ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


РЕШЕНИЕ от 24 июня 2008 г. по делу N 3-118/08

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2008 г. по делу N 3-118/08

 

24 июня 2008 года судебная коллегия по гражданским делам

Нижегородского областного суда

в составе председательствующего - судьи Самарцевой В.В.

при секретаре судебного заседания - А.

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - Сафронова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Нижнего Новгорода об оспаривании части нормативного акта - Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в редакции Закона Нижегородской области от 17.03.2008 года N 23-З),

 

установила:

 

администрация города Нижнего Новгорода обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному закону и недействующими некоторых положений Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в редакции Закона Нижегородской области от 17.03.2008 года N 23-З).

В обоснование доводов заявления Администрация города Нижнего Новгорода указала следующие мотивы.

Законодательным Собранием Нижегородской области принят Закон от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области".

17 марта 2008 года Законодательным Собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области "О внесении изменения в Закон Нижегородской области "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" N 23-З (постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.02.2008 N 917-IV), согласно которому Закон изложен в новой редакции.

Текст Закона от 17.03.2008 N 23-З опубликован в газете "Нижегородские новости", N 51 (3943) от 20 марта 2008 г.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", а не Закон Нижегородской области "О внесении изменения в Закон Нижегородской области от 17.03.2008 N 23-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области".

 

Администрация города Нижнего Новгорода полагает, что ряд правовых норм Закона от 17.03.2008 N 23-З нарушают права местного самоуправления, противоречат закону и подлежат признанию недействующими.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...пунктом 8 статьи 4 статьи 1..." имеется в виду "...пунктом 8 статьи 4...".

 

Так, пунктом 8 статьи 4 Закона, пунктом 8 статьи 4 статьи 1 Закона от 17.03.2008 N 23-З к компетенции уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области отнесено согласование проектов решений органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода об утверждении границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования города Нижний Новгород.

Администрация города Нижний Новгород считает, что данный пункт 8 статьи 4 Закона области от 13.12.2005 года (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), о согласовании проектов решений органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода об утверждении границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования города Нижний Новгород, нарушает конституционное право местного самоуправления на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; нарушает права города Нижнего Новгорода как собственника соответствующего имущества на самостоятельное совершение в отношении принадлежащего городу имущества любых действий; противоречит ст. 130 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Согласно статьям 26, 41 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением городской Думы города от 23.11.2005 N 91 (с изменениями и дополнениями), администрация города Нижнего Новгорода входит в структуру органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов отнесены:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Таким образом, земельные участки, в отношении которых распространяется действие правовой нормы пункта 8 статьи 4 Закона, пункта 8 статьи 4 статьи 1 Закона от 17.03.2008 N 23-З федеральным законодательством отнесены к муниципальной собственности.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение населением муниципальной собственностью.

Правоотношения, связанные с утверждением проекта границ земельных участков при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируются статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Полномочиями по утверждению проекта границ земельного участка наделен орган местного самоуправления. Статья 36 ЗК РФ, а также иные правовые нормы, содержащиеся в Кодексе, регулирующие соответствующие правоотношения, не устанавливают требований относительно необходимости согласования проектов решений органов местного самоуправления об утверждении проектов границ земельных участков с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Положения пункта 8 статьи 4 Закона, пункта 8 статьи 4 статьи 1 Закона от 17.03.2008 N 23-З противоречат ст. 2, 36 ЗК РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определено, что нарушением компетенции следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд.

В соответствии с частью 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. По вопросам местного значения органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты (ст. 2, 43 Закона N 131-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода от имени города владеет, пользуется, распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В систему муниципальных правовых актов, в числе прочего, входят правовые акты главы администрации города (ст. 46 Устава города).

Таким образом, вопросы, связанные с утверждением границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования города Нижний Новгород, подлежат регулированию муниципальными правовыми актами, издаваемыми администрацией города Нижнего Новгорода.

Компетенция администрации города Нижнего Новгорода нарушается также в силу следующего.

Статьей 2 Закона N 131-ФЗ муниципальным правовым актом признается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Статья 7, раздел 7 Закона N 131-ФЗ устанавливают обязательные требования к содержанию, порядку и условиям принятия муниципальных правовых актов.

