ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 22 апреля 2008 г. по делу N 33-727

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2008 г. по делу N 33-727

 

Судья: Прудентова Е.В.

 

22 апреля 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

 

председательствующего:                                       Мамоновой Т.И.

судей:                                        Моисеевой Л.Т., Елагиной Т.В.

 

Заслушали в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т.И. дело по кассационной жалобе О.Д. и О.О. на решение Первомайского районного суда от 18 февраля 2008 г. по делу по иску О.Д., О.О. к Администрации г. Пензы, КУМИ г. Пензы о признании незаконными действий (бездействия), прекращении работы, понуждении к предоставлению в собственность земельного участка и вынесению постановления, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований О.Д., О.О. к Администрации г. Пензы, КУМИ г. Пензы о признании незаконными действий (бездействия), прекращении работы, понуждении к предоставлению в собственность земельного участка и вынесению постановления отказать.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т.И., судебная коллегия

 

установила:

 

О.Д., О.О. обратились в суд с иском к Администрации г. Пензы, КУМИ г. Пензы о признании незаконными действия (бездействия), понуждении предоставить в собственность за плату земельный участок, ссылаясь на то, что, на основании заочного решения мирового судьи судебного участка N 2 Первомайского района г. Пензы от 15.05.2006 года и соглашения об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности от 01.06.2006 года им на праве общей долевой собственности принадлежит незавершенное строительством нежилое здание по адресу , расположенное на земельном участке общей площадью 614 кв. м, что подтверждается проектом границ земельного участка от 14.05.2007 года.

В июне 2007 года они обратились с заявлением в Администрацию г. Пензы и КУМИ г. Пензы с просьбой предоставить земельный участок площадью 614 кв. м в собственность за плату.

02.07.2007 года они получили сообщение из КУМИ г. Пензы о том, что в соответствии с Информацией ГУГиА г. Пензы по разрешенному использованию земельного участка от 19.07.2005 года N 503 предоставление земельного участка возможно только в аренду. Полагают, что ограничений и препятствий для предоставления указанного земельного участка в собственность нет. В срок до 29.07.2007 года они предоставили КУМИ дополнительные документы для оформления прав на земельный участок, в частности, Информацию по разрешенному использованию земельного участка N 129 от 24.07.2007 года. Однако постановление Главы администрации г. Пензы о предоставлении земельного участка в установленный законом двухнедельный срок до 13.08.2007 года принято не было, не принято оно и до настоящего времени. Подобные действия (бездействие) Администрации г. Пензы, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством сроков по подготовке постановления о предоставлении земельного участка в собственность за плату, нарушают их интересы и создают препятствия в оформлении прав на земельный участок.

Просили признать незаконными действия (бездействия) Администрации г. Пензы, КУМИ г. Пензы по предоставлению в установленный законом срок в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу .

Обязать Администрацию г. Пензы, КУМИ г. Пензы предоставить им в собственность за плату вышеуказанный земельный участок площадью 614 кв. м согласно доле собственности на строение (л.д. 2).

В судебном заседании истцы, а также их представитель А.О. уточнили и увеличили исковые требования, просили признать незаконными действия (бездействие) Администрации г. Пензы и КУМИ г. Пензы по предоставлению в установленный законом срок в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ; признать незаконным решение администрации г. Пензы о прекращении работы по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату; обязать Администрацию г. Пензы вынести постановление о предоставлении им в собственность за плату земельного участка площадью 614 кв. м, расположенного по адресу: , согласно доле собственности на строение.

Не отрицали, что всей площадью земельного участка - 614 кв. м они не пользуются, до настоящего времени на данном земельном участке занято под объектом незавершенного строительством - 165,6 кв. м - лежат фундаментные блоки, как и на момент признания за ними права собственности на указанный объект. Представленная документация на фундамент согласована с Министерством культуры 25.01.2008 г.

