ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 сентября 2012 г. по делу N 33-10

 

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 сентября 2012 г. по делу N 33-10488

 

Судья Сенковенко Е.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Проданова Г.А.

судей Абрамова Д.М.,

Москаленко Ю.М.,

при секретаре М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М. дело по апелляционным жалобам Минимущества Ростовской области, квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, на решение Таганрогского городского суда от 15.06.2012 года,

 

установила:

 

С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Ростовской области от 29.02.2012 года об аннулировании аттестата кадастрового инженера, сославшись на следующие обстоятельства. Протокольным решением квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Ростовской области от 29.02.2012 года N 61-2012-151-Н аннулирован аттестат заявителя. Он утверждал, что вопреки части 7 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказу Минэкономразвития РФ от 22.01.2010 года N 23 "Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера" (зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2010 N 16414) оспариваемое решение не является мотивированным, в решении отсутствует обоснование грубости нарушений, допущенных заявителем. Комиссия не указала, какие из представленных ФГБУ "ФКР Росреестра" по Ростовской области решений связаны с грубым нарушением кадастровым инженером требований Федерального закона.

Заявитель и его представитель в суде первой инстанции заявление поддержали.

Представитель Минимущества Ростовской области возражал против удовлетворения заявления.

Решением Таганрогского городского суда от 15.06.2012 года заявление удовлетворено: признано незаконным решение квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров по Ростовской области от 29.02.2012 года N 61-2012-151-Н об аннулировании аттестата кадастрового инженера С.

В апелляционной жалобе Минимущества Ростовской области содержится требование об отмене решения как незаконного.

Квалификационная комиссия для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представителем Минимущества Ростовской области представлены дополнения к апелляционной жалобе, которые получены представителем заявителя, предоставившим письменные возражения на них.

Представитель квалификационной комиссии в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителя Минимущества Ростовской области - Л., просившей решение отменить, С. и его представителя М.В., просивших решение оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.

Из материалов дела видно, что решением квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров по Ростовской области от 29.02.2012 года N 61-2012-151-Н аннулирован квалификационный аттестат кадастрового инженера С. В решении указано, что основанием для аннулирования является письмо филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области от 31.01.2012 года, в котором указано на наличие более чем 10 решений (а именно 40) в течение календарного года, принятых органом кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета, по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (л.д. 25 - 26).

Факт наличия 40 решений органа кадастрового учета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета никем не оспаривался и подтвержден материалами дела.

Согласно пункту 4 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" квалификационный аттестат аннулируется в случае: принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных настоящим Федеральным законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).

Согласно части 8 статьи 29 Федерального закона решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. В данном решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 7 настоящей статьи. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет копию решения об аннулировании такого квалификационного аттестата в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения в орган кадастрового учета, а также лицу, квалификационный аттестат которого в соответствии с данным решением аннулирован. Данная копия должна быть заверена должностным лицом указанного органа исполнительной власти. Квалификационный аттестат признается аннулированным и, следовательно, не действующим со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.

Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 N 23 утверждено Положение о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера". Согласно п. 3 Положения основными задачами комиссии являются проведение квалификационных экзаменов и рассмотрение обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров.

В силу п. 18 Положения все решения комиссии оформляются протоколом, в котором указываются:

дата, место и время заседания комиссии;

сведения о лицах, присутствующих на заседании комиссии (членах комиссии, претендентах, иных предусмотренных настоящим Положением лицах);

повестка заседания комиссии;

вопросы, вынесенные на рассмотрение комиссии, а также результаты голосования по ним;

принятое комиссией решение.

Согласно пп. 52 - 54 Положения комиссия рассматривает обстоятельства, являющиеся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в отношении которых указанной комиссией принимались решения о признании претендентов сдавшими квалификационный экзамен.

Заседание комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, проводится в течение тридцати календарных дней с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Решение комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера должно быть вынесено не позднее тридцати календарных дней с даты проведения первого заседания комиссии.

Аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера осуществляется по основаниям, установленным частью 7 статьи 29 Закона.

В случае принятия более десяти раз в течение календарного года соответствующим территориальным органом органа кадастрового учета или структурного подразделения подведомственного учреждения решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке), указанный территориальный орган или структурное подразделение подведомственного учреждения в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, направляет в комиссию и кадастровому инженеру письма, обосновывающие наличие грубых нарушений кадастровым инженером требований, установленных Законом, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ, и прикладывает заверенные в установленном порядке копии решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

В соответствии с п. 58 Положения в решении комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера, помимо сведений, указанных в пункте 18 настоящего Положения, указываются сведения:

о кадастровом инженере, основания аннулирования квалификационного аттестата которого рассматривались;

сведения, поступившие в комиссию;

обоснование принятого комиссией решения (в случае принятия комиссией решения об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера обоснование должно включать ссылку на соответствующие положения части 7 статьи 29 Закона).

