ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


от 19 января 2011 г. N Ф09-10966/10-С6

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2011 г. N Ф09-10966/10-С6

 

Дело N А71-4592/2010

 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Мындря Д.И., Сулейменовой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А71-4592/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

 

Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росреестра, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 33 512 кв. м с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. Ручейному, в размере 12 183 руб. 06 коп.; неопределении кадастровой стоимости указанного земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" (далее - постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275); неосуществлении кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости этого земельного участка; и возложении на Управление Росреестра обязанности по устранению допущенных нарушений в виде осуществления кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости названного земельного участка путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости данного участка в размере 408 278 706 руб. 72 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 183 руб. 06 коп. Кроме того, заявитель просил признать незаконным решение федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике (далее - кадастровая палата) от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СоюзСтрой" (далее - общество "СоюзСтрой").

Решением суда от 25.06.2010 (судья Буторина Г.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 (судьи Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А.) решение суда изменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Признать незаконным бездействие Управления Росреестра, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 33 512 кв. м, с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. Ручейному, в размере 12 183 руб. 06 коп.; неопределении кадастровой стоимости указанного земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275; неосуществлении кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости этого земельного участка. Обязать Управление Росреестра устранить допущенные нарушения, а именно - осуществить кадастровой учет в связи с изменением кадастровой стоимости названного земельного участка путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости данного участка в размере 408 278 706 руб. 72 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 183 руб. 06 коп. В удовлетворении требований о признании незаконным решения кадастровой палаты от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" отказать".

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 222 издан 12.08.2006, а не 21.08.2006.

 

В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.08.2006 N 222 (далее - Методические указания). По мнению заявителя, п. 2.4 Методических указаний, введенный в действие приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439, в данном случае не подлежит применению, поскольку кадастровый учет земельного участка осуществлен ранее вступления в силу данного пункта. Заявитель считает, что нормами действующего законодательства не предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков. Заявитель полагает, что Управлением Росреестра не допущено незаконного бездействия, так как внесение сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляет кадастровая палата.

 

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления администрации г. Ижевска от 26.02.2008 N 114 между администрацией г. Ижевска (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Удмуртское" по племенной работе" (арендатор) заключен договор аренды от 07.04.2008 N 4537 земельного участка площадью 33 512 кв. м, с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. Ручейному. Срок действия договора установлен до 26.02.2013. Государственная регистрация договора произведена 17.04.2008.

В приложении N 2 к договору аренды удельный показатель кадастровой стоимости по состоянию на 2008 год определен в размере 1460 руб. 03 коп. / кв. м, годовой размер арендной платы составляет 146 785 руб. 58 коп.

Соглашением от 18.04.2008 все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 07.04.2008 N 4537 переданы открытым акционерным обществом "Удмуртское" по племенной работе" обществу "СоюзСтрой". Государственная регистрация соглашения произведена 04.06.2008. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 18.11.2009 N 1826/203/09-5401 названный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.02.2008, кадастровая стоимость участка - 48 928 525 руб. 36 коп., удельный показатель - 1460 руб. 03 коп. / кв. м.

Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка определен на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2002. В соответствии с названным постановлением удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов, в том числе, в квартале 18:26:020196, - 1460 руб. 03 коп. / кв. м.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007.

Согласно данному постановлению удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка с учетом вида разрешенного использования составил 12 183 руб. 06 коп. / кв. м.

Пунктом 4 названного постановления признано утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181.

Администрацией г. Ижевска обществу "СоюзСтрой" 20.05.2009 выставлен счет N 2-1138 на оплату арендной платы по договору аренды от 07.04.2008 N 4537 за использование вышеуказанного земельного участка, в котором размер арендной платы за 2009 год рассчитан исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равного 12 183 руб. 06 коп. / кв. м.

Общество "СоюзСтрой", ссылаясь на письмо Управления Росреестра от 08.12.2009 N 03-12/117, согласно которому кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана на дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (29.02.2008) в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 и не изменялась, 28.01.2010 обратилось к администрации г. Ижевска с просьбой произвести перерасчет арендных платежей за 2009 год с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равного 1460 руб. 03 коп. / кв. м.

По результатам рассмотрения заявления администрации г. Ижевска о государственном учете изменений сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80, решением кадастровой палаты от 29.03.2010 N 1800/10-9608 отказано в кадастровом учете этих изменений.

В обоснование отказа кадастровой палатой указано, что кадастровая стоимость спорного участка определена при его постановке на кадастровый учет (29.02.2008) на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, действовавшего на момент постановки участка на кадастровый учет. Поскольку учет изменений основных характеристик земельного участка не проводился, переоценки кадастровой стоимости земельного участка не требуется. Нормы, касающиеся переоценки кадастровой стоимости земельных участков, отраженные в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", не имеют обратной силы и не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные до вступления в силу данных изменений.

Администрация г. Ижевска, полагая, что решение кадастровой палаты от 29.03.2010 N 1800/10-9608 и бездействие Управления Росреестра по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости, неопределению кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республике от 24.11.2008 N 275, неосуществлению кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости спорного земельного участка, являются незаконными, нарушают ее права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра каких-либо прав и законных интересов заявителя не нарушало, в связи с чем не допустило незаконного бездействия, оспариваемое решение кадастровой палаты является законным, поскольку применение нормативного акта, которым утверждены результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка либо на основании которого определена кадастровая стоимость, является однократным и не противоречит действующему законодательству.

Изменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования частично, апелляционный суд исходил из следующего.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил кадастровой оценки).

В силу п. 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании ч. 3 ст. 16 названного Закона кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

В силу п. 1 ст. 17 Закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (п. 2 ст. 17 Закона "О государственном кадастре недвижимости").

 

КонсультантПлюс: примечание.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду "...при постановке на учет этого участка...".

 

Как установлено судами, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости при постановке *** этого участка 29.02.2008 на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике; удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике; средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике.

В приложении N 2 к названному постановлению, в том числе, указан удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале - 18:26:020196, равный 12 183 руб. 06 коп. / кв. м.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, учитывая принципы непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений и обеспечения стабильности регулирования гражданских отношений, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что с момента утверждения новых результатов кадастровой оценки постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 и прекращения действия постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная на основании постановления от 26.05.2003 N 181, должна быть изменена.

Установив, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 направлено Правительством Удмуртской Республики Управлению Росреестра 04.12.2008, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что после получения указанного нормативного акта Управление Росреестра обязано было определить кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании удельных показателей, утвержденных этим постановлением.

С учетом этого апелляционный суд обосновано признал, что Управлением Росреестра в данном случае допущено незаконное бездействие, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования в отношении указанного лица.

Принимая во внимание, что кадастровая палата в силу п. 4 ст. 15, п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" по заявлению правообладателя не могла внести соответствующие изменения в сведения о спорном земельном участке, поскольку эти изменения могли быть внесены лишь в порядке информационного взаимодействия, которое должно было организовать Управление Росреестра, апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным решения кадастровой палаты.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются на основании вышеизложенного.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А71-4592/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - без удовлетворения.

 

Председательствующий

КУПРЕЕНКОВ В.А.

 

Судьи

МЫНДРЯ Д.И.

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.