ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 января 2012 г. N 09АП-35541/2011-АК

 

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2012 г. N 09АП-35541/2011-АК

 

Дело N А40-76725/11-148-671

 

Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2012.

Полный текст постановления изготовлен 24.01.2012.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,

судей: Захарова С.Л., Свиридова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.,

при участии:

от заявителя: Гришин А.А. по дов. от 07.06.2011;

от ответчика: Столярова А.О. по дов. от 30.12.2011;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Либрика"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от "11" ноября 2011 г. по делу N А40-76725/11-148-671 судьи Нариманидзе Н.А.

по заявлению ООО "Либрика" (ОГРН 1057749368148; адрес: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 12, стр. 8)

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

3-е лицо: Департамент города Москвы по конкурентной политике

о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 05.07.2011 N 33-2Т3-1463/11-(0)-1

 

установил:

 

ООО "Либрика" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным оформленного письмом Департамента земельных ресурсов г. Москвы (в лице Управления регулирования землепользования Восточного административного округа) от 05.07.2011 N 33-2ТЗ-1463/11-(0)-1 отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - ответчик) в принятии решения о предоставлении в аренду сроком на 5 (пять) лет для строительства кафе земельного участка кадастровый номер 77:03:0010008:1011 площадью 1 840 (одна тысяча восемьсот сорок) кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лухмановская, вл. 12, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания (п. 1.2.5), а также в подготовке проекта соответствующего договора аренды указанного Земельного участка установленной формы по ставке арендной платы, единообразно устанавливаемой в порядке, определенном Правительством Москвы для сдачи в аренду земель на территории г. Москвы, и направлении его ООО "Либрика" с предложением заключить указанный договор аренды.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду отсутствия совокупности необходимых условий, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его полностью отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемого отказа.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает апелляционную жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.

Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, ООО "Либрика" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением от 14.06.2011 о предоставлении в аренду сроком на 5 (пять) лет для строительства кафе земельного участка кадастровый номер 77:03:0010008:1011 площадью 1 840 (одна тысяча восемьсот сорок) кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лухмановская, вл. 12, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания (п. 1.2.5) (далее - земельный участок), а также о подготовке проекта соответствующего договора аренды земельного участка установленной формы по ставке арендной платы, единообразно устанавливаемой в порядке, определенном Правительством Москвы для сдачи в аренду земель на территории г. Москвы, и о направлении его ООО "Либрика" с предложением заключить указанный договор аренды.

Письмом от 05.07.2011 N 33-2ТЗ-1463/11-(0)-1 Департамент земельных ресурсов г. Москвы (в лице УРЗ ВАО) отказал заявителю со ссылкой на то, что оформление земельно-правовых отношений на испрашиваемый земельный участок возможно с победителем аукциона после реализации данного участка на конкурсной основе.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Либрика" с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Рассматривая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, полно, всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.

Так, согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен ст. 30 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 данной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).

На основании ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В силу ч. 2 этой же статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).

Согласно ч. 6 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч. 8 ст. 31 ЗК РФ).

Как правильно установил суд первой инстанции, общество не обращалось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, решение о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Москва, ул. Лухмановская, вл. 12 органами исполнительной власти г. Москвы не принималось, акт о выборе земельного участка не утверждался, сроки строительства не определены.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем не представлено доказательств соблюдения порядка, установленного п. 5 ст. 30 ЗК РФ.

При этом суд обоснованно отметил в своем решении, что полученные заявителем согласования и разрешения, проведение работ по выбору, формированию и постановке на кадастровый учет, а также установление вида разрешенного использования в отношении спорного земельного участка не свидетельствуют о предварительном согласовании места размещения объекта, а равно не являются основанием для принятия решения о предоставлении обществу земельного участка на бесконкурсной основе.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 30 ЗК РФ в случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим лицом, его представление для строительства осуществляется на конкурсной основе.

Спорный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве за N 77:03:0010008:1011.

Заявителем не представлено доказательств того, что спорный земельный участок закреплен за ООО "Либрика".

Постановлением Правительства Москвы от 12.04.2011 N 119-ПП регламентирован порядок предоставления земельных участков для целей строительства в Москве с проведением процедуры торгов.

В соответствии с п. п. 1.1, 2, 5 данного постановления земельные участки с проведением процедуры торгов предоставляются для целей строительства в аренду, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Основанием для проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков является решение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, содержащее информацию и сведения, необходимые для подготовки документации об аукционе, в том числе, градостроительные требования для включения в особые условия договоров аренды земельных участков. В качестве организатора аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков выступает Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Распоряжением Префекта ВАО г. Москвы от 26.08.2008 N 1047-В-РП утвержден реестр окружных конкурсных объектов, под N 45 которого указан земельный участок по адресу: ул. Лухмановская, вл. 12 с функциональным назначением объекта: "Кафе".

На основании указанного распоряжения Префекта ВАО г. Москвы распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 14.02.2009 N 127 утверждена схема расположения конкурсного земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Лухмановская, вл. 12 на кадастровой карте территории.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа ответчика нормам действующего законодательства.

При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Доводы апелляционной жалобы ООО "Либрика" не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда г. Москвы от "11" ноября 2011 г. по делу N А40-76725/11-148-671 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

 

Председательствующий судья

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

 

Судьи

В.А.СВИРИДОВ

С.Л.ЗАХАРОВ