Необходимости, а равно возможности согласования муниципальных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации при их принятии федеральным законодательством не предусмотрено.

Согласно ст. 17 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено издание муниципальных правовых актов.

В силу установлений ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В систему муниципальных правовых актов, в числе прочего, входят правовые акты главы администрации города (ст. 46 Устава города).

Таким образом, пункт 8 статьи 4 Закона, пункт 8 статьи 4 статьи 1 Закона от 17.03.2008 N 23-З, предусматривающие согласование проектов решений органов местного самоуправления органом государственной власти субъекта Российской Федерации нарушают компетенцию администрации города Нижнего Новгорода.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 3 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), Правительство Нижегородской области принимает решения о целесообразности развития застроенной территории города Нижнего Новгорода.

Нормы подпункта "в" пункта 1 статьи 3 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 N 23-З) по мнению заявителя, в указанной части противоречат ст. 3, 8, 46.1 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий. Частью 46.1 ГрК РФ установлено, что решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц. Условия принятия решения о развитии застроенной территории определены статьей 46.1 ГрК РФ. Указанной статьей не предусмотрено принятие решения государственного органа субъекта РФ о целесообразности развития застроенной территории муниципального образования.

Частью 3 статьи 3 ГрК РФ определено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Федеральным законодательством органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий. Правовые нормы подпункта "в" пункта 1 статьи 3 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона от 17.03.2008 N 23-З), формируя требование о необходимости принятия решения органа государственной власти субъекта РФ о целесообразности развития застроенной территории, нарушают тем самым конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.

Статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

Положения оспариваемого подпункта нарушают компетенцию администрации города Нижнего Новгорода.

Требования законодательства в отношении принятия решений о развитии застроенных территорий сформированы в градостроительном законодательстве РФ (ст. 8, 46.1 ГрК РФ).

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 4 ГрК РФ).

Согласно ст. 1 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона от 17.03.2008 N 23-З) предметом регулирования Закона является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, являющегося административным центром Нижегородской области, по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Нижний Новгород, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Закон области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 N 23-З) определяет также полномочия органов государственной власти Нижегородской области по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в собственности Нижегородской области, и регулирует реализацию отдельных полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере земельных отношений, определенных федеральным законодательством.

Правовые нормы подпункта "в" пункта 1 статьи 3 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области, от 17.03.2008 N 23-З), таким образом, регулируют правоотношения, выходящие за пределы регулирования, обозначенные в ст. 1 Закона от 17.03.2008 N 23-З (градостроительные отношения).

Частью 2 статьи 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), на органы, уполномоченные до 1 января 2006 года на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложена обязанность в срок до 15 июня 2008 года передать уполномоченному Правительством области органу для дальнейшего исполнения сформированные дела в отношении земельных участков, полномочия по распоряжению которыми переданы органам государственной власти Нижегородской области, в том числе оригиналы договоров аренды, дополнительных соглашений к ним, соглашения и иные документы, подтверждающие передачу прав по договорам, уведомления, письма, графические материалы, учредительные документы арендаторов, копии судебных решений и материалов исполнительного производства, материалы дел банкротства арендаторов, почтовые реестры, протоколы заседаний комиссий, касающихся исполнения договоров аренды, расчеты суммы задолженности по договорам на дату передачи, градостроительную информацию, а также информацию по данным договорам на электронных носителях.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ЗК РФ, ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода органом, уполномоченным до 1 января 2006 года на управление и распоряжение земельными участками в городе Нижнем Новгороде, являлась администрация города Нижнего Новгорода, которая выступала стороной по договорам, заключаемым в рамках исполнения соответствующих полномочий.

В силу установлений статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (ст. 452 ГК РФ).

Статьей 422 ГК РФ установлено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (ст. 3 ГрК РФ).

Нормативных правовых актов федерального законодательства в отношении регулирования гражданских правоотношений, связанных с заключением договоров, указанных в части 2 ст. 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 N 23-З), устанавливающих, в числе прочего, обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров, не принималось.

Субъект Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие гражданские правоотношения.

Администрация города Нижнего Новгорода полагает, что положения оспариваемой части 2 статьи 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона от 17.03.2008 N 23-З) противоречат федеральному законодательству, нарушают ст. 3, 422, 450, 452 ГК РФ.

