ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 ноября 2008 г. N А33-1000/2008-03АП-2975/2008

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2008 г. N А33-1000/2008-03АП-2975/2008

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хасановой И.А.,

судей: Гуровой Т.С., Радзиховской В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко Г.А.,

при участии:

от истца Козыревой Е.С. - представителя по доверенности от 26 августа 2008 года N 11-7164,

от ответчика Ястребкова В.В. - представителя по доверенности от 23 декабря 2007 года,

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю: Шевченко Г.Л. - представителя по доверенности от 9 января 2008 года,

от ООО "Сибконт": Саночкиной Т.В. - представителя по доверенности от 1 марта 2008 года,

от ОАО "Российские железные дороги": Бурая В.В. - представителя по доверенности от 12 декабря 2007 года,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю, г. Красноярск

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 8 августа 2008 года по делу N А33-1000/2008, принятое судьей Трубачевым И.Г.,

 

установил:

 

Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Монако" (далее - ответчик, ООО "Монако"):

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка от 18 сентября 2007 года N 50-53;

- о возврате земельного участка по адресу: г. Красноярск, Советский район, кадастровый номер 24:50:0300299:0082, площадью 109 620 кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:

- открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД"), г. Красноярск;

- Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, г. Красноярск;

- общество с ограниченной ответственностью "Сибконт" (далее - ООО "Сибконт"), г. Красноярск.

К участию в деле привлечен прокурор Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - прокурор), г. Новосибирск.

Решением суда от 8 августа 2008 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

По мнению истца, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, на основании следующего:

- в полосу отвода железных дорог включены земельные участки не только занятые железнодорожными станциями и иными объектами железнодорожного транспорта и используемые в целях эксплуатации указанных объектов, но и земельные участки, предназначенные для размещения таких объектов в будущем;

- суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что отсутствие на спорном земельном участке объектов, принадлежащих ОАО "РЖД" исключает возможность отнесения его к полосе отвода железных дорог, поскольку спорный земельный участок образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0017, площадью 1 018 939 кв.м., с установленным разрешенным использованием - занимаемый полосой отвода железной дороги;

- договор аренды земельного участка федеральной собственности от 18 сентября 2007 года N 50-53 не был согласован с ОАО "РЖД" в лице Красноярского филиала в установленном порядке.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, мотивируя следующим:

- позиция истца не основывается на нормах земельного и градостроительного законодательства, определяющих порядок использования всех земель поселений и установления того или иного разрешенного использования земельного участка;

- согласно кадастровому плану N 50/07-10717 данный земельный участок не относится к землям транспорта, не ограничен в обороте. На данном земельном участке отсутствовали объекты федерального железнодорожного транспорта ОАО "РЖД";

- на земельном участке, предоставленном в аренду ООО "Монако", не размещаются действующие объекты и сооружения ОАО "РЖД", либо объекты железнодорожного транспорта, ограниченные в обороте, для размещения которых была бы необходима вся площадь земельного участка арендуемого ответчиком. Предоставление в аренду ответчику земельного участка не повлекло за собой нарушение требований безопасности движения железнодорожного транспорта, не повлекло нарушение норм законодательства, регламентирующих вопросы предоставления земельных участков для нужд железных дорог. Таким образом, у ОАО "РЖД" отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды на вновь образованный земельный участок, на котором отсутствуют объекты ОАО "РЖД". А у истца отсутствовала обязанность в безусловном порядке заключить с ОАО "РЖД" договор аренды спорного земельного участка;

- не смотря на отсутствие в федеральных законах нормы об обязательности согласования с железными дорогами, входящими в структуру ОАО "РЖД" вопросов заключения договоров аренды земельных участком, которыми железные дороги не владеют, Красноярская железная дорога дала свое согласие на выделение спорного земельного участка из состава участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0017 для проектирования и строительства нежилых сооружений, что подтверждается письмами от 22 сентября 2006 года N НРИ-4/679, от 27 сентября 2006 года N НРИ-4/683.

