РЕШЕНИЕ от 24 февраля 2009 г. по делу N 3-25/09
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу N 3-25/09
24 февраля 2009 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
В составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.
При секретаре судебного заседания А.
С участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Бахтина Н.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании
Гражданское дело по заявлению
Волжского межрегионального природоохранного прокурора
О признании недействующими пунктов 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6 и 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 г. N 231,
установила:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6 и 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 г. N 231 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 03.12.2007 г. N 444 и от 26.11.2008 г. N 559).
В обоснование доводов Волжский межрегиональный природоохранный прокурор (далее по тексту - Прокурор) указал, что пункты 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6 и 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 г. N 231 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 03.12.2007 г N 444 и от 26.11.2008 г. N 559, далее по тексту - Положение о Комитете), противоречат нормам федерального законодательства.
Так, пункты 3.19, 3.25, 3.26, 3.28 Положения о Комитете противоречат ст. 49, 54 Градостроительного кодекса РФ, ст. 11 Водного кодекса РФ.
Пункт 4.6 Положения о Комитете противоречит Федеральному закону от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Пункт 4.9 Положения о Комитете противоречит ст. 11 Водного кодекса РФ. Старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Бахтин Н.А., действующий на основании доверенности Волжского межрегионального природоохранного прокурора, в судебном заседании поддержал доводы заявления в полном объеме и суду пояснил следующее.
В соответствии с п. 4.6 Положения о Комитете, Главный государственный ветеринарный инспектор области имеет право приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имевшихся нарушений Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" производство, хранение, переработку и реализацию продуктов животноводства в соответствии с действующим законодательством.
Однако, в соответствии с Федеральным законом от 09.05.2005 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях и другие законодательные акты РФ, а также признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ" были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", в соответствии с которыми приостановление деятельности юридических лиц, если она осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о ветеринарии, возможно только в судебном порядке.
Поэтому, даже действуя в соответствии с действующим законодательством, Главный государственный ветеринарный инспектор Нижегородской области не имеет право приостанавливать или запрещать производство, хранение, переработку и реализацию продуктов животноводства, поскольку это является исключительной функцией суда.
Также, в соответствии с пунктами 3.19, 3.25, 3.26 и 3.28 Положения Нижегородской области Комитет ветеринарного надзора Нижегородской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- рассмотрение технико-экономических обоснований на строительство животноводческих комплексов и ферм, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационных и комбикормовых заводов и дает по ним заключения.
- дает заключения на проекты строительства животноводческих комплексов, ферм, станций искусственного осеменения животных, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и других животноводческих объектов.
- дает заключения на проекты отвода земельных участков под все виды указанного строительства и выбору мест забора воды.
Согласно пункту 4.9 Положения Нижегородской области Главный государственный ветеринарный инспектор Нижегородской области имеет право давать заключения на соответствие зоогигиеническим нормам и ветеринарно-санитарным требованиям вводимых в эксплуатацию производственных объектов на фермах и комплексах, предприятиях перерабатывающей промышленности, а также по хранению продуктов и сырья животного происхождения.
Между тем, статьей 3 Федерального закона от 18.12.2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2007 года в часть вторую статьи 12 Закона РФ "О ветеринарии" внесены изменения, в соответствии с которыми органы госветнадзора выдают только заключения при предоставлении земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.
Градостроительным кодексом РФ в главе 6 "Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства" определен порядок осуществления контроля за строительством, государственной экспертизы проектной документации и получении разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. При этом, на основании п. 6 ст. 49 Кодекса запрещено требовать проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Также данным Кодексом установлено, государственный строительный надзор осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора. При этом не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом. Государственный строительный надзор включает в себя и проверку результатов строительных работ требованиям технических регламентов, проектной документации (ст. 54 Кодекса).
Проектная документация в свою очередь является предметом государственной экспертизы, в ходе которой оценивается соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
В связи с изложенным, является не основательным довод Правительства Нижегородской области о том, что Градостроительный кодекс РФ определяет только порядок контроля за нормативами в области строительства, поскольку им регулируются все нормы и требования обеспечения безопасности (в том числе ветеринарной и санитарно-эпидемиологической) при строительстве и приемке в эксплуатацию животноводческих комплексов и ферм, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, перерабатывающей промышленности, утилизационных и комбикормовых заводов, станций искусственного осеменения животных.
Помимо изложенного, согласно п. 1 части 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
Водным кодексом РФ и принимаемыми в его исполнение правовыми актами определены порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При этом наличие заключения Комитета ветеринарного надзора Нижегородской области на выбор мест забора воды для заключения договора водопользования не предусмотрено.
Таким образом, Положение Нижегородской области, является незаконным и нарушает права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них непредусмотренные законом обязанности или создает иные препятствия, создает благоприятные условия коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц Комитета ветеринарного надзора Нижегородской области.