Часть 2 статьи 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона от 17.03.2008 N 23-З), содержит императивное требование возлагающее на соответствующий уполномоченный орган обязанность по передаче сведений, документов и материалов, непосредственно связанных с исполнением соответствующим органом предоставленных полномочий, созданных в процессе их исполнения.

В силу ст. 2 ГК РФ порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), договорные и иные обязательства регулирует гражданское законодательство. Правоотношения, регулируемые гражданским законодательством основываются на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (ст. 3 ГрК РФ).

Субъект РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в ст. 2 ГК РФ, а равно устанавливать требования, обязательные для исполнения лицами, участвующими в гражданских правоотношениях, исключающие равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность данных лиц.

В процессе исполнения органом местного самоуправления (администрацией города Нижнего Новгорода) предоставленных до 1 января 2006 года полномочий в сфере регулирования земельных отношений, администрацией были созданы как определенные данные (сведения, материалы), так и их материальные носители (вещи).

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), признаны, в числе прочего, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных.

Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (ст. 1227 ГК РФ).

Введение в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности, а равно и материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, может осуществляться исключительно с соблюдением требований гражданского законодательства в силу того, что федеральный законодатель детерминировал правоотношения, связанные с оборотом соответствующих объектов, как гражданские и отнес их к сфере ведения федерального законодательства.

Принимая во внимание данный факт, введение в Закон от 17.03.2008 N 23-З правовых конструкций, предусматривающих возможность отчуждения результатов интеллектуальной деятельности и их материальных носителей в принудительном порядке, нарушает общие принципы гражданского законодательства.

По мнению, заявителя, в указанной части положения части 2 статьи 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона от 17.03.2008 года N 23-З) приняты с превышением компетенции органа принявшего Закон как неполномочного регулировать соответствующие правоотношения.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 149-ФЗ имеет дату 27.07.2006, а не 27.02.2006.

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.02.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Определено, что обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий (ст. 6).

Частью 5 статьи 11 установлено, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Положения части 2 ст. 9 Закона области от 13.12.2005 года (в ред. Закона от 17.03.2008 N 23-З) нарушают конституционно закрепленное право местного самоуправления на самостоятельное управление муниципальной собственностью; нарушают положения ст. 2, 3 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Положения части 2 статьи 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона от 17.03.2008 N 23-З) содержат требование о передаче уполномоченному Правительством области органу градостроительной информации.

Действующее законодательство не содержит понятия "градостроительная информация", в силу чего требование о ее передаче является не основанным на законе.

В соответствии с частью 3 статьи 3 ГрК РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Администрация города Нижнего Новгорода также просила признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 4 ст. 5 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) по следующим мотивам.

Пунктом 4 статьи 5 Закона, пунктом 4 статьи 5 статьи 1 Закона от 17.03.2008 N 23-З установлено, что органы местного самоуправления города Нижний Новгород при формировании земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности города Нижний Новгород, согласовывают в соответствии с федеральным законодательством проекты границ земельных участков с уполномоченным Правительством области органом.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов отнесены:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Таким образом, земельные участки, в отношении которых распространяется действие правовой нормы пункта 4 статьи 5 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 N 23-З) федеральным законодательством отнесены к муниципальной собственности.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение населением муниципальной собственностью.

Заявитель полагает, что требования пункта 4 статьи 5 Закона, пункта 4 статьи 5 статьи 1 Закона от 17.03.2008 N 23-З по согласованию проектов границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования города Нижний Новгород, нарушают конституционное право местного самоуправления на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; нарушают права города Нижнего Новгорода как собственника соответствующего имущества на самостоятельное совершение в отношении принадлежащего городу имущества любых действий; противоречат ст. 130 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 37-ФЗ.

Правоотношения, связанные с утверждением проекта границ земельных участков при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируются статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Полномочиями по утверждению проекта границ земельного участка наделен орган местного самоуправления.

Статья 36 ЗК РФ, а также иные правовые нормы, содержащиеся в Кодексе, регулирующие соответствующие правоотношения, не устанавливают требований относительно необходимости согласования проектов границ земельных участков с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представитель администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Агеева М.А. в судебном заседании поддержала доводы заявления и просила удовлетворить заявление в полном объеме.

Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности Казакова О.Н., представитель Правительства Нижегородской области по доверенности Бисина П.С., представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области по доверенности Варакина А.Б. с доводами заявления администрации города Нижнего Новгорода не согласились. В своих возражениях ссылались на следующие доводы.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

При этом следует понимать, что необходимым приложением к акту выбора является проект границ земельного участка. Об этом указывается в части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В связи с этим закрепление в Законе области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) нормы о том, что уполномоченный Правительством Нижегородской области орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами согласовывает проекты решений органов местного самоуправления города Нижний Новгород об утверждении границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования город Нижний Новгород, представляется возможным и не противоречащим федеральному законодательству.

В части несоответствия градостроительному законодательству нормы Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) о принятии решения Правительством области о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород (подпункт "в" пункта 1 статьи 3 Закона области) заинтересованные лица полагают, что ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации действительно установлено, что решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц.

При этом часть 6 статьи 46.1 определяет содержание решения о развитии застроенных территорий, которая указывает, что в решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Другими словами, определяется целесообразность развития застроенной территории города Нижнего Новгорода, в том числе с учетом возможности создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, оптимизации процесса рассмотрения инвестиционных проектов и совершенствования условий развития инвестиционной деятельности в городе Нижнем Новгороде и т.д.

Кроме того, оспариваемые нормы, касающиеся согласования актов органов местного самоуправления об утверждении проектов границ земельных участков, которые могут быть отнесены к собственности муниципального образования, регулируют правоотношения в сфере неразграниченных земель.

Пункт 8 ст. 4 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) не затрагивает права администрации города Нижнего Новгорода, поскольку устанавливает лишь компетенцию органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.

Компетенция данного органа не может рассматриваться шире, чем это установлено в части 4 ст. 5 Закона области N 192-З, где согласование проектов актов органов местного самоуправления с уполномоченным органом может осуществляться только в соответствии с федеральным законодательством.

По мнению заинтересованных лиц, необоснованным в заявлении является и утверждение, что требованиям федерального законодательства противоречит часть 2 статьи 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) в связи с тем, что смысл данной нормы заключается в обеспечении преемственности дел при передаче полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, уполномоченному Правительством области органу для дальнейшего исполнения. Без обеспечения подобной преемственности работа с оригиналами договоров аренды, дополнительными соглашениями к ним, соглашениями и иными документами, подтверждающими передачу прав по договорам, уведомлениями, письмами и т.д. представляется весьма проблематичной, и очевидно, данное положение не будет способствовать оптимизации, собственно, которую и провозглашает данная норма.

Кроме того, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 февраля 2006 года N 149-ФЗ очерчивает круг субъектов, которые могут быть обладателями информации. Это граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование. Согласно части 3 статьи 6 указанного Федерального закона N 149-ФЗ обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании. Законом области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) и установлены основания передачи информации, главным из которых является передача полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, уполномоченному Правительством области органу для дальнейшего исполнения.

Представители заинтересованных лиц просили суд отказать в удовлетворении заявления администрации города Нижнего Новгорода в полном объеме заявленных требований.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы заявления администрации города Нижнего Новгорода, заслушав представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Агееву М.А., поддержавшую в полном объеме доводы заявления, заслушав представителя Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности Казакову О.Н., представителя Правительства Нижегородской области по доверенности Бисину П.С., представителя Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области Варакину А.Б., возражавших против удовлетворения заявления администрации города Нижнего Новгорода в полном объеме заявленных требований, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Сафронова А.В., полагавшего отказать администрации города Нижнего Новгорода в удовлетворении заявления, судебная коллегия находит заявление администрации города Нижнего Новгорода подлежащим удовлетворению в части заявленных требований по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции, но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

В заявлении администрация города Нижнего Новгорода ссылается на нормы Закона области от 17.03.2008 N 23-З - ссылка на "пункт 8 статьи 4 статьи 1 Закона области от 17.03.2008 N 23-З", "часть 2 статьи 9 статьи 1 Закона области от 17.03.2008 N 23-З", "подпункт "в" пункта 1 статьи 3 статьи 1 Закона области от 17.03.2008 N 23-З", что является неправильным.