ООО "Сибконт" представило возражения на апелляционную жалобу, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на следующее:

- межевание земельного участка было произведено после направления ОАО "РЖД" письма от 13 декабря 2006 года N НРИ-4/938, в котором последнее не возражало против межевания земельного участка полосы отвода железной дороги с целью разделения на два отдельных участка;

- 2 марта 2007 года ООО "Сибконт" на торгах приобрело, а в дальнейшем зарегистрировало право собственности 14 объектов недвижимости. Данные объекты расположены в границах арендуемого ООО "Монако" земельного участка.

Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено рассмотрение жалобы с последующим отложением судебного разбирательства.

Прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие прокурора.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (серии 24 ГЧ N 000459 от 28 июня 2004 года), земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:0017, площадью 1 018 939 кв.м., категории - земли поселений, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, является государственной собственностью Российской Федерации (л.д. 26, том N 1), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 июня 2004 года внесена запись регистрации N 24:01:57.2004:299.

Истец по договору от 6 июля 2004 года N 50-6 передал ОАО "РЖД" в аренду земельный участок площадью 1 018 939 кв. м из категории земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:0000000:0017, находящийся в федеральной собственности и расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги, сроком с 6 июля 2004 года по 5 июня 2005 года (л.д. 22 - 24, том N 1).

Факт передачи указанного выше земельного участка подтверждается актом приема-передачи от 6 июля 2004 года (л.д. 25, том N 1).

Письмом от 13 декабря 2006 года N НРИ-4/938 ОАО "РЖД" сообщило истцу, что не имеет возражений по межеванию земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 24:50:0000000:0017 с целью разделения его на два отдельных участка с сохранением балансовой принадлежности ОАО "РЖД" и целевого назначения на оба участка (л.д. 77, том N 1).

В соответствии с Распоряжением истца от 27 декабря 2006 года N 10-2084р "О разделе земельного участка и утверждении проекта границ преобразованных земельных участков" земельный участок площадью 1 018 939 кв. м из категории земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:0000000:0017 разделен на земельный участок площадью 909319 кв. м и земельный участок площадью 109620 кв. м с кадастровым номером 24:50:03 00 299:0082 (спорный земельный участок) (л.д. 71, 104 том N 1).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (серии 24 ЕЗ N 573050 от 15 мая 2007 года) земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:0082, площадью 109 620 кв.м., категории - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - занимаемый полосой отвода железной дороги, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, является собственностью Российской Федерации на основании Распоряжения истца N 10-2084р от 27 декабря 2006 года (л.д. 19, том N 1), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15 мая 2007 года внесена запись регистрации N 24-24-01/024/2007-728.

Также в материалах дела имеется кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:0082 от 18 сентября 2007 года N 50/07-10717 (л.д. 14 - 16, том N 1).

В письмах N НРИ-4/542 от 24 мая 2007 года (л.д. 30, том N 1) и N НРИ-4/469 от 31 мая 2007 года (л.д. 31, том N 1), ОАО "РЖД" просило истца заключить договоры аренды на вновь сформированные земельные участки.

Распоряжениями истца N 10-1303р от 10.07.2007 (л.д. 68, том N 1) и N 10-1553р от 27.08.2007 (л.д. 70, том N 1) ответчику предварительно согласовано место размещение плодоовощной базы с железнодорожным тупиком на земельном участке площадью 109620 кв. м с кадастровым номером 24:50:03 00 2999:0082, утвержден акт о выборе земельного участка.

Распоряжением истца N 05-1651р от 06.09.2007 ответчику предоставлен в аренду земельный участок площадью 109620 кв. м с кадастровым номером 24:50:03 00 2999:0082 сроком на 3 года для проектирования и строительства плодоовощной базы с железнодорожным тупиком (л.д. 69, том N 1).

18 сентября 2007 года истец (арендодатель) и ответчик (арендатор) заключили договор аренды N 50-53 земельного участка площадью 109620 кв. м с кадастровым номером 24:50:03 00 2999:0082, сроком с 18 сентября 2007 года по 18 сентября 2010 года, с разрешенным использованием - для проектирования и строительства плодоовощной базы с железнодорожным тупиком (л.д. 8 - 13, том N 1). Регистрация указанного договора аренды в установленном Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке, подтверждается отметкой Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 28 сентября 2007 года за номером регистрации 24-24-01/165/2007-584 на последнем листе договора.

