ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 27 января 2011 г. N 72-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2011 г. N 72-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ФОМИЧЕВА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 2 И 5 СТАТЬИ 34
ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ПОДПУНКТАМИ 2 И 3 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.А. Фомичева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением суда общей юрисдикции исковые требования гражданина А.А. Фомичева удовлетворены частично: суд обязал администрацию муниципального района в установленный законом месячный срок обеспечить изготовление проекта границ земельного участка по заявлению А.А. Фомичева и утвердить данный проект, а в течение 14 дней со дня изготовления проекта границ земельного участка - принять решение по заявлению А.А. Фомичева о предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства; в иске о признании права собственности на испрашиваемый земельный участок отказано. Суд исходил из того, что законодательством не предусмотрена обязанность администрации муниципального округа предоставлять земельный участок А.А. Фомичеву в собственность бесплатно, а кроме того, выделение земельного участка в собственность предусматривает определенную предварительную процедуру: утверждение плана границ, предоставление кадастрового паспорта, без чего выделение земельного участка в собственность невозможно.
Тот же суд по заявлению А.А. Фомичева своим определением разъяснил, что указанным решением суд не обязывал администрацию муниципального района принимать решение о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Фомичев оспаривает конституционность пунктов 2 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не отвечают вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям определенности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку в них не указано, что право выбора испрашиваемого права на земельный участок, а также условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно) принадлежит гражданину, заинтересованному в предоставлении ему земельного участка и подавшему заявление в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, что нарушает его права, гарантированные статьями 2, 3, 6 (часть 2), 7 (часть 1), 8 (часть 2), 9 (часть 2), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Фомичевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Положения пунктов 2 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливающие право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов. Следовательно, реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение, закрепленные данными положениями, допустимы лишь на условиях, установленных законом, в частности исходя из общего принципа платности предоставления земельных участков в собственность граждан или прямо установленных законом случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, сами по себе оспариваемые положения пунктов 2 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не содержат какой-либо неопределенности, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Проверка же правильности применения судом в конкретном деле данных норм с учетом их взаимосвязи с иными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, равно как и разрешение вопроса о том, имеет ли заявитель право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фомичева Алексея Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА