ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 февраля 2011 г. N 15АП-929/2011

 

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2011 г. N 15АП-929/2011

 

Дело N А01-826/2010

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2011 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильиной М.В.,

судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Н.В.,

при участии:

от ТУ Росимущества по Республике Адыгея - Полуэктовой И.А. по доверенности N 34 от 24.12.2010;

от третьих лиц:

ФГУ "Кавказский государственной биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова" - Бриних В.А. по доверенности N 1-13-11 от 21.02.2011, Управления лесами Республики Адыгея - Маушевой Ф.М. по доверенности N 11-02/01 от 11.01.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2010 по делу N А01-826/2010,

принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея

при участии третьих лиц:

федерального государственного учреждения "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова",

Управления лесами Республики Адыгея,

при участии прокурора Республики Адыгея,

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок,

 

установил:

 

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее ТУ Росимущества в Республике Адыгея) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее Управление Росреестра по Республике Адыгея, регистрационная служба) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1.

Заявленные требования мотивированы тем, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были представлены все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации права". Выводы Управления Росреестра по Республике Адыгея о наложении спорного земельного участка на участок лесного фонда безосновательны, поскольку сделаны только на основании письма Управления лесами Республики Адыгея, без уточнения границ лесного фонда.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.05.2010 удовлетворено ходатайство прокурора Республики Адыгея о вступлении в дело.

Определениями суда от 18.05.2010 и от 16.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова", Управление лесами Республики Адыгея.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии спора о границах земельных участков между смежными землепользователями, который может быть разрешен в порядке искового производства. Регистрационная служба, установив возможность частичного наложения границ земельного участка с кадастровым номером 01:04:6001001:1, на участок лесного фонда, с условным номером 3/2004-714, право на который ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правомерно отказал в совершении регистрационных действий до устранения установленных противоречий.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2010 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указал, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были представлены документы, предусмотренные статьей 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Постановлением Правительства от 30.06.2006 N 404. С учетом статьи 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 95, Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" спорный земельный участок Кавказского биосферного заповедника относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения, то есть находится в собственности Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на наличие спора о границах между смежными земельными участками Кавказского государственного биосферного заповедника и участком лесного фонда. Между тем, возможное наложение границ земельных участков не подтверждено документально.

В соответствии с письмом от 26.09.2008 N 771 Управление лесами Республики Адыгея отказало в согласовании границ трех земельных участков Кавказского государственного биосферного заповедника до проведения работ по проектированию границ лесничеств с постановкой их на кадастровый учет. О наличии каких-либо противоречий в картографических материалах лесоустройства в письме не указано. При этом, право собственности Российской Федерации на один из трех земельных участков Кавказского государственного биосферного заповедника, несмотря на отказ Управления лесами Республики Адыгея в согласовании границ, было зарегистрировано в установленном порядке.

Границы спорного земельного участка Кавказского государственного биосферного заповедника были описаны в установленном порядке, объем сведений государственного кадастра недвижимости, в том числе о прохождении границ, позволяет определить спорный земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи. До настоящего времени действия по кадастровому учету спорного земельного участка никем не оспорены.

Уточнение границ участков лесного фонда, посредством проведения межевания, не производилось. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения в виде описания местоположения границ объекта недвижимости в отношении участков лесного фонда. Между тем, наложение, пересечение границ земельных участков может быть выявлено только при проведении кадастрового учета путем внесения сведений о координатах земельного участка в государственный кадастр недвижимости, после установления и описания границ спорных земельных участков в процессе межевания.

Статьями 19, 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрено такое основание для приостановления или отказа в государственной регистрации прав, как письма третьих лиц. Между тем, получив письмо Управления лесами Республики Адыгея о возможном наложении границ земельных участков, Управление Росреестра по Республике Адыгея на не направило запрос непосредственно в орган кадастрового учета, в чьи полномочия входит выявление наложений (пересечений) границ земельных участков.