Факт передачи арендатору указанного в договоре аренды N 50-53 земельного участка подтверждается актом приема-передачи от 18 сентября 2007 года (л.д. 18, том N 1).

Распоряжением N 10-1998р от 9 ноября 2007 года (л.д. 21, том N 1), с указанием на статьи 9, 22, 29 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Постановления Правительства РФ N 611 от 12 октября 2006 года "О порядке установления полос отвода и охранных зон железных дорог" и N 264 "О порядке установления и пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", истец отменил свои Распоряжения N 10-1303р от 10 июля 2007 года и N 05-1651р от 6 сентября 2007 года.

По мнению истца, договор аренды земельного участка федеральной собственности от 18 сентября 2007 года N 50-53 является ничтожной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд первой инстанции с настоящим иском. При этом, в обоснование предъявленного требования о признании договора аренды недействительным по основаниям, предусмотренным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец ссылался на то, что при заключении договора аренды земельного участка не учтен тот факт, что переданный в аренду земельный участок отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для проектирования и строительства плодовоовощной базы с железнодорожным тупиком, несмотря на то, что спорный земельный участок имеет иное разрешенное использование - занимаемый полосой отвода железной дороги.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на категории: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно абзацу 17 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации Российская землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 2 указанной нормы права предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог. Пунктами 2, 3 указанных Правил предусмотрено, что в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования (далее - заинтересованная организация), обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Режим использования земельных участков в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определен пунктом 4 Правил, в соответствии с которым в границах полосы отвода заинтересованная организация обязана, в том числе не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Выше приведенные положения Земельного кодекса Российской Федерации и Правил подтверждают возможность использования земельных участков в полосе отвода железных дорог при наличии определенных условий, в том числе для строительства объектов.

Руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Красноярска 08.07.2003 г. утвержден топографический план полосы отвода железной дороги в Советском районе г. Красноярска, подготовленный по материалам инвентаризации полосы отвода Красноярской дистанции пути Красноярской железной дороги в Советском районе г. Красноярска (участок: км 9,40 - кВ 18,26), проведенной ГУП "Сибжелдорпроект" (л.д. 89 - 96 том 2)

Как следует из пояснений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю в Государственный кадастр недвижимости сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0017, площадью 1 018 939 кв.м. внесены в соответствии с документами о межевании, которые основаны на утвержденных в соответствующем порядке материалах инвентаризации и свидетельствуют о нахождении всего участка в полосе отвода. (л.д. 2 том N 2)

Распоряжением истца от 27 декабря 2006 года N 10-2084р "О разделе земельного участка и утверждении проекта границ преобразованных земельных участков" земельный участок площадью 1 018 939 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0000000:0017 разделен на земельный участок площадью 909319 кв. м и земельный участок площадью 109620 кв. м. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 24:50:03 00 299:0082 площадью 109620 кв. м является частью полосы отвода железной дороги.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Пунктом 5 статьи 30 предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительств является основанием, в том числе заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пункт 7 статьи 30).

Распоряжениями истца N 10-1303р от 10.07.2007 (л.д. 68, том N 1) ООО "Монако" предварительно согласовано место размещения плодоовощной базы с железнодорожным тупиком на земельном участке площадью 109 620 кв.м. с кадастровым номером 24:50:03 00 2999:0082, утвержден акт о выборе земельного участка.

Распоряжением истца N 05-1651р от 06.09.2007 ответчику предоставлен в аренду земельный участок площадью 109620 кв. м с кадастровым номером 24:50:03 00 2999:0082 сроком на 3 года для проектирования и строительства плодоовощной базы с железнодорожным тупиком (л.д. 69, том N 1).

Указанное Распоряжение по своему характеру является решением о предоставлении земельного участка для строительства, на основании которого заключен оспариваемый договор. Последующая отмена указанного Распоряжения Распоряжением истца N 10-1998р от 9 ноября 2007 года не может служить основанием для признания недействительным заключенного договора аренды.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 г. N 26Ц (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 1999 г. N 1848) утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог. В соответствии с пунктом 12 указанного Положения свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

Пунктами 13, 14 Положения установлено, что согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя. Договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги.