В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (Издание Государственной Думы, 2007), Законом области от 17.03.2008 N 23-З внесено изменение в действующий Закон области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", в соответствии с которым он был изложен в новой редакции.

Таким образом, рассмотрение Закона области от 17.03.2008 N 23-З и Закона области от 13 декабря 2005 года N 192-З в качестве разных, самостоятельных законов и соответствующие ссылки на них при высказывании замечаний являются неверными.

Поэтому судебная коллегия рассматривает на предмет соответствия федеральному законодательству оспариваемые нормы Закона Нижегородской области от 13.12.2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы земельного законодательства.

Поэтому принятие Закона Нижегородской области от 13.12.2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) входит в компетенцию представительного органа власти Нижегородской области - Законодательного Собрания Нижегородской области.

Закон Нижегородской области от 13.12.2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) принят органом представительной власти Нижегородской области - Законодательным Собранием Нижегородской области в соответствии положениями Устава Нижегородской области и Законом Нижегородской области от 10.02.2005 года N 8 "О нормативных правовых актах Нижегородской области" и опубликован в официальном средстве массовой информации представительного и исполнительного органа государственной власти в Нижегородской области - газете "Нижегородские новости".

Администрация города Нижнего Новгорода оспаривает положения подпункта "в" пункта 1 статьи 3, пункт 8 статьи 4, часть 4 статьи 5, часть 2 статьи 9 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З)

Подпункт "в" пункта 1 статьи 3 Закона области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в ред. Закона области от 17.03.2008 года) гласит о том, что Правительство Нижегородской области принимает решение о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород и инициировании рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о развитии застроенной территории в случаях предусмотренных федеральным законодательством.

Заявитель - администрация города Нижнего Новгорода считает, что правовые нормы подпункта "в" пункта 1 статьи 3 Закона области N 192 от 13.12.2005 года (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) в части принятия решения о целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов, в том числе г. Нижнего Новгорода противоречат ст. 3, 8, 46.1 ГрК РФ и тем самым положения, подпункта "в" пункта 1 статьи 3 нарушают компетенцию администрации города Нижнего Новгорода.

Судебная коллегия полагает, что доводы администрации города Нижнего Новгорода относительного данного подпункта "в" пункта 1 статьи 3 Закона области от 13 декабря 2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) являются частично обоснованными и подлежат удовлетворению в части слов "целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов Нижегородской области, в том числе города Нижний Новгород, и".

К такому выводу судебная коллегия приходит по следующим мотивам.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральным законодательством органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий.

Так, частью 3 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

Частью 46.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц.

Условия принятия решения о развитии застроенной территории определены статьей 46.1 Градостроительного кодекса РФ. Указанной статьей не предусмотрено принятие решения государственного органа субъекта РФ о целесообразности развития застроенной территории муниципального образования.

Статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

Федеральное законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 4 ГрК РФ).

Согласно ст. 1 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), предметом регулирования данного Закона является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, являющегося административным центром Нижегородской области, по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Нижний Новгород, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Положения подпункта "в" пункта 1 статьи 3 Закона, регулируют правоотношения, выходящие за пределы регулирования, обозначенные в ст. 1 Закона области от 13.12.2005 года.

Кроме того, судебная коллегия согласна с доводом заявителя о том, что использование в конструкции оспариваемой нормы предлога "и" после слов "в том числе города Нижний Новгород" позволяет неоднозначно толковать правовую норму, предусматривая возможность принятия Правительством Нижегородской области самостоятельных, не связанных между собой решений - решения о целесообразности развития застроенной территории города, решения об инициировании рассмотрения вопроса о развитии застроенной территории.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 установлено, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, судам необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Судебная коллегия считает правильным в подтверждение правовой позиции заявителя применение разъяснений постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П, согласно которым следует, что из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с действующим правовым регулированием.

Также судебная коллегия соглашается и с тем доводом заявителя, что при рассмотрении вопроса о законности данного пункта, можно сослаться на Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2008 N 1-Г08-12, в котором сделан вывод о том, что употребление в правовой норме понятия нецелесообразности как понятия, не имеющего четких дефиниций, препятствует установлению пределов предоставленного им усмотрения, что приводит к нарушению общеправовых принципов ясности, недвусмысленности и определенности правовых норм, создает угрозу нарушения равенства прав всех правоприменителей перед законом.