Представитель Правительства Нижегородской области по доверенности Р., возражала против удовлетворения заявления Прокурора. В обоснование возражений суду пояснила, что оспариваемые пункты Положения о Комитете соответствуют Закону РФ от 14.03.1993 года "О ветеринарии" и Санитарным правилам СП 3.1084-96, Ветеринарным правилам ВП 13.3.4.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения".
Кроме того, представитель Правительства Нижегородской области Р. суду пояснила, что подготовлен проект изменений в Положение о Комитете государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 г. N 231 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 03.12.2007 г. N 444 и от 26.11.2008 г. N 559), которым практически удовлетворены требования Прокурора, однако на день рассмотрения дела судом, данный проект еще не подписан Губернатором Нижегородской области.
Представители Комитета ветеринарного надзора Нижегородской области по доверенности Р.В.А. и Н. в судебном заседании поддержали возражения, приведенные представителем Правительства Нижегородской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Волжского межрегионального природоохранного прокурора, заслушав старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Бахтина Н.А., просившего об удовлетворении заявления Волжского межрегионального природоохранного прокурора, заслушав возражения представителя Правительства Нижегородской области Р. и представителей Комитета ветеринарного надзора Нижегородской области по доверенности Р.В.А. и Н., судебная коллегия находит заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд... рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Положение о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 г. N 231 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 03.12.2007 г. N 444 и от 26.11.2008 г. N 559) является нормативным правовым актом, затрагивающим права и интересы неограниченного числа лиц и подлежит неоднократному применению.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Нижегородской области от 03.10.2007 "О Правительстве Нижегородской области" имеет N 129-З, а не 129-ФЗ.
Указанное Положение о Комитете утверждено постановлением Правительства Нижегородской области - исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, в рамках предоставленных п. 49 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в соответствии с Законом Нижегородской области от 3.10.2007 г. N 129-ФЗ "О Правительстве Нижегородской области".
Данное Положение о Комитете официально опубликовано в издании "Нижегородские новости" в номере от 19.10.2005 года N 197 (3369).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы осуществления мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона РФ от 14.03.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с разделом 3 Положения о Комитете, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
Пункт 3.19: - рассматривает технико-экономические обоснования на строительство животноводческих комплексов, ферм, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационных и комбикормовых заводов и дает по ним заключения.
Пункт 3.25: - дает заключения на проекты строительства животноводческих комплексов, ферм, станций искусственного осеменения животных, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и других животноводческих объектов.
Пункт 3.26: - дает заключения на проекты отвода земельных участков под все виды указанного строительства и выбору мест забора воды.
Пункт 3.28: - дает заключение на соответствие зоогигиеническим нормам и ветеринарно-санитарным требованиям вводимых в эксплуатацию производственных объектов на фермах и комплексах, предприятиях перерабатывающей промышленности, а также по хранению продуктов сырья и животного происхождения.
Пункт 4.9: - Главный государственный ветеринарный инспектор области имеет право давать заключение о соответствии зоогигиеническим нормам и ветеринарно-санитарным требованиям вводимых в эксплуатацию объектов на животноводческих фермах, в рыбоводных хозяйствах, предприятиях по переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения.
Исходя из системного анализа приведенных пунктов Положения о Комитете, следует, что Комитет ветеринарного надзора Нижегородской области осуществляет проектную, экономическую, строительную, техническую экспертизу при выделении земельного участка, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов животноводческих комплексов и предприятий по переработке и хранению сырья животного происхождения.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 14.03.1993 N 4979-1 (с изменениями, внесенными статьей 3 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), а не часть 2 статьи 22.
Однако частью 2 ст. 22 Закона РФ от 14.03.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (с изменениями, внесенными ст. 3 Федерального закона от 18.12.2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 1 января 2007 года предусмотрено, что предоставление земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускается только при наличии заключения органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.
Других полномочий, предусматривающих выдачу заключений по вопросам проектов отвода земельных участков, проектов строительства, проектов технико-экономических обоснований строительства объектов строительство животноводческих комплексов, ферм, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационных и комбикормовых заводов нормами 12 Закона РФ от 14.03.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" не предусмотрено.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ с заявлением.
Орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица, обеспечивает выбор земельного участка на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и ее недр в границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, лицо, заинтересованное в строительстве животноводческих комплексов, ферм, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационных и комбикормовых заводов в соответствии с положениями ст. 31 Земельного кодекса РФ обращается в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в свою очередь обеспечивают выбор земельного участка на основании документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и ее недр в границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в том числе и с органами государственного ветеринарного надзора о получении заключения о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.
Таким образом, реализация процедуры дачи заключения органами государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам осуществляется в соответствии с положениями ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Статьей 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проекторной документации или подведомственными указанным органам государственными бюджетными учреждениями. В силу положений Закона РФ от 14.03.1993 года N 4979 "О ветеринарии" и Положения о Комитете, Комитет ветеринарного надзора Нижегородской области к указанным органам не относится, а, следовательно, не может выполнять функции, не возложенные на него федеральным законодательством.