Представленные ответчиком в апелляционную инстанцию агентский договор от 07.04.2006 г., письмо ООО "Сибтропик" от 12.09.2006 г., адресованное начальнику Красноярской железной дороги, ответы ОАО "РЖД" от 22.09.2006 г. и от 27.09.2006 г. на указанное письмо, свидетельствуют о согласии Красноярской железной дороги на раздел земельного участка полосы отвода с кадастровым номером 24:50:0000000:0017 с целью выделения земельного участка для строительства плодоовощной базы и овощехранилища. Следовательно, ответчиком соблюдено условие о согласовании с ОАО "РЖД" размещения объекта в полосе отвода железной дороги. Требование о заключении договоров аренды земельных участков в полосе отвода от имени арендодателя исключительно железной дорогой названное Положение не содержит, тогда как в силу статьи 209 и 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

Действительно, пунктом 5 Положения предусмотрено, что установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, раздел земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:0017 не повлек изменение границ и размеров полосы отвода, установленной при инвентаризации в 2003 г. Земельный участок с указанным кадастровым номером состоит из 16 условных земельных участков, лишь один из которых (кадастровый номер 24:50:03 00 299:0011) разделен. Образованный земельный участок с кадастровым номером 24:50:03 00 299:0082 площадью 109620 кв. м является частью полосы отвода железной дороги.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:0017, площадью 1 018 939 кв.м., являющийся полосой отвода железной дороги зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24 ГЧ N 000459 от 28 июня 2004 года. Зарегистрировано и обременение земельного участка в виде договора аренды от 18 сентября 2007 года N 50-53 земельного участка площадью 109620 кв. м с кадастровым номером 24:50:03 00 2999:0082, входящего в полосу отвода железной дороги. Указание в кадастровом плане данного земельного участка разрешенного использования - для проектирования и строительства плодоовощной базы с железнодорожным тупиком не меняет категорию земельного участка, отнесенного к землям транспорта и не нарушает его целевое назначение, поскольку как указано выше, в Законе отсутствует запрет на осуществление строительства в полосе отвода железных дорог.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса.

Следовательно, возможное нарушение в будущем режима использования земельного участка в границах полосы отвода может служить основанием для расторжения договора аренды, тогда как, указанные истцом основания для признания недействительным договора аренды от 18 сентября 2007 года N 50-5318, отсутствуют. Иные основания признания данного договора недействительным истцом не названы.

Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу суд апелляционной инстанции считает, что доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2008 года по делу N А33-1000/2008.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2008 года по делу N А33-1000/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

 

Председательствующий судья

И.А.ХАСАНОВА

 

Судьи:

Т.С.ГУРОВА

В.В.РАДЗИХОВСКАЯ

 

 

 

 

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. N 07АП-5187/09

 

Дело N А03-11037/2008

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2009 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

 

председательствующего судьи Н.К.Калиниченко

судей                       Н.В.Марченко

О.Б.Нагишевой

 

при ведении протокола судьей Калиниченко Н.К.

без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" структурное подразделение Алтайское отделение на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.05.09 по делу N А03-11037/08 (судья Кириллова Т.Г.)

по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" структурное подразделение Алтайское отделение

к индивидуальному предпринимателю Березину А.В.

третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю, Администрация поссовета Тальменского района Алтайского края, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Алтайскому краю, Вертилевская Л.М.

о понуждении к освобождению территории

 

установил:

 

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" структурное подразделение Алтайское отделение обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к индивидуальному предпринимателю Березину А.В. о понуждении к освобождению территории путем сноса торгового киоска, находящегося в полосе земельного участка Сузунской дистанции пути, являющегося федеральной собственностью, по адресу: Алтайский край, станция Усть-Тальменская, привокзальная площадь, на расстоянии 5,7 м от здания вокзала, 5,4 м от модуля ЭЦ и 20, 85 м от оси первого пути.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю, Администрация поссовета Тальменского района Алтайского края, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Алтайскому краю, Вертилевская Л.М.

Решением суда первой инстанции от 13 мая 2009 года (резолютивная часть объявлена 05 мая 2009 года) в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить, указав, что судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно ст. 129, 209 ГК РФ, ст. 20, 25, 26 ЗК РФ. Судом не дана оценка законности постановления Администрации Тальменского поссовета от 03.02.99 N 57.