Поскольку выводы Управления Росреестра по Республике Адыгея о наложении спорного земельного участка на земельный участок лесного фонда сделаны только на основании письма Управления лесами Республики Адыгея и документально не подтверждены, отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации является незаконным.

Прокурор Республики Адыгея и федеральное государственное учреждение "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова" в отзывах поддержали апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Республике Адыгея. Прокурор указал, что документы на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации были представлены заявителем в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.06.2006 N 404. Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" спорный земельный участок является федеральной собственностью. Границы земельного участка описаны в установленном законом порядке, объем сведений государственного кадастра, в том числе о его границах, позволяет определить индивидуальные признаки земельного участка. Какие-либо доказательства наложения границ спорного земельного участка на земельный участок лесного фонда, право распоряжения которого предоставлено Управлению лесами Республики Адыгея, в деле отсутствуют.

Федеральное государственное учреждение "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова" также указало, что спор о границах спорного земельного участка и участка лесного фонда отсутствует. С момента постановки на кадастровый учет земельного участка в 2008 году не было представлено ни одного документа, опровергающего правомерность постановки спорного земельного участка на кадастровый учет в его настоящих границах. Возможное наложение границ земельных участков документально не подтверждено. Действия по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет в установленном порядке не оспорены. Кроме того, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета может являться превышение площади земельного участка в результате уточнения его границ на величину более чем десять процентов по сравнению с ранее учтенной площадью. В случае спорного земельного участка Кавказского государственного биосферного заповедника имеет место снижение площади участка, что законом не ограничено.

Управление Росреестра по Республике Адыгея и управление Лесами Республики Адыгея апелляционную жалобу не признали, в отзывах просили решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2010 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Управление Росреестра по Республике Адыгея указало, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации была приостановлена, поскольку у регистратора возникли сомнения о том, входит ли спорный земельный участок в состав земель, предоставленных Кавказскому государственному биосферному заповеднику на основании свидетельства от 04.01.1993. Поскольку в ЕГРП имелась запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, регистратор направил запрос в Управление лесами Республики Адыгея, которому переданы полномочия по распоряжению участками лесного фонда. В письме от 11.02.2010 N 148 Управление лесами сообщило, что спорный земельный участок частично накладывается на участок лесного фонда. Земельные участки лесного фонда не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем, выявить наложение границ спорного земельного участка заповедника и земельного участка лесного фонда, на который уже зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не представляется возможным. Данные обстоятельства явились основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Управление лесами Республики Адыгея в отзыве указало, что в силу статей 22, 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", границы спорного земельного участка подлежали согласованию со смежными землепользователями, которым в том числе является управление. В установленный срок Управление лесами Республики Адыгея направило мотивированный отказ в согласовании границ земельного участка, ввиду наложения границ лесного фонда на земельный участок Кавказского государственного биосферного заповедника. Право Управления лесами Республик Адыгея на спорные земельные участки в границах наложения является исключительным и приоритетным по отношению к праву Федерального государственного учреждения "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова". МО "Майкопский район" также не согласовало материалы межевания по причине уточнения границ Кавказского государственного биосферного заповедника в части территории в районе г. Оштен, р. Армянки, Урочища Водопадный и юго-западной части плато Лаго-Наки.

В судебном заседании представители ТУ Росимущества в Республике Адыгея и Федерального государственного учреждения "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова" апелляционную жалобу поддержали, просили решение Арбитражного суда Республики Адыгея отменить, заявленные требования удовлетворить.

Представитель Управления лесами Республики Адыгея апелляционную жалобу не признала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Управления Росреестра по Республике Адыгея и прокурор в судебное заседание не явились. От Управления Росреестра по Республике Адыгея поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 24.12.2009 ТУ Росимущество в Республике Адыгея, со ссылкой на статьи 17, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Управление Росреестра по Республике Адыгея с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 общей площадью 730692457 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Гузерипль.

Согласно расписке в получении документов от 24.12.2009 на государственную регистрацию были представлены: кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство на право собственности на землю, право бессрочного (постоянного) пользования землей от 04.01.1993 (т. 1 л.д. 13).

