство (в силу положений ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации таким лицом является генподрядчик), а также лицом, осуществляющим строительный контроль (в силу положений ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1.1 ч. 1 раздела "Правомочность участников размещения заказа" Общих сведений документации об аукционе (стр. 4 Документации об аукционе) таким лицом является генподрядчик.
Таким образом, включение в документацию об аукционе п. 1.3 Технического задания о получении Генподрядчиком совместно с Заказчиком разрешения на строительство объекта обусловлено необходимостью координации деятельности заказчика и генподрядчика для получения разрешения на строительство объекта. Включение данного пункта в техническое задание необходимо в целях осуществления совместных действий Заказчика и генподрядчика для получения разрешения на строительство в кратчайшие сроки и начала выполнения строительных работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, без разрешения на строительство не допускается.
Вывод Комиссии о том, что положения п. 1.3 части III Технического задания устанавливающие, что заказчик и генподрядчик совместно получают разрешение на строительство, не предусмотрены законодательством Российской Федерации, является несостоятельным, так как нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также иным действующим законодательством не запрещается взаимодействие генподрядчика и заказчика при получении разрешения на строительство объекта.
Согласно ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов, которые являются отсылочными к положениям п. 4 ч. 4 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, Заказчиком в извещении и в документации об аукционе должен быть установлен объем выполняемых работ и требования к их выполнению.
В соответствии с п. 8 раздела I "Информация об аукционе" Документации об аукционе, объем выполняемых работ и краткие характеристики таких работ определены в соответствии с Техническим заданием (стр. 2 Документации об аукционе).
На основании изложенного, установление в п. 1.3 Технического задания Документации об аукционе требования о совместном получении генподрядчиком и заказчиком разрешения на строительство объекта, является требованием, установленным Заказчиком к выполняемым работам в соответствии с положениями ст. 33 - 34 Закона о размещении заказов, а не требованием к участнику размещения заказа (победителю аукциона).
Требования к участникам размещения заказа установлены Заказчиком в ч. 2 Общих сведений документации об аукционе (стр. 4 Документации об аукционе) в соответствии с положениями ч. 1 - 2 ст. 11 Закона о размещении заказов:
Участник должен соответствовать обязательным требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона:
1.1. Наличие действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по предмету аукциона, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации: работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); подготовительные работы на строительной площадке; работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода; работы по устройству кровель; работы по разработке выемок, вертикальной планировке; работы по монтажу наружных инженерных сетей и коммуникаций; работы по устройству каменных конструкций; работы по гидроизоляции строительных конструкций; работы по устройству насыпей и обратным засыпкам; работы по монтажу сборных железобетонных и бетонных конструкций; работы по монтажу металлических конструкций; работы по монтажу деревянных конструкций; работы по монтажу стен из панелей типа "СЭНДВИЧ" и полистовой сборки; работы по антикоррозийной защите строительных конструкций и оборудования; работы по теплоизоляции строительных конструкций, трубопроводов и оборудования; работы бетонные; работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования; работы по монтажу технологического оборудования; работы пусконаладочные;
1.2. Наличие лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
1.3. Наличие действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление: производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушений; монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения; монтаж, ремонт и обслуживание системы дымоудаления; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре; монтаж, ремонт и обслуживание противопожарных занавесов и завес; монтаж, ремонт и обслуживание заполнений проемов в противопожарных преградах, производство работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в аукционе не принято.
2.1. Заказчик устанавливает также следующие требования к участникам размещения заказа:
а) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
б) выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Таким образом, перечень требований к участнику размещения заказа является исчерпывающим и полностью соответствующим положениям ст. 11 Закона о размещении заказов. Более того, предметом регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации не является установление требований к участникам размещения заказа, данный вопрос урегулирован вышеназванными положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Вопрос о соответствии требований к выполняемым генподрядчиком работам положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации при выполнении строительных работ не нарушает прав и законных интересов участников размещения заказа и не относится к компетенции Рособоронзаказа при рассмотрении жалобы в соответствии с положениями ст. ст. 17 и 60 Закона о размещении заказов.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, по результатам рассмотрения жалобы уполномоченные органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В обжалуемых решении и предписании ответчиком не установлено, какие положения Закона о размещении заказов были нарушены Заказчиком, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для принятия решения в оспариваемой части и предписания.
Таким образом, решение Рособоронзаказа от 10.08.2010 г. N 592-рж в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству.
Довод ответчика об отсутствии нарушения прав и законных интересов Центрального таможенного управления судом отклоняется, поскольку обжалуемые решение и предписание ограничивают права заявителя как государственного заказчика на установление законных требований в документации об аукционе.
Учитывая изложенное выше суд считает, что предписание Рособоронзаказа от 11.08.2010 г. N 8/5/176 пред., как изданное во исполнение необоснованного и незаконного решения, также является незаконным.
Пункт 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязывает суд при принятии решения о признании незаконными решений государственных органов указать на необходимость принятии мер по устранению нарушенных прав заявителя.
Принимая решение о признании незаконными решения и предписания Рособоронзаказа, суд тем самым восстанавливает отношения, существовавшие до момента нарушения прав и законных интересов ЦТУ, что исключает необходимость в принятии каких-либо дополнительных мер.
На основании ст. ст. 33, 34, 57, 60 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", руководствуясь ст. ст. 29, 64, 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 180, 197 - 200 АПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Комиссии Федеральной службы по оборонному заказу от 10.08.2010 г. N 592-рж в части выводов Комиссии об установлении Заказчиком в документации об аукционе требования, не предусмотренного положениями законодательства Российской Федерации, а именно требования к победителю аукциона (генподрядчику) о получении совместно с Заказчиком разрешения на строительство объекта.
Признать незаконным предписание Федеральной службы по оборонному заказу от 11.08.2010 г. N 8/5/176 пред.
В остальной части требований Центральному таможенному управлению отказать.
Проверено на соответствие Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Н.А.НАРИМАНИДЗЕ