Кроме того, суд не дал обоснованную оценку такому юридически значимому обстоятельству, как на каком основании за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок.

Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указав, что истец не вступил в фактическое владение спорным земельным участком, на котором расположен киоск, кроме того, истец не представил надлежащие доказательства нарушения прав и незаконности владения участком.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, указав, что судом не оценена законность постановления Администрации Тальменского поссовета от 03.02.99 N 57. Суд, принимая решение, не дал оценку такому значимому обстоятельству как границы земельного участка полосы отвода железной дороги установлены в соответствии с земельным законодательством, согласованы со смежными землепользователями, администрацией р.п. Тальменка, руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тальменского района. При подготовке межевого дела для постановки на кадастровый учет земельного участка полосы отвода железной дороги все посторонние землепользователи были изъяты.

Администрация поссовета Тальменского района Алтайского края, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Алтайскому краю, Вертилевская Л.М. письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.

В силу п. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 13 мая 2009 года, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене, иск - удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела на момент заключения договора от 29.06.2004 г. N 35, на земельном участке Сузунской дистанции пути, по адресу: Алтайский край, станция Усть-Тальменская, привокзальная площадь, на расстоянии 5,7 м от здания вокзала, 5,4 м от модуля ЭЦ и 20, 85 м от оси первого пути располагался торговый киоск Вертилевской Л.М., которая продала его индивидуальному предпринимателю Березину А.В. 11.09.2006 г.

Данный земельный участок, в 1999 году был предоставлен Вертилевской Л.М. для эксплуатации торгового киоска постановлением Администрацией поссовета Тальменского района N 57 на праве постоянного (бессрочного) пользования. До настоящего времени данное право не прекращено.

Поскольку, являясь арендатором земельного участка Сузунской дистанции пути, с кадастровым номером 22:47:0020, находящегося в федеральной собственности, по договору аренды земельного участка от 29.06.2004 г. N 35 на основании распоряжения от 27.05.2004 г. N 250 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю, истец не может осуществлять свои права (обеспечение деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта), он обратился с иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, пришел к выводу, что истец не вступил в фактическое владение земельным участком, на котором расположен принадлежащий ответчику торговый киоск, а поэтому его права могут быть защищены в данном случае только в соответствии с пунктом 3 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, кроме того, истец доказательств нарушения его прав и незаконности владения ответчиком земельным участком, расположенным на привокзальной площади ст. Усть-Тальменская Алтайского края, на расстоянии 5,7 м от здания вокзала, 5,4 м от модуля ЭЦ, 20, 85 м от оси первого пути, не представил.

В соответствии с положениями статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

В статье 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" даны понятия полосы отвода и охранной зоны:

полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящиеся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ).

12 октября 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 611 утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно п. 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии с указанными правовыми нормами истцу было выдано свидетельство о государственной регистрации права 22 ВЖ 557494 на спорный земельный участок с кадастровым номером 22:47:0020.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Таким образом, на основании указанных норм права спорный земельный участок относится к федеральной собственности, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 мая 2009 года по делу N А03-11037/08 отменить подлежит отмене, иск ОАО "РЖД" - удовлетворению.

Судебные расходы распределены апелляционным судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 мая 2009 года по делу N А03-11037/08 отменить.

Иск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить.

Обязать Березина Александра Валерьевича освободить территорию путем сноса торгового киоска, находящегося в полосе земельного участка Сузунской дистанции пути, по адресу: Алтайский край, станция Усть-Тальменская, привокзальная площадь, на расстоянии 5,7 м от здания вокзала, 5,4 м от модуля ЭЦ и 20, 85 м от оси первого пути.

Взыскать с Березина А.В. в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" структурное подразделение Алтайское отделение 2000 рублей государственной пошлины по иску и 1000 рублей по апелляционной жалобе.

Возвратить ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" структурное подразделение Алтайское отделение из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 50 рублей 32 копейки.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

 

Председательствующий

Н.К.КАЛИНИЧЕНКО

 

Судьи

Н.В.МАРЧЕНКО

О.Б.НАГИШЕВА