29.12.2009 ТУ Росимущество в Республике Адыгея дополнительно представило на государственную регистрацию государственный акт на право пользования землей серии A-I N 399728 от 24.09.1987, что подтверждается распиской в получении документов (т. 1 л.д. 12)

Уведомлением от 22.01.2010 N 03/035/2009-677 регистрационная служба известила заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 общей площадью 730692457 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Гузерипль, до 19.02.2010 в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Регистратор указал, что представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404. У регистратора имеются основания полагать, что земельный участок, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права, входит в один из участков лесного фонда, право собственности на который уже зарегистрировано за Российской Федерацией. В кадастровом паспорте и свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю имеются разночтения по площадным параметрам и адресу объекта недвижимости (т. 1 л.д. 14 - 15).

Сообщением от 19.02.2010 N 03/035/2009-677 регистрационная служба уведомила заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 общей площадью 730692457 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Гузерипль, на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В качестве оснований для отказа в государственной регистрации права регистратор указал:

- отсутствие предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 документов для проведения государственной регистрации;

- наличие расхождений по площадным параметрам и адресу земельного участка в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю;

- подтвержденный письмом начальника Управления лесами Республики Адыгея от 11.02.2010 N 148 факт частичного наложения границ спорного земельного участка на земельный участок лесного фонда, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРП за Российской Федерации (т. 1 л.д. 16 - 17).

ТУ Росимущества в Республике Адыгея обжаловало отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 общей площадью 730692457 кв. м в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Отказывая в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Управление Росреестра по Республике Адыгея указало, что заявителем не представлены все документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404.

Статья 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

На основании указанной статьи, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Перечень документов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, предусматривает необходимость представления заявления о государственной регистрации права с указанием основания его возникновения, кадастрового паспорта земельного участка, а также, в зависимости от основания разграничения государственной собственности - правоустанавливающий документ на земельный участок (если такой участок ранее был предоставлен органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации), либо правоустанавливающий документ на объекты недвижимого имущества, расположенный на спорном земельном участке.

Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию был представлен кадастровый паспорт земельного участка от 23.12.2009 N 0104/201/09-15009, а также свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 04.01.1993 и государственный акт серии A-I N 399728, согласно которым за Кавказским государственным заповедником было закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 73356 гектаров земли, согласно плану землепользования (т. 1 л.д. 18 - 21).

Таким образом, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок был представлен полный пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404.

Кроме того, Управлением Росреестра по Республике Адыгея не учтены следующие обстоятельства.

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии с п. 1, 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются различные категории указанных территорий, в том числе государственные природные заповедники. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 7).

Согласно п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Согласно п. 1, 2, 3, 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе земли государственных природных заповедников. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Из представленных в регистрационную службу кадастрового паспорта земельного участка от 23.12.2009, свидетельства на право собственности на землю, право бессрочного (постоянного) пользования землей от 04.01.1993 и государственного акта на право пользования землей серии A-I N 399728 от 24.09.1987 следует, что спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и предоставлен в бессрочное пользование Кавказскому государственному биосферному заповеднику. При таких обстоятельствах право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу статьи 17, п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а не при разграничении государственной собственности на землю. В связи с этим, требования Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 не подлежат применению к спорным отношениям при государственной регистрации права собственности Российской Федерации, возникшего в силу прямого указания закона.