Представитель ответчика Администрации г. Пензы и Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы С.Н., действующая на основании доверенностей от 13.12.2007 года и от 12.12.2007 года соответственно, с исковыми требованиями не согласилась, в своих возражениях сослалась на то, что размещение в границах заповедной территории в центральной части города гаражных боксов нецелесообразно, тем более Решением Пензенского городского совета народных депутатов Пензенской области N 434 от 13.10.1987 года спорный земельный участок находится в утвержденных границах заповедной территории в центральной части города. При предоставлении данного земельного участка необходимо получение согласования Министерства культуры Пензенской области в форме письменного документа, отражающего возможность и основание согласования конкретного объекта. Из согласования на топографической съемке невозможно установить, какой конкретно объект и на каких основаниях согласовывается. Кроме того, согласование проекта с Министерством культуры от 25.01.2008 г. отозвано 15.02.2008 года. Проекта границ земельного участка нет.

Представитель ответчика КУМИ г. Пензы М.М., действующая на основании доверенности от 15.11.2007 года с исковыми требованиями также не согласилась. В своих возражениях сослалась на то, что земельный участок, занимаемый незавершенным строительством нежилым зданием , располагается в Первомайском районе города, в Центральном планировочном районе г. Пензы. Решением Пензенского областного совета народных депутатов N 630 от 26.12.1986 года исторический центр города Пензы объявлен заповедным местом, запрещено производить в этих границах проектирование и строительство каких-либо объектов без согласования с Управлением культуры. Решением Пензенского областного совета народных депутатов N 434 от 13.10.1987 года утверждены границы заповедной территории г. Пензы.

На указанном земельном участке располагается незавершенное строительством нежилое здание 9% готовности (гараж) (А - фундамент), принадлежащее истцам в равных долях. Правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок нет. Из технического паспорта видно, что площадь земельного участка фактически составляет 677 кв. м. Земельный участок расположен в историко-заповедной части г. Пензы, входит в зону возможного химического заражения. Согласно ПДП центральной части г. Пензы, разработанному институтом "ЦНИИП градостроительства" г. Москвы в 1988 г., земельный участок попадает в зону благоустройства территории, прилегающей к перспективному малоэтажному жилому дому.

В настоящее время не может быть предоставлен в собственность за плату спорный земельный участок площадью 614 кв. м, расположенный по адресу , согласно доле собственности на строение. В соответствии с письмом ГУГиА г. Пензы от 28.01.2008 года, утверждение проекта границ на указанный земельный участок от 14.05.2007 года признан недействительным ввиду отсутствия согласования Министерства культуры Пензенской области. Земельный участок по не прошел кадастровый учет. Фактически истцы пользуются земельным участком площадью 166 кв. м.

Представитель третьего лица Министерства культуры, привлеченного к участию в деле определением суда (л.д. 59), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением суда, О.Д. и О.О. подана кассационная жалоба, в которой решение суда просят отменить как незаконное, постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, ссылаясь на доводы, изложенные при обращении в суд, а также данные в ходе судебного заседания.

Полагают, что суд применил закон, не подлежащий применению, поскольку они в соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ как собственники строения имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого нежилым зданием в порядке и на условиях, которые установлены законодательством.

Отсутствие кадастровой карты (плана) не является основанием для отказа в удовлетворении их заявления, поскольку в силу ст. 29, п. 7 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ и в двухнедельный срок со дня предоставления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка.

В приобщенном к материалам дела проекте границ земельного участка имеются сведения из Управления Роснедвижимости по Пензенской области 22 августа 2006 г. N 62/06-7000 подтверждающие те обстоятельства, что испрашиваемый ими земельный участок свободен от прав третьих лиц. Земельный участок не прошел кадастровый учет. В связи с отсутствием кадастровой карты (плана) межевой организацией и был подготовлен проект границ, который был утвержден ГУГиА г. Пензы 14 мая 2007 года. Указанный проект границ был приложен к заявлению о предоставлении оспариваемого земельного участка в собственность за плату, поэтому, по их мнению, Администрация должна была в 2-недельный срок принять решение, но этого не сделала, а, отказывая им в иске суд применил закон, не подлежащий применению, считают, что к указанным правоотношениям должен быть применен не п. 5 ст. 36, а п. 8 ст. 36 ЗК РФ.