Градостроительным кодексом РФ в главе 6 "Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства" определен порядок осуществления контроля за строительством, государственной экспертизы проектной документации и получении разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. При этом, на основании п. 6 ст. 49 Кодекса запрещено требовать проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Также ст. 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора. При этом не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом. Государственный строительный надзор включает в себя и проверку результатов строительных работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Согласно п. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация в свою очередь является предметом государственной экспертизы, в ходе которой оценивается соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В соответствии с п. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно п. 9 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства и к заявлению прилагает документы, указанные в ст. 55 Градостроительного кодекса, в том числе и заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля, в случаях предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
Из системного анализа приведенных выше норм Градостроительного кодекса РФ следует, что не предусмотрено отдельного согласования и проведения отдельной экспертизы в органах государственного ветеринарного надзора при строительстве объектов животноводческих комплексов, ферм, предприятий по убою скота, переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения, утилизационных и комбикормовых заводов.
Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договоров водопользования водных объектов или решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии с ч. 1 ст. 11 того же Кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договора для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
Водным кодексом РФ и принимаемым в его исполнение правовыми актами определены порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При этом наличие заключения государственного ветеринарного надзора, в том числе и заключения Комитета ветеринарного надзора Нижегородской области, на выбор мест забора воды для заключения договора водопользования не предусмотрено.
Пунктом 4.6 Положения о Комитете предусмотрено право Главного государственного ветеринарного инспектора приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имевшихся нарушений Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" производство, хранение, переработку, реализацию продуктов животноводства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 09.05.2005 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных ***нарушениях и другие законодательные акты РФ, а также признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ" были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", в соответствии с которыми приостановление деятельности юридических лиц, если она осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о ветеринарии, возможно только в судебном порядке.
Поэтому, даже действуя в соответствии с действующим законодательством, Главный государственный ветеринарный инспектор Нижегородской области не имеет права приостанавливать или запрещать производство, хранение, переработку и реализацию продуктов животноводства, поскольку это является исключительной функцией суда.
В соответствии с положениями ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приостановление деятельности является административным наказанием.
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности назначается только судьей в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами возражений Правительства Нижегородской области о том, что оспариваемые пункты Положения о Комитете соответствуют Санитарным правилам СП 3.1.084-96, Ветеринарным правилам ВП 13.3.4.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" по следующим мотивам.
Ссылка представителя Правительства Нижегородской области на Санитарные правила СП 3.1.084-96, Ветеринарные правила ВП 13.3.4.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" является необоснованной, поскольку нормы данных правил были приняты в 1996 году, то есть до внесения изменений в законодательство Российской Федерации о ветеринарии, градостроительное законодательство, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому указанные нормы и правила могут действовать и применяться только в части не противоречащей законам, имеющим большую юридическую силу. По отношению к Санитарным правилам СП 3.1.084-96, Ветеринарным правилам ВП 13.3.4.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения" Градостроительный кодекс РФ, КоАП РФ, Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" имеют большую юридическую силу.
Исходя из изложенного следует, что пункты 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6, 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26 сентября 2005 года N 231 противоречат нормам федеральных законов о ветеринарии, о градостроительной деятельности, водному и административному законодательству.
При таких обстоятельствах, заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, при рассмотрении данного дела, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что Комитетом ветеринарного надзора Нижегородской области и Правительством Нижегородской области подготовлен проект Постановления о внесении изменений в Постановление Правительства Нижегородской области от 26 сентября 2005 года N 231, согласно которому пункты 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6, 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области подлежат исключению. Указанный проект постановления согласован со всеми службами, и передан на подпись Губернатору Нижегородской области (л.д. 31 - 32).
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит закону либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Определяя время, с которого положения пунктов 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6, 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 26 сентября 2005 года N 231 следует признать недействующими, судебная коллегия принимает во внимание разъяснения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Согласно указанному пункту Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Положения пунктов 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6, 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26 сентября 2005 года N 231 были реализованы и непосредственно затрагивали права и свободы граждан и организаций. Поэтому судебная коллегия считает целесообразным признать недействующими пункты 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6, 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26 сентября 2005 года N 231 со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, судебная коллегия,
решила:
заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими пунктов 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6 и 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 г. N 231 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 03.12.2007 г. N 444 и от 26.11.2008 г. N 559) - удовлетворить.
Признать недействующими пункты 3.19, 3.25, 3.26, 3.28, 4.6 и 4.9 Положения о Комитете ветеринарного надзора Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 г. N 231 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 03.12.2007 г. N 444 и от 26.11.2008 г. N 559) со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Нижегородской области опубликовать в средствах массовой информации - газете "Нижегородские новости" сведения о настоящем решении суда после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме.
Председательствующий
В.В.САМАРЦЕВА
Решение изготовлено в окончательной форме 03 марта 2009 года.
Председательствующий
В.В.САМАРЦЕВА