Несоответствие площади и адреса спорного земельного участка, указанных в кадастровом паспорте и свидетельстве на право бессрочного (постоянного) пользования от 04.01.1993, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. В данном случае право собственности возникло у Российской Федерации в силу статьи 17, п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", которые и следует рассматривать в качестве правоустанавливающих документов. В кадастровом паспорте указано, что спорный земельный участок относится к категории земель особого охраняемых территорий и объектов и предоставлен ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова". При обращении с заявлением о государственной регистрации права ТУ Росимущества в Республике Адыгея указало, что право Российской Федерации возникло на основании закона (расписка от 24.12.2009 - т. 1 л.д. 13). В связи с этим, заявителем представлены все необходимые документы для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

В качестве основания отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации регистрационная служба также указала на наложение границ земельного участка Кавказского государственного биосферного заповедника и земельного участка лесного фонда подразделения "Гузерипльское лесничество" с условным номером 3/2004-712, право собственности на который ранее зарегистрировано за Российской Федерации (дата регистрации 07.07.2005 номер регистрации 01-01/03-3/2004-712).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

Выявление факта пересечения границ земельного участка, о постановке на кадастровый учет которого заявлено, границ земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, является основанием для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

Таким образом, факт наложения границ земельных участков может быть выявлен только в процессе осуществления их кадастрового учета. В отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке лесного фонда подразделения "Гузерипльское лесничество" с условным номером 3/2004-712, установить наличие или отсутствие наложение границ спорного земельного участка заповедника и указанного участка лесного фонда, невозможно. Само по себе письмо Управление лесами Республики Адыгея от 11.02.2010 N 148, направленное в Управление Росреестра по Республике Адыгея, не может являться доказательством наличия наложения границ спорного земельного участка, препятствующего регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Управление лесами Республики Адыгея также указало на то, что границы спорного земельного участка не были согласованы смежными землепользователями в установленном законом порядке.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

К указанным лицам Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" относит лиц, обладающих смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Из буквального толкования указанных норм следует, что границы формируемого земельного участка подлежат согласованию только с теми смежными землепользователями, сведения о земельных участках которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Однако, участки лесного фонда подразделения "Гузерипльское лесничество" не были поставлены на кадастровый учет, сведения о них отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, что фактически исключает необходимость согласования границ земельного участка заповедника с землепользователями данных участков лесного фонда.

Между тем, при проведении работ по описанию и установлению границ спорного земельного участка с кадастровым номером 01:04:6001001:1 ООО "ГЕО-Центр" в порядке статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" известило ТУ Росимущества в Республике Адыгея, управление лесами Республики Адыгея, муниципальное образование "Майкопский район", Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям о проведении 29.09.2008 собрания заинтересованных лиц о согласовании границ спорного земельного участка. Объявление о проведении данного собрания также было размещено в газете "Советская Адыгея" от 30.08.2008 (т. 1 л.д. 61).

Согласно протоколу собрания о согласовании местоположения границ земельного участка ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник" от 29.09.2008 представитель Управления лесами Республики Адыгея отказал в согласовании границ спорного земельного участка по основаниям, изложенным в письме управления от 26.09.2008 N 771 (т. 1 л.д. 64 - 65).

В письме от 26.09.2008 Управление лесами Республики Адыгея указало, что согласование границ только на основании предоставленного картографического материала невозможно. Согласование границ может быть осуществлено только после постановки на кадастровый учет смежных земельных участков лесного фонда (т. 1 л.д. 62).

В силу ч. 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Однако, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает отказ заинтересованных лиц в согласовании границ земельного участка в качестве безусловного основания для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет.

В письмах от 05.12.2008 и от 19.12.2008 Федеральное агентство кадастра недвижимости признало необоснованными доводы Управления лесами Республики Адыгея, которыми мотивирован отказ в согласовании границ спорного земельного участка. Отказ Управления Роснедвижимости по Республики Адыгея в осуществлении государственного кадастрового учета спорного участка признан незаконным и Управление Роснедвижимости по Республики Адыгея обязано осуществить кадастровый учет данных участков.

Подразделение управления лесами Республики Адыгея "Гузерипльское лесничество" в письме от 28.09.2010 N 130 указало, что граница между участками лесного фонда и Кавказским государственным природным биосферным заповедником должна проходить по фарватеру рек Белая и Киша, однако, в картографических материалах данная граница проведена по левому берегу реки Белая и правому берегу реки Киша. "Гузерипльское лесничество" также не согласно с описанием границ Кавказского государственного природного биосферного заповедника (т. 1 л.д. 70).

В то же время, согласно представленной в дело пояснительной записке к материалам межевания, составленной сотрудниками ООО "ГЕО-Центр" границы спорного земельного участка были установлены согласно свидетельству на право пользования землей N 234 от 04.01.1993 и приложения N 2 к Положению о ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник", в котором указано, что граница заповедника проходит, в том числе, по левому берегу реки Белая и по правому берегу реки Киша (т. 1 л.д. 71 - 76).

Границы территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника, описанные в государственном акте серии A-I N 399728 и в приложении N 2 к Положению о ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник", утвержденном Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации 19 июля 2002 года, в установленном порядке не оспорены.

Возражения Управления лесами Республики Адыгея, предъявляемые к описанию границ Кавказского государственного природного биосферного заповедника, документально необоснованны.

Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов от 23.12.2009 и от 09.08.2010 сведения об уточненных по результатам межевания границах земельного участка с кадастровым номером 01:04:6001001:1 были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, границы спорного земельного участка с кадастровым номером 01:04:6001001:1 описаны в установленном законом порядке и внесены в государственный кадастр недвижимости, что позволяет индивидуализировать данный земельный участок в качестве самостоятельного объекта гражданского оборота.

В силу части 5 статьи 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Действия по осуществлению кадастрового учета спорного земельного участка в уточненных по результатам межевания границах в установленном порядке не оспорены и незаконными не признаны.

При проведении правовой экспертизы представленных заявителем на государственную регистрацию документов, Управлением Росреестра по Республике Адыгея не были выявлены нарушения законодательства о государственном кадастре недвижимости при осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии документального подтверждения наличия фактического наложения границ спорного земельного участка ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник" и находящихся в распоряжении Управления лесами Республики Адыгея участков лесного фонда.

При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе право распоряжения участками лесного фонда.

Однако, предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права распоряжения участками лесного фонда не является основанием прекращения права федеральной собственности на земли лесного фонда.

Из материалов дела следует, что в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с условным номером 3/2004-712 (дата регистрации 07.07.2005 номер регистрации 01-01/03-3/2004-712), на границы которого, по мнению Управления лесами Республики Адыгея, накладываются границы спорного земельного участка заповедника.

Следовательно, Российская Федерация является собственником как земельного участка Кавказского государственного природного биосферного заповедника в силу статьи 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, так и собственником смежных участков лесного фонда Гузерипльского лесничества в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Возможное наложение границ земельного участка заповедника и границ участков лесного фонда, которое может быть выявлено в процессе межевания участков лесного фонда, не приведет к возникновению спора о праве на данные земельные участка, поскольку в любом случае собственником данных земельных участков в силу закона является Российская Федерация.

В данном случае, границы земельного участка заповедника либо участка лесного фонда могут быть уточнены органом кадастрового учета посредством административных процедур, предусмотренных частью 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

С учетом изложенного, предусмотренные п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1 общей площадью 730692457 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Гузерипль, отсутствовали.

Управление Росреестра по Республике Адыгея, в порядке статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательства законности отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, изложенного в сообщении от 19.02.2010 N 03/035/2009-677, в том числе доказательства фактического наложения спорного земельного участка на участки лесного фонда.

Отказ Управления Росреестра по Республике Адыгея в государственной регистрации права собственности российской Федерации создает препятствия в дальнейшем распоряжении и управлении земельным участком Кавказского государственного природного биосферного заповедника, чем нарушаются права Российской Федерации.

В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2010 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2010 по делу N А01-826/2010 отменить, принять новое решение.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Адыгея в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1, площадью 730692457 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, южнее п. Гузерипль как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральному закону от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральному закону от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации".

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Адыгея осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:04:6001001:1, площадью 730692457 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, южнее п. Гузерипль.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

 

Председательствующий

М.В.ИЛЬИНА

 

Судьи

О.Х.ТИМЧЕНКО

Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