ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 мая 2011 г. по делу N А09-7087/2010
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2011 г. по делу N А09-7087/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Лада-Сервис-Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А09-7087/2010
установил:
Управление имущественных отношений Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лада-Сервис-Брянск" (далее - Общество) о взыскании 394 724,33 руб. задолженности по арендной плате и 24 937,75 руб. пени за просрочку арендных платежей.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2011 исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 решение суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу решение и постановление суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска полностью.
Управление Росреестра по Брянской области ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Центрального округа не выявил оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения обжалуемых судебных актов, ввиду следующего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 21.05.2009 между Управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и ООО "Лада-Сервис-Брянск" (арендатор) сроком с 01.06.2009 по 01.07.2046 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 43387 (далее - Договор), по условиям п. 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 32:28:042514:23, расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский район, ул. Культуры, д. 1а, для организации подъездных путей к прилегающему участку, общей площадью 1200 кв. м (раздел 1 договора).
1 июня 2009 года указанный земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
29 июня 2009 года договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.05.2009 N 43387 прошел государственную регистрацию.
Ввиду неисполнения ответчиком обязательств по внесению арендной платы за период с 15.06.2009 по 15.06.2010 истцом направлена претензия N 36-9625, содержащая предложение о погашении имеющейся задолженности в добровольном порядке в срок до 23.08.2010.
Неисполнение в отведенный срок требований Управления послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (п. 1 ст. 607 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. п. 3.1, 3.2 договора размер арендной платы устанавливается в соответствии с расчетом арендной платы, определенным в приложении к договору и являющимся неотъемлемой частью договора. Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи вышеуказанного земельного участка. Арендная плата вносится в ГО УФК по Брянской области самостоятельно ежеквартально равными долями не позднее 15 числа последнего месяца квартала.
Согласно расчету арендной платы (приложение N 1), являющемуся неотъемлемой частью договора, размер арендной платы за землю за 2009 год составил 231 002,74 руб., за 2010 год - 168 164,21 руб.
В силу положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Вместе с тем, доказательств внесения арендных платежей в спорный период ответчиком суду не представлено.
Расчет задолженности, представленный истцом в материалы дела, судом проверен и признан обоснованным. Своего контррасчета ответчик не представил.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск, взыскав с Общества сумму задолженности по аренде и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Довод заявителя кассационной жалобы о незаключенности договора аренды, ввиду несогласованности сторонами условий о размере арендной платы, судом кассационной инстанции отклоняется.
Пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
При этом пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Брянской области от 09.10.2006 г. N 76-З "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянск" и п. 1 постановления администрации Брянской области от 30.10.2006 г. N 641 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянск", и Положения об областной земельной комиссии" на Управление имущественных отношений Брянской области возложены функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска.
Из протокола заседания областной земельной комиссии видно, что 18.12.2008 состоялось заседание по повестке дня о возможности, порядке и условиях предоставления земельного участка для организации подъездных путей площадью 1 200 кв. м, прилегающего к земельному участку, находящемуся в аренде для использования зданий производственного назначения по ул. Культуры, д. 1а, заявителю ООО "Лада-Сервис-Брянск".
Областной земельной комиссией было принято решение согласовать возможность предоставления в аренду земельного участка для организации подъездных путей; сформировать земельный участок; провести рыночную оценку годового размера арендной платы в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" осуществить предварительную публикацию сообщения о планируемом предоставлении земельного участка в аренду.
На основании решения областной земельной комиссии, Управление 21.05.2009 издало приказ N 1692 о предоставлении ООО "Лада-Сервис-Брянск" в аренду спорного земельного участка сроком до 01.07.2046 с установлением размера арендной платы за первый год пользования участком, определенного в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за каждый последующий - в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок начисления арендных платежей за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с данным приказом истцу на праве аренды предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 32:28:042514:23, площадью 1 200 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, Фокинский район, ул. Культуры, д. 1а, для организации подъездных путей к прилегающему участку. Пунктом 2 приказа установлен годовой размер арендной платы за первый год пользования участком в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за каждый последующий - в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок начисления арендных платежей за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
Как следует из текста договора аренды от 21.05.2009 N 43387, он заключен сторонами на условиях, отраженных в приказе Управления имущественных отношений Брянской области N 1692 от 21.05.2009.
Расчет арендной платы произведен на основании упомянутого приказа и отражен в приложении N 1 к договору. Размер арендной платы за период с 01.06.2009 составил 1079,4521 руб. за один календарный день; за последующий период с 01.01.2010 по 31.12.2010 - 24,1447 руб. в день.
В силу изложенных обстоятельств и приведенных норм права, суд обоснованно указал, что существенные условия спорного договора аренды, включая условия о размере арендной платы за использование земельного участка, были согласованы сторонами.
По вышеизложенным основаниям отклоняется и ссылка Общества на отсутствие подписанного и скрепленного печатями сторон расчета арендной платы.
Действующим законодательством не установлено, где и в каком виде должно быть определено существенное условие договора о цене.
Форма договора аренды земельного участка, а также приложений к нему, в том числе приложения N 1 (расчета арендной платы), не предусматривающего подписи (согласования) сторон, утверждены постановлением администрации Брянской области от 19.02.2009 N 142. Данный нормативный акт в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействительным.
Как установлено судом, именно арендатор представил в УФРС по Брянской области пакет документов, необходимый для государственной регистрации договора аренды, в том числе 3 экземпляра спорного расчета арендной платы за землю за 2009 год. Таким образом, своими конклюдентными действиями арендатор в любом случае признал данный расчет юридически значимым.
В кассационной жалобе заявитель указал также на ошибочный вывод суда о правомерности определения размера арендной платы исходя из рыночной стоимости земли.
В силу требований ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе, при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Как следует из материалов дела, размер арендной платы за первый год пользования участком определен арендодателем в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Расчет же стоимости аренды за каждый последующий год осуществлялся в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок начисления арендных платежей за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанные условия были приняты истцом с учетом решения областной земельной комиссии (выписка из протокола от 18.12.2008), о котором заявителю также было известно.
Как правильно отметил суд, действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрет на установление арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 допускается определение размера арендной платы на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А09-7087/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Лада-Сервис-Брянск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.