Что следует понимать под решением о целесообразности развития застроенной территории, каким критериям должен соответствовать какой-либо проект застройки, чтобы его можно было признать целесообразным, из смысла и содержания правовых норм Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), установить не представляется возможным. Вопрос о "целесообразности" может быть решен заинтересованными лицами субъективно и неоднозначно. Ни федеральное законодательство, ни Закон области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) не содержат понятия "целесообразности" развития застроенной территории.

Кроме того, согласно ст. 32 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 года N 129-З (в ред. Закона области от 07.03.2008 года N 22-З) "О Правительстве Нижегородской области", Правительство Нижегородской области является коллегиальным органом и принимает нормативные правовые акты в виде Постановлений Правительства, носящих общеобязательный характер. Решения Правительства, не носящие нормативный правовой характер, принимаются в виде распоряжений Правительства, которые также носят обязательный характер. Оформления решения Правительства другим образом положения Закона Нижегородской области "О Правительстве Нижегородской области" не содержат.

Таким образом, в случае, если Правительство Нижегородской области примет решение о целесообразности развития застроенной территории и оформит это решение в виде Постановления или распоряжения, которые являются общеобязательными, то органам местного самоуправления города Нижнего Новгорода придется только выполнить такое постановление или распоряжение Правительства Нижегородской области.

Между тем, наряду с другими заявлениями и предложениями об использовании застроенной территории, поступившими от третьих лиц, а не от Правительства Нижегородской области, инициатива Правительства Нижегородской области с изложенным в ней мнением Правительства, о том, что данный инвестиционный проект целесообразен для развития данной застроенной территории в городе Нижнем Новгороде, будет давать инициативе Правительства Нижегородской области преимущественное положение перед всеми другими инициативами. И тем самым ставит в неравное положение проекты и инициативы об использовании застроенных территорий, поступивших в администрацию города Нижнего Новгорода от третьих лиц.

По этим же основаниям судебная коллегия не может согласиться с доводами возражений заинтересованных лиц на эту часть требований администрации города Нижнего Новгорода.

В остальной части подпункт "в" пункта 1 статьи 3 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), соответствует положениям ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ и в этой части не может быть признан недействующим. Согласно части 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц. Таким образом, положения приведенной нормы предусматривают возможность инициирования органом государственной власти субъекта Российской Федерации принятия решения органом местного самоуправления о развитии застроенной территории.

Пункт 8 статьи 4 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) гласит о том, что уполномоченный Правительством Нижегородской области орган, согласовывает проекты решений органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода об утверждении границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования город Нижний Новгород.

Администрация города Нижнего Новгорода полагает, что положения данного пункта нарушают конституционное право местного самоуправления на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; нарушают права города Нижнего Новгорода как собственника соответствующего имущества на самостоятельное совершение в отношении принадлежащего городу имущества любых действий; противоречат ст. 130 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами заявителя относительно данного пункта и удовлетворить в этой части заявление администрации города Нижнего Новгорода в полном объеме по следующим мотивам.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. По вопросам местного значения органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты (ст. 2, 43 Закона N 131-ФЗ).

Согласно ст. 17 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено издание муниципальных правовых актов.

Статьей 2 Закона N 131-ФЗ муниципальным правовым актом признается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Статья 7, раздел 7 Закона N 131-ФЗ устанавливают обязательные требования к содержанию, порядку и условиям принятия муниципальных правовых актов.

Согласно части 4 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода от имени города владеет, пользуется, распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В систему муниципальных правовых актов, в числе прочего, входят правовые акты главы администрации города (ст. 46 Устава города).

Необходимости, а равно возможности согласования муниципальных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации при их принятии федеральным законодательством не предусмотрено.

В соответствии с частью 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Правоотношения, связанные с утверждением проекта границ земельных участков при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируются статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Полномочиями по утверждению проекта границ земельного участка наделен орган местного самоуправления.

