ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 марта 2010 г. по делу N А54-5392/2009
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу N А54-5392/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Полынкиной, Игнашиной Г.Д.
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 декабря 2009 года по делу N А54-5392/2009 (судья Котлова Л.И.), принятое по заявлению ООО "Пронское" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области
о признании частично недействительным решения от 26.06.2009 года N 12-43/16 дсп
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: Филимонова Е.С. - специалист (доверенность N 03-08/51 от 11.01.2010 г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пронское" (далее - заявитель, ООО "Пронское", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области, ответчик) о признании недействительным решения от 26.06.2009 N 12-43/16дсп в части доначисления налога на прибыль по основному виду деятельности:
- за 2007 год в сумме 325528 руб.;
за 2008 год в сумме 269 324 руб., по сроку уплаты 30.03.2009 (291493 руб. минус налог на прибыль на внереализационные доходы в сумме 22169 руб. = 92 374 руб. x 24%), а всего в сумме 594 852 рубля;
- п. 1 резолютивной части решения в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 118 970 руб., (с учетом неоспаривания заявителем решения в части доначисления налога на прибыль на внереализационные доходы в сумме 22169 руб., и взыскания в данной части штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации в сумме 4433 руб.);
- в части начисления пени по налогу на прибыль в сумме 67917 руб.
Решением суда от 14.12.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган подал апелляционную жалобу.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, прислал ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке ст. 156, 266 АПК РФ в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Пронское" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления): по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 25.08.2006 по 31.12.2008, полноты и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 25.08.2006 по 11.03.2009, полноты и своевременности предоставления сведений о доходах физических лиц за 2006 - 2008.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 12-43/17 дсп от 02.06.2009.
ООО "Пронское", не согласившись с актом проверки, 15.06.2009 представило в налоговый орган свои возражения.
6.06.2009 начальником Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области в присутствии представителя Общества принято решение N 12-43/16 дсп о привлечении ООО "Пронское" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в общей сумме 153390 руб.; Обществу начислены пени в общей сумме 103890 руб., в том числе: по налогу на прибыль в сумме 67917 руб., по НДС в сумме 2211 руб., по НДФЛ в общей сумме 33762 руб.; Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 617021 руб., НДС в сумме 101099 руб., НДФЛ в сумме 138085 руб.
15.09.2009 налоговым органом в адрес ООО "Пронское" выставлено требование N 11639 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
08.07.2009 ООО "Пронское" обратилось в УФНС России по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области N 12-43/16 дсп от 26.06.2009 - общество считает неправомерным доначисление налога на прибыль за 2007 в размере 325528 руб., за 2008 в Пронское" представителя Общества, в. размере 269324 руб., всего 594852 руб.
Решением Управления ФНС по Рязанской области от 03.09.2009 N 12-16/10536 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области N 12-43/16 дсп от 26.06.2009 в части доначисления налога на прибыль за 2007 - 2008 в общей сумме 594852 руб., начисления пени по налогу на прибыль в сумме 67917 руб. и привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 118970 руб., ООО "Пронское" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организации является прибыль, полученная налогоплательщиком.
Согласно положениям ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;
Содержание понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" указанная статья не раскрывает. Из ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", ст. 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" следует, что отнесение товаропроизводителей к сельскохозяйственным связано с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В рассматриваемом случае 25.09.2007 между ООО "Пронское" (хранитель) и СМУП МТС "Проня" (поклажедатель) был заключен договор хранения с содержанием. Согласно данному договору хранитель обязуется хранить и содержать имущество, переданное ему поклажедателем и возвратить это имущество в сохранности по истечении определенного настоящим договором срока, а поклажедатель обязуется уплатить за хранение обусловленное договором вознаграждение (п. 1 договора). Вознаграждение за хранение уплачивается хранителю по окончании хранения.
При прекращении хранения до истечения обусловленного договором срока, хранитель имеет право на соразмерную часть вознаграждения. Стороны пришли к соглашению, что размер вознаграждения хранителя за услуги по хранению и содержанию имущества определяется размером приведенных хранителем необходимых расходов по хранению и содержанию имущества, уменьшенным