Не согласны и с выводом суда в той части, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.2007 г., поскольку акты гражданского законодательства исходя из требований ст. 4 ГК РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие актов гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Заявление о предоставлении оспариваемого земельного участка ими было подано ответчику в июне 2007 г., по правилам определенным на тот момент Постановлением Главы администрации г. Пензы от 27 февраля 2003 года N 380 "О порядке прохождения документации при оформлении земельных участков в собственность, аренду в Администрации г. Пензы и КУМИ Пензы", Решением Пензенской городской Думы от 2002 г. N 332/25 "Об утверждении Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы", Решением Пензенской городской Думы от 28 ноября 2003 г. N 563/42 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам".

Одновременно полагают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Так в решении судом сделан акцент на том, что в силу ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Но, по их мнению, данное обстоятельство не имеет значения для дела, поскольку ими заявлены исковые требования, связанные с подготовкой постановления о предоставлении земельного участка, а не договора купли-продажи земельного участка. В силу п. 2 ст. 19 ФЗ от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. В связи с чем полагают, что после вынесения постановления Администрацией г. Пензы, утверждения землеустроительного дела и подготовки межевой организацией описания границ земельного участка, возможно осуществление кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, затем уже они должны будут обратиться в КУМИ с заявлением о подготовке договора купли-продажи земельного участка.

Считают, что суд в полной мере не исследовал основания и порядок приобретения прав на земельный участок, находящихся в муниципальной собственности и на котором расположено принадлежащее им на праве собственности незавершенное строительством объект. Судом не учтено, что ст. 4 Решения Пензенской городской Думы от 11 октября 2002 г. N 332/25 "Об утверждении Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы" определен порядок продажи (безвозмездной передачи) земельных участков в собственность. Для приобретения земельного участка в собственность граждане или юридические лица, указанные в части 6 статьи 1, части 1 статьи 2, части 4 статьи 2 Положения, обращаются к Главе администрации города Пензы с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с приложением кадастровой карты (плана) данного участка.

В заявлении должны быть указаны местонахождение земельного участка, его площадь и цель использования земельного участка.

При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 7 статьи 1 настоящего Положения, указанные граждане и юридические лица совместно обращаются с заявлением о приобретении прав не земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Помимо кадастровой карты (плана) земельного участка к заявлению прикладываются документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие регистрацию юридического лица, документ, подтверждающий право пользования (владения) земельным участком (при наличии), документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них) а в случаях, предусмотренных законодательством РФ - иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества.

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы не вправе затребовать у заявителей документы, не предусмотренные законодательством.

Все необходимые документы были ими сданы в КУМИ с приложением проекта границ земельного участка. Указанная процедура регламентирована Решением Пензенской городской Думы от 28 ноября 2003 г. N 563/42 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", которое, по их мнению, необходимо применять по аналогии.

Не согласны с выводом суда о том, что оспариваемый земельный участок входит в границы заповедной территории, а согласование Министерства культуры отозвано, поскольку в отзыве Министерства культуры Пензенской области указано, что объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, не имеется. Решение вопроса о предоставлении земельного участка и его границах не относится к компетенции Министерства культуры Пензенской области. Кроме того, просили учесть, что строительства на оспариваемом земельном участке они не ведут, они проводят землеустроительные работы, в связи с чем и просили Администрацию и КУМИ предоставить им земельный участок в собственность за плату. Кроме того, судом не учтено, что не значится в пределах определенных улиц, утверждающих границы заповедной территории. План заповедной территории ГУГиА в судебное заседание не представлен, а Генеральный план города Пензы, разработанный в 1972 году институтом "Гипрогор" г. Москвы, в 1997 г. вышел за 25-летний расчетный срок действия, новый план не разработан, в связи с чем полагают, что разработанные на основе устаревшего плана, решения Пензенского областного совета народных депутатов не имеет законной силы. Тем более, исторический центр г. Пензы не был признан объектом культурного наследия, и поэтому согласование Министерства культуры необязательно.

Не дана судом правовая оценка законности подписи письма от 28.01.2008 г. исходящего от ГУГиА, а также имели ли право те или иные должностные лица от имени управлений и министерств признавать недействительным утверждение проекта границ земельного участка, отзывать согласование на проекте границ земельного участка, действовали ли они в соответствии с положениями и должностными инструкциями.

