ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


от 27 декабря 2010 г. по делу N А44-2708/2010

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2010 г. по делу N А44-2708/2010

 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГеоЛидер" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 6 октября 2010 года по делу N А44-2708/2010 (судья Бестужева Г.М.),

 

установил:

 

глава крестьянского хозяйства Корныльева Анна Ивановна (далее - глава КФХ) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Крестецкое Агентство Недвижимости N 1" (далее - ООО "Крестецкое Агентство Недвижимости N 1") и обществу с ограниченной ответственностью "ГеоЛидер" (далее - ООО "ГеоЛидер") о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения кадастровых работ (межевания) в отношении земельного участка, расположенного в д. Зайцево Крестецкого р-на, ТОО "Агро", по заявлению истца от 01.02.2010 и возложении на ответчиков обязанности в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером.

Суд с согласия истца исключил ООО "Крестецкое Агентство Недвижимости N 1" из числа ответчиков по настоящему делу и привлек его в качестве третьего лица.

Решением суда от 6 октября 2010 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия ООО "ГеоЛидер", выразившиеся в отказе главе крестьянского хозяйства Корныльевой Анне Ивановне в проведении кадастровых работ (межевания) в отношении земельного участка, расположенного в д. Зайцево Крестецкого района, ТОО "Агро", и обязал направить истцу проект договора на условиях типового договора подряда на выполнение кадастровых работ в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда. Также с ООО "ГеоЛидер" в пользу главы КФХ взыскано 4000 руб. государственной пошлины.

ООО "ГеоЛидер" с решением не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Признание незаконными действий ООО "ГеоЛидер", выразившихся в отказе в проведении кадастровых работ (межевания), не соответствует главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании представленных истцом документов невозможно подготовить межевой план земельного участка, образуемого путем выдела в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, ООО "ГеоЛидер" не может выполнить кадастровые работы, а, следовательно, заключить договор подряда. О данных обстоятельствах истцу было известно.

Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, истец 01.02.2010 обратился в адрес ответчика с заявлением о проведении кадастровых работ по выделу земельного участка в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный в д. Зайцево Крестецкого района Новгородской области и принадлежавшего пайщикам бывшего ТОО "Агро".

В качестве правового основания для выдела указанного земельного участка был приложен протокол от 17.07.2009 общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ТОО "Агро" Крестецкого района Новгородской области (далее - Протокол от 17.07.2009).

Из содержания данного Протокола невозможно определить, в отношении какого конкретно земельного участка необходимо выполнить кадастровые работы, его местоположение и площадь, а также размеры земельных долей, в счет которых выделяется земельный участок.

Так, согласно Протоколу от 17.07.2009 площадь части земельного участка, подлежащая выделу в счет земельных долей, составляет 303 га (3 030 000 кв. м), что является общей площадью земельного участка с кадастровым номером: 53:06:0000000:120. В соответствии с кадастровой выпиской от 14.07.2010 на указанный земельный участок его площадь уменьшилась (в результате выдела из него двух земельных участков) и составляет уже 2 993 556 кв. м.

Более того, Протокол от 17.07.2009 не соответствовал требованиям, определенным статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).

Установив указанные обстоятельства, ответчик сообщил истцу о невозможности подготовки межевого плана земельного участка согласно заявке (л.д. 96 - 98), что явилось основанием для обращения главы КФХ в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными по праву.

Арбитражный апелляционный суд считает, что при вынесении решения судом первой инстанции не учтено следующее.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.

В статье 35 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указано, что кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором (часть 3 статьи 36 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, заключение договора подряда является обязательным для кадастрового инженера, но только при наличии возможности выполнения для заказчика соответствующих работ.

Земельным участком в соответствии со статьей 6 ЗК РФ является часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно статье 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 23, 24 приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана") в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:

1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий);

4) утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;

5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;

6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;

7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

8) вступившие в законную силу судебные акты;

9) иные предусмотренные законодательством документы.

При выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ на основе:

1) протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке;

2) направленного участникам долевой собственности с соблюдением сроков, установленных Законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, извещения о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, содержащего описание местоположения такого земельного участка;

3) экземпляра печатного издания, в котором опубликовано сообщение, содержащее описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка;

4) вступившего в законную силу судебного акта (если основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в отношении земельного участка является такой акт);

5) документа, свидетельствующего о разрешении в порядке, установленном Законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, спора о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (если имел место соответствующий спор).

Имеющийся в деле и представленный вместе с заявкой Протокол от 17.07.2009 не соответствует требованиям Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.

Как верно указано в апелляционной жалобе, согласно данному Протоколу общее собрание состоялось 17.07.2009. В соответствии с представленной копией печатного издания - газеты "Крестцы" объявление о проведении общего собрания дольщиков земли ТОО "Агро" было опубликовано 15.07.2009, что не соответствует пункту 1 статьи 14 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.

Кроме того, в силу статьи 9 Областного закона от 11.03.2003 N 124-ОЗ "О мерах по реализации Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на территории Новгородской области" сообщения и уведомления должны быть опубликованы в газете "Новгородские ведомости" и в печатных средствах массовой информации (городской и районной газетах), учредителем в которых выступает соответствующий орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ приложением к протоколу является список присутствующих на нем участников долевой собственности на этот земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю. Однако к Протоколу от 17.07.2009 список присутствующих собственников в количестве 50 человек не приложен, вместо него представлен список участников общей долевой собственности ТОО "Агро" на земельный участок с кадастровым номером 53:06:0000000:120, пожелавших выделить свои земельные доли для образования крестьянского хозяйства в количестве 95 человек.

Из содержания указанного Протокола невозможно определить, в счет каких именно земельных долей (не указан размер каждой доли и общий размер выделяемых долей) выделяется земельный участок.

При осуществлении своей деятельности кадастровый инженер обязан руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим данную деятельность.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

Материалами дела подтверждено, что ООО "ГеоЛидер" предлагало устранить указанные выше несоответствия в представленных к заявке документах, после чего было бы возможно выполнение кадастровых работ и заключение договора подряда (л.д. 96 - 98).

Поскольку обоснованно заявленные замечания ответчика, направленные в адрес истца, последним устранены не были, суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях ООО "ГеоЛидер" отсутствуют признаки уклонения от заключения договора подряда на проведение кадастровых работ (межевания) в отношении земельного участка, расположенного в д. Зайцево Крестецкого района.

Действия ООО "ГеоЛидер" в данной ситуации апелляционный суд признает законными.

Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований главы КФХ следует отказать.

Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на истца.

Руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Новгородской области от 6 октября 2010 года по делу N А44-2708/2010 отменить.

В удовлетворении иска главе крестьянского хозяйства Корныльевой Анне Ивановне отказать.

Взыскать с главы крестьянского хозяйства Корныльевой Анны Ивановны в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГеоЛидер" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

 

Председательствующий

А.Н.ШАДРИНА

 

Судьи

А.Я.ЗАЙЦЕВА

Е.В.НОСАЧ