ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 февраля 2011 г. по делу N А41-15627/10

 

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2011 г. по делу N А41-15627/10

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2011 года.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,

судей Гагариной В.Г., Мищенко Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,

при участии в заседании:

от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) Писарева Е.Н., доверенность от 24.12.2010,

от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Иванова А.А., доверенность от 28.12.2010 N 593-Д,

от третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области представитель не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2010 по делу N А41-15627/10, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в качестве третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на здание,

 

установил:

 

открытое акционерного общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган), в котором просит:

1) признать незаконным решение управления об отказе в государственной регистрации права собственности на здание - жилой дом, расположенное по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. 50 лет Октября, д. 16, оформленное сообщением от 10.12.2009 N 07/033/2009-179;

2) обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности на здание - жилой дом, расположенное по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. 50 лет Октября, д. 16.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 02.11.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (арендодателем) и ОАО "РЖД" (арендатором) заключен договор от 24.11.2008 N Р-189/08 аренды земельного участка, согласно условиям которого арендодатель предоставляет арендатору, а арендатор принимает в пользование за плату являющийся федеральной собственностью земельный участок из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, расположенный по адресу: Московская область, район Волоколамский, на участке ПК 982+20-ПК 1394+21, площадью 3 965 300 кв. м, с кадастровым номером 50:07:000000:450, для его использования в соответствии с разрешенным использованием "полоса отвода железной дороги" (т. 1, л.д. 20 - 25).

Согласно пункту 4.3.4 договора арендодатель имеет право осуществлять на участке строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений в целях обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного сообщения, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений.

Названный земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 24.11.2008 (т. 1, л.д. 27).

Администрацией Волоколамского муниципального района Московской области выданы ОАО "РЖД" разрешение на строительство от 23.06.2008 N RU 50530000 - 186 (т. 1, л.д. 32 - 33) и разрешение от 19.12.2008 на ввод объекта капитального строительства (4-х квартирного дома для временного проживания сезонных рабочих, расположенного по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. 50 лет Октября, 16) в эксплуатацию (т. 1, л.д. 34 - 36).

27 апреля 2009 года ГУП МО "МОБТИ" оформлен кадастровый паспорт на здание - 4-х квартирный дом для временного проживания сезонных рабочих, расположенное по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. 50 лет Октября, д. 16, А, общей площадью 275 кв. м, инвентарный номер 003:004-2542, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:07:000000:450 (т. 1, л.д. 37 - 38).

11 июня 2009 года общество обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на указанное здание (т. 1, л.д. 15 - 16).

Решением, оформленным сообщением от 10.12.2009 N 07/033/2009-179, заявителю отказано в испрашиваемой государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества на основании абзацев 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

В обосновании отказа управление сослалось на следующие обстоятельства: земельный участок, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использования - полоса отвода железной дороги; договор аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью, заключен после выдачи разрешения на строительство объекта, расположенного на данном земельном участке, земельный участок предоставлен обществу в нарушение статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) (т. 1, л.д. 13 - 14).

Не согласившись с отказом регистрирующего органа, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "РЖД" для государственной регистрации права собственности на спорный объект были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что обществом на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие предоставление земельного участка, на котором расположено спорное имущество, на аукционе, а также документы, подтверждающие согласие собственника земельного участка на строительство жилого дома на данном земельном участке. По мнению регистрирующего органа, разрешение на строительство выдано обществу в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, управлением также отмечено, что действующее законодательство не содержит норм, позволяющих осуществлять строительство жилых объектов в полосе отвода железной дороги.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель ОАО "РЖД" против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Отказывая в обществу в испрашиваемой государственной регистрации права, регистрирующий орган руководствовался абзацами 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которым в государственной регистрации отказывается в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, а не Земельного кодекса РФ.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Земельного кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".

Как усматривается из материалов дела, земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества, предоставлен обществу на основании договора аренды от 24.11.2008 N Р-189/08 по вышеуказанному постановлению Правительства Российской Федерации, в связи с чем довод управления о необходимости проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка, правомерно отклонен судом первой инстанции.

Апелляционным судом не может быть принят во внимание довод регистрирующего органа о том, что обществом на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие согласие собственника земельного участка на строительство жилого дома на данном земельном участке, по следующим основаниям.

Из содержания договора аренды земельного участка от 24.11.2008 N Р-189/08 усматривается, что арендодатель имеет право осуществлять на участке строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений в целях обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услуг железнодорожного сообщения, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений (пункт 4.3.4 договора).

Согласно разрешению на строительство от 23.06.2008 N RU 50530000 - 186 (т. 1, л.д. 32 - 33), разрешению от 19.12.2008 на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (т. 1, л.д. 34 - 36), кадастровому паспорту на здание от 27.04.2009 (т. 1, л.д. 37 - 38) 4-х квартирный дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:07:000000:450 по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. 50 лет Октября, д. 16, А, предназначен для временного проживания сезонных рабочих, то есть для проживания работников, обеспечивающих устойчивую, бесперебойную и безопасную работу железнодорожного транспорта.

Таким образом, указание в договоре аренды земельного участка от 24.11.2008 N Р-189/08 на возможность арендатора осуществлять на данном земельном участке строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений в целях обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта свидетельствует о согласии собственника земельного участка с кадастровым номером 50:07:000000:450 на строительство спорного жилого дома.

Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В силу пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Оценив в соответствии с требованиями статей 71, 268 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принимая в качестве таковых на основании статьи 64 АПК РФ как письменные доказательства, в том числе разрешение на строительство от 23.06.2008 N RU 50530000 - 186 (т. 1, л.д. 32 - 33) и разрешение от 19.12.2008 на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (т. 1, л.д. 34 - 36), так и объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу о том, что 4-х квартирный жилой дом инв. N 003:004-2542 не ухудшает видимость железнодорожного пути и не создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно распискам в получении документов на государственную регистрацию от 11.06.2009 и 18.06.2009 в регистрирующий орган в качестве основания возникновения права собственности на спорный объект недвижимого имущества представлены: заявление, доверенность, договор аренды земельного участка от 24.11.2008 N Р-189/08, акт приема-передачи от 24.11.2008, разрешение на строительство от 23.06.2008 N RU 50530000 - 186, разрешение от 19.12.2008 на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, кадастровый паспорт земельного участка и другие, поименованные в расписках документы.

Апелляционным судом установлено, что ОАО "РЖД" представлены в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации права на спорный объект недвижимого имущества, содержавшие полную и необходимую о данном объекте в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на спорный объект недвижимого имущества, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа в государственной регистрации, оформленного сообщением от 10.12.2009 N 07/033/2009-179, и удовлетворил заявленные требования.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2010 по делу N А41-15627/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

В.Ю.БАРХАТОВ

 

Судьи

В.Г.ГАГАРИНА

Е.А.МИЩЕНКО