Удовлетворив заявление, суд исходил из того, что критерии грубости нарушений кадастровым инженером установленных правил федеральным законодательством не установлены, решение квалификационной комиссии не является мотивированным, в нем отсутствуют сведения, обосновывающие принятое комиссией решение по характеру допущенных нарушений, не указаны критерии для признания нарушения грубыми, не указано, какие именно из представленного списка нарушений признаны грубыми. Письмо Минэкономразвития РФ от 28.06.2011 года носит рекомендательный характер для принятия решения и обязательного значения не имеет.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Решения органа кадастрового учета, приведенные в оспариваемом решении комиссии, судом вопреки требованиям статей 67, 198 ГПК РФ не проанализированы с точки зрения характера допущенных нарушений. Бесспорно установлено, что органом кадастрового учета принято 40 решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, ни одно из решений не признано незаконным. Между тем, суд первой инстанции ограничился лишь констатацией их наличия в нарушение ст. 56 ч. 2 ГПК РФ.

В письме Минэкономразвития России от 27.07.2010 года N 13293-ИМ/Д23 указано, что в качестве грубых нарушений требований Закона о кадастре к выполнению кадастровых работ, допущенных кадастровым инженером, могут рассматриваться нарушения, повлекшие принятие органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, установленным п. 3 ч. 2, п. п. 2, 4, 5, 6 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 27 Закона о кадастре.

В письме филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области от 31.01.2012 года указано, что в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 27.07.2010 года рабочая группа учреждения определила критерии отнесения нарушений, допускаемых кадастровыми инженерами, к разряду грубых, исходя из требований Федерального закона (л.д. 47 - 50).

Принятые решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета обоснованы наличием существенных нарушений требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в частности, они связаны с отсутствием в межевом плане сведений о согласии залогодержателей земельного участка на его раздел (4 решения - п. 2 ч. 2 статьи 27 Федерального закона), с отсутствием в межевом плане схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (5 решений - п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона), с изменением местоположения границ земельного участка, не обусловленным образованием земельного участка или уточнением границ (ч. 4 ст. 27 Федерального закона), с нарушением установленного порядка согласования границ земельных участков (п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона), невнесением сведений о смежных земельных участках и их правообладателях, что влекло вывод о составлении межевых планов с нарушением установленных требований (20 решений), а также другими существенными нарушениями, повлекшими решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

По каждому виду нарушения, указанному в решениях органа кадастрового учета, заинтересованным лицом представлено обоснование характера нарушения с точки зрения критерия грубости с учетом оснований к отказу в осуществлении кадастрового учета (п. 3 ч. 2, п. п. 2, 4, 5, 6 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 27 Федерального закона о кадастре). Сами решения органа кадастрового учета имеют указание на основание к отказу в осуществлении кадастрового учета с точки зрения названного Федерального закона. Грубость допущенных нарушений предполагает существенность нарушения и нарушение права землепользователя, что подтверждено содержанием решений органа кадастрового учета.

Таким образом, комиссией было установлено более 10 решений, связанных с грубым нарушением кадастровым инженером требований закона, повлекших нарушение прав землепользователей. Несогласие заявителя с оценкой использованных критериев характера допущенных нарушений не является основанием для признания решения квалификационной комиссии неправомерным.

На заседание квалификационной комиссии кадастровый инженер вправе представить объяснения о характере допущенных нарушений либо их об их отсутствии. Заявитель не ссылался на представление таких возражений и их необоснованное отклонение комиссией. Заседание квалификационной комиссии проводилось правомочным составом с соблюдением установленных требований вышеприведенного Положения.

С выводом судебного решения о том, что при отсутствии установленных в законе критериев грубости нарушений нельзя принять решение об аннулировании аттестата, согласиться нельзя. Данный вопрос находится в компетенции надлежаще сформированной квалификационной комиссии, которая исходит из принятых и не отмененных органом кадастрового учета решений с точки зрения требований Федерального закона. Положения статей 27, 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при принятии оспариваемого решения комиссии были выполнены, решение комиссии содержит обязательные сведения, указанные в п. 58 вышеприведенного Положения. В Положении не указано на необходимость анализа каждого из решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку такой предварительный анализ осуществлен органом государственного кадастрового учета.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение принято в пределах установленной компетенции с учетом обстоятельств отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, мотивы о характере допущенных кадастровым инженером нарушений, приведших к отказу в осуществлении кадастрового учета, приведены, поэтому оснований для признания противоречащим закону решения квалификационной комиссии не имеется.

Учитывая изложенное, решение подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления в силу ст. 258 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

 

определила:

 

решение Таганрогского городского суда от 15.06.2012 года отменить.

Вынести новое решение:

отказать в удовлетворении заявления С. о признании незаконным решения квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Ростовской области от 29.02.2012 года N 61-2012-151-Н.