Отказывая в иске, суд не учел, что Администрация г. Пензы в любом случае должна была принять решение об отказе в удовлетворении их заявления, но она этого не сделала, отказ к ним не поступал. На звони в приемную "одного окна" им отвечали, что их постановление находится на согласовании. Каких-либо дополнительных документов, дополнительных согласований с них не требовали. Бездействие Администрации и КУМИ было подтверждено ими письмом Администрации г. Пензы N 10/6098 от 05.02.2007 года, в котором указано, что работа по их заявлению прекращена, но суд данному обстоятельству надлежащей оценки не дал.

Судом вообще не исследовано и не мотивировано их исковое требование о признании незаконным решения Администрации г. Пензы о прекращении работы по их заявлению о предоставлении земельного участка, не изложено по каким основаниям данное исковое требование оставлено без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя О.Д. и О.О. - А.О. (доверенность от 25.06.07 г.), поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя городской Администрации - С.Н., возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленном в соответствии с требованиями действующего законодательства и добытыми по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены. Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Выводы суда основаны на материалах дела.

Отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно пришел к выводу, что Администрацией г. Пензы и КУМИ их права и законные интересы по предоставлению земельного участка не нарушены. Судебная коллегия с указанным выводом полностью соглашается, поскольку как правильно указал суд, основания и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ и Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Порядок прохождения документации и оформления земельных участков в собственности определен также нормативными актами органа местного самоуправления - Администрации г. Пензы.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, в силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана п. 5 ст. 36 ЗК РФ.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений.

Согласно п. п. 7 и 8 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 370 от 30 октября 2007 г., к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.

В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре); 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Согласно ст. 11 Закона Пензенской области от 22.12.2005 N 934-ЗПО (в редакции от 28.05.2007 года) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области" на территории, подлежащей хозяйственному освоению, производство землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территориях достопримечательных мест, а также в зонах охраны объектов культурного наследия подлежат обязательному согласованию: в отношении объектов культурного наследия регионального значения и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - с уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области в порядке, установленном Правительством Пензенской области.

Материалами дела установлено, что Решением Пензенского областного совета народных депутатов N 630 от 26.12.1986 года исторический центр города Пензы объявлен заповедным местом, запрещено производить в этих границах проектирование и строительство каких-либо объектов без согласования с Управлением культуры (л.д. 65 - 69). Решением Пензенского областного совета народных депутатов N 434 от 13.10.1987 года утверждены границы заповедной территории г. Пензы (л.д. 63 - 64).

Согласно Информации по разрешенному использованию земельного участка от 19.07.2005 года на участке расположен объект незавершенный строительством - гараж (фундамент, литер А), возведенный самовольно, площадь земельного участка в соответствии с техпаспортом составляет 677 кв. м, предоставление указанного земельного участка возможно в аренду при условии регистрации в установленном порядке самовольно возведенного фундамента (л.д. 24). Заочным решением мирового судьи судебного участка N 2 Первомайского района г. Пензы от 15.05.2006 года за О.Д. и О.О. признано право собственности на самовольно возведенное незавершенное строительством нежилое здание (литер А - фундамент) общей площадью 165,6 кв. м, расположенное по адресу (л.д. 3 - 5). Соглашением от 1 июня 2006 года истцы О.Д., О.О. установили долевое участие по 1/2 доле в праве собственности на незавершенное строительством нежилое здание (литер А - фундамент) (л.д. 6), что подтверждается также свидетельствами о государственной регистрации права от 17.07.2006 г. (л.д. 7, 8). Из проекта границ земельного участка от 14.05.2007 года, расположенного по адресу видно, что общая площадь земельного участка составила 614 кв. м, в том числе под строением 166 кв. м (л.д. 14 - 17).

Истцы О.Д., О.О. в июне 2007 года обратились с заявлением в Администрацию г. Пензы и КУМИ г. Пензы с просьбой предоставить вышеуказанный земельный участок площадью 614 кв. м в собственность за плату. 02.07.2007 года они получили сообщение из КУМИ г. Пензы о том, что в соответствии с Информацией ГУГиА г. Пензы по разрешенному использованию земельного участка от 19.07.2005 года N 503 предоставление земельного участка возможно только в аренду (л.д. 25). В соответствии с Информацией по разрешенному использованию земельного участка N 129 от 24.07.2007 года, земельный участок, занимаемый незавершенным строительством нежилым зданием , располагается в Первомайском районе города, в Центральном планировочном районе г. Пензы, площадь земельного участка согласно техническому паспорту фактически составляет 677 кв. м (л.д. 26).

