ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 ноября 2009 года

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 2009 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего, судей, при секретаре, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 2 октября 2009 года, которым постановлено

признать незаконными действия комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" по отказу А. в согласовании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: площадью 1178 кв. м, и площадью 1198 кв. м для индивидуального жилищного строительства. Обязать комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" согласовать А. схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: г. Саратов, площадью 1178 кв. м, и площадью 1198 кв. м для индивидуального жилищного строительства и направить указанную схему на согласование в комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов".

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

 

установила:

 

А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в согласовании схемы расположения двух земельных участков, указав, что 6 мая 2009 года она обратилась в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков площадью 1178 кв. м, и 1198 кв. м, расположенных в г. Саратове, на кадастровом плане территории.

Письмами от 1 июня 2009 года Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации сообщил ей об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения указанного им земельного участка, основанный на том, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 - зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа, а запрашиваемый вид использования земельного участка (под индивидуальную жилую застройку) не соответствует градостроительным регламентам для данной территории.

А. считает, что отказ в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков является незаконным, поскольку размещение индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в зоне застройки усадебного типа, не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Кроме того, указанные Правила не содержат описания границ территориальных зон, в связи с чем является спорным факт нахождения испрашиваемого им земельного участка в территориальной зоне Ж4. Просила признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации в согласовании схемы расположения земельных участков и обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города согласовать и направить на согласование в Комитет по земельным ресурсам Администрации схему расположения названного земельного участка.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация муниципального образования "Город Саратов" ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что Комитет по архитектуре и градостроительству обоснованно указал в своем отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на то, что схема не соответствует Правилам землепользования и застройки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Материалами дела установлено, что 6 мая 2009 года А. обратилась в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков площадью 1178 кв. м, и 1198 кв. м, расположенных в г. Саратове, на кадастровом плане территории.

Письмами от 1 июня 2009 года Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации сообщил ей об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения указанного им земельного участка, по тем основаниям, что рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 - зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа, и запрашиваемый разрешенный вид использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам для данной территориальной зоны.

В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4 Закона Саратовской области "О земле" от 21 мая 2004 года N 23-ЗСО (в ред. Закона Саратовской области от 27.05.2009 N 56-ЗСО) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:

приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;

приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";

предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления города Саратова до 1 июля 2006 года.

В указанных случаях распоряжение земельными участками осуществляют органы местного самоуправления города Саратова, если законодательством не предусмотрено иное.

В силу статьи 30 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, предоставлению такого земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта предшествует проведение работ по формированию земельного участка, которое подразумевает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (часть 4).

Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.

Судом первой инстанции правильно установлено, что Временный порядок изготовления, согласования и утверждения схем расположения земельных участков на территории г. Саратова, утвержденный постановлением главы администрации г. Саратова от 30 октября 2008 г. N 1340, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, в качестве единственного основания для отказа в согласовании схемы предусматривал несоответствие схемы документам территориального планирования города, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Устав города Саратова, утвержден решением Саратовской городской Думы 18.12.2005 N 67-649. Имеется в виду Устав города Саратова в редакции решения Саратовской городской Думы N 33-362 от 27.11.2005.

 

В соответствие со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со статьей 1 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N 33-362 от 27 ноября 2005 года, относится муниципальное образование "Город Саратов"), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Из содержания пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" усматривается, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, введение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного ведения городского округа.

Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в которых, как определено статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные размеры земельных участков, ограничения использования земельных участков, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ положений Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. N 27-280, позволил суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что вопреки требованиям вышеприведенной нормы данные Правила не содержат описания границ территориальных зон, в связи с чем нельзя считать доказанным факт расположения испрашиваемого А. земельного участка в пределах границ территориальной зоны Ж-4.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы о том, что понятие "усадебный жилой дом" полностью подпадает под понятие объекта индивидуального жилищного строительства. Исходя из содержания Правил землепользования и застройки, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что разрешенный вид "индивидуальное жилищное строительство" не является условно-разрешенным видом использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж-4 - зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, а представляет собой разрешенный вид использования этой зоны.

При этом судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что не включение уполномоченным органом соответствующих положений (о территориальной зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа и виде разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство") в градостроительный регламент, содержащийся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", и невыполнение в необходимом объеме уполномоченным органом требований статей 43 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части не установления видов разрешенного использования земельных участков не должно создавать препятствий в осуществлении прав граждан на получение и оформление земельных участков.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности действий Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации по отказу А. в согласовании схемы расположения земельных участков площадью 1178 кв. м, и 1198 кв. м, расположенных в г. Саратове, для индивидуального жилищного строительства и обязал Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации согласовать указанную схему.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Волжского районного суда г. Саратова от 2 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.