Статья 36 ЗК РФ, а также иные правовые нормы, содержащиеся в Земельном кодексе РФ, регулирующие соответствующие правоотношения, не устанавливают требований о необходимости или обязательности согласования проектов решений органов местного самоуправления, в том числе и об утверждении проектов границ земельных участков с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...от N 131-ФЗ." имеется в виду "...от 06.10.2003 N 131-ФЗ.".

 

Положения пункта 8 статьи 4 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), устанавливающие необходимость согласования проектов решений органов местного самоуправления об утверждении проектов границ земельных участков с уполномоченным Правительством области органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области, не соответствуют правовым нормам ЗК РФ, положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от N 131-ФЗ.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нарушением компетенции следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд.

Таким образом, возложение на уполномоченный Правительством Нижегородской области орган и орган местного самоуправления проектов решений органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода обязанности согласовывать проект решения органа местного самоуправления г. Нижнего Новгорода об утверждении границ земельных участков не только противоречит федеральному законодательству, но и является вторжением в компетенцию органа самоуправления г. Нижнего Новгорода на принятие решений по вопросам местного значения, в том числе и по утверждению границ земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования города Нижнего Новгорода.

При таких обстоятельствах, положения пункта 8 статьи 4 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими полностью.

По этим же основаниям судебная коллегия не может согласиться с доводами возражений заинтересованных лиц на эту часть требований администрации города Нижнего Новгорода.

Частью 4 статьи 5 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) установлено, что органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода при формировании земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности города Нижнего Новгорода, согласовывают в соответствии с федеральным законодательством проекты границ земельных участков с уполномоченным Правительством органом.

Администрация города Нижнего Новгорода полагает, что данная норма находится во взаимосвязи с пунктом 8 ст. 4 этого же Закона области и противоречит федеральному законодательству, а также, нарушает компетенцию органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода.

С доводами заявления администрации города Нижнего Новгорода в этой части требований, судебная коллегия не может согласиться и не находит оснований для признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 4 ст. 5 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) по следующим мотивам.

В соответствии с частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 137-ФЗ) определены правовые принципы разграничения земель и отнесения их к видам собственности: федеральной, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований.

Согласно ч. 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов отнесены:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Однако земли, отнесенные к муниципальной собственности, должны быть также определены и привязаны к конкретным координатам на местности. Должно быть установлено их конкретное местоположение.

Определение конкретных координат на местности земельных участков, например, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; то есть определение местоположения земельного участка по отношению к другим земельным участкам, других собственников, необходимо для регистрации каждого конкретного участка как объекта недвижимости в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), к недвижимым вещам относятся земельные участки.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Едином государственном реестре, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

Данная норма права корреспондирует и с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые устанавливают обязательность государственной регистрации прав на земельные участки.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Требование о согласовании проектов границ земельных участков со смежными землепользователями содержится в п. 9 постановления Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства". Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.

Пунктами 8, 9 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, предусмотрено уведомление собственников, владельцев и пользователей о межевании земель.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ.

В соответствии с п. 4 указанной выше статьи от имени лиц, указанных в части 3 данной статьи, в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Кроме того, положения оспариваемой части 4 ст. 5 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) следует читать в неразрывной связи с частью 1 ст. 1 этого же Закона области. Согласно части 1 статьи 1 Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З) предметом регулирования настоящего Закона является определение полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, являющегося административным центром Нижегородской области, по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Нижний Новгород, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Проанализировав приведенные выше нормы федерального законодательства и положения Закона области от 13.12.2005 года N 192-З (в ред. Закона области от 17.03.2008 года N 23-З), судебная коллегия приходит к выводу о том, что по смыслу оспариваемой части 4 статьи 5, органы местного самоуправления согласовывают проекты границ при формировании земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности города Нижнего Новгорода только в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством, а именно, при составлении межевого плана для постановки на кадастровый учет конкретного земельного участка под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности города Нижнего Новгорода и только в том случае, если указанный земельный участок граничит с земельным участком, собственность на который не разграничена, и этим участком распоряжается субъект Российской Федерации в силу Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласование границ с другими лицами, обладающими смежными земельными участками осуществляется в соответствии ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Оформление согласования проекта границ с уполномоченным Правительством области органом осуществляется в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в форме акта согласования м