28 января 2008 года вышеуказанное утверждение проекта границ земельного участка от 14.05.2007 года признано недействительным Главным управлением градостроительства и архитектуры г. Пензы в связи с отсутствием согласования Министерства культуры Пензенской области (л.д. 56).

Из согласования Министерства культуры Пензенской области, выполненное на топографической съемке невозможно установить, какой конкретно объект и на каких основаниях согласовывается (л.д. 73). 15 февраля 2008 года Министерство культуры Пензенской области отозвало свое согласование от 25.01.2008 года на проекте границ земельного участки по адресу .

Судом произведен осмотр земельного участка по адресу . Истцами земельный участок фактически используется только в той части, где расположены фундаментные блоки. Земельный участок площадью 677 кв. м не используется.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований, заявленных О.Д. и О.О. не имеется.

Доводы истцов о том, что постановление Главы администрации г. Пензы о предоставлении земельного участка не было принято в установленный законом двухнедельный срок до 13.08.2007 года, не принято оно и до настоящего времени, обоснованно не приняты судом во внимание и не являются основанием для удовлетворения исковых требований, так как согласование Министерства культуры Пензенской области не получено.

Доводы истцов о том, что действия (бездействие) Администрации г. Пензы, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством сроков по подготовке постановления о предоставлении земельного участка в собственность за плату, нарушают их интересы и создают препятствия в оформлении прав на земельный участок, также правильно признаны необоснованными. Невынесением постановления Администрацией г. Пензы не нарушаются права и свободы истцов, их законные интересы, не создаются препятствия к осуществлению О.Д. и О.О. своих прав и свобод. Для оформления прав на спорный земельный участок необходимо согласование Министерства культуры Пензенской области, проекта границ земельного участка, которые истцами не получены.

Доводы кассационной жалобы о том, что истцы в соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ имеют преимущественное право на приватизацию испрашиваемого участка, также не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку данный участок никому из 3-х лиц ни в аренду, ни в собственность не передан, указанный участок находится в муниципальной собственности, и только органы местного самоуправления в соответствии с требованиями п. 2 ст. 11 ЗК РФ осуществляют управление и распоряжение указанным земельным участком. Только органам местного самоуправления в области градостроительной деятельности принадлежит право по утверждению правил землепользования и застройки поселений - ст. 8 Градостроительного кодекса.

В силу ст. 9 Градостроительного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологический и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Доводы кассационной жалобы о том, что к их правоотношениям не должны применяться требования Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.2007 г., поскольку заявление о предоставлении оспариваемого земельного участка в собственность было ими подано задолго до издания Приказа, также не могут служить основанием для отмены судебного решения, так как материалами дела установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в утвержденных границах заповедной территории в центральной части города Пензы, и на его использование необходимо получение согласия Министерства культуры Пензенской области, которое истцами надлежащим образом получено не было. Своим письмом от 15 февраля 2008 г. N 146/1-11 Министерство культуры области ранее данное согласование на проекте границ земельного участка, расположенное , отозвало. В дополнение в данном письме указано о нецелесообразности размещения гаражных боксов в границах заповедной зоны.

Письмом от 28 января 2008 г. N 165 Главное управление градостроительства и архитектуры города признало утверждение проекта границ на земельный участок , выполненный ИП М.А. по заявлениям О.О. и О.Д. недействительным.

В силу ст. 99 ЗК РФ, а также ст. 11 ФЗ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, не могут служить основанием для отмены судебного решения и доводы кассационной жалобы о том, что Администрация города Пензы обязана была в любом случае принять решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку юридического значения при рассмотрении указанного спора не имеет, тем более что истцам был дан письменный ответ о прекращении работ по их заявлению о предоставлении земельного участка в собственность.

Судебная коллегия считает, что всем собранным по делу доказательствам суд дал правильную оценку. Суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.

В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.

Установленные обстоятельства и постановленное по делу решение не дают оснований считать обоснованными доводы жалобы о его незаконности по основаниям, изложенным выше.

Руководствуясь ст. 360 - 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Первомайского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу О.Д. и О.О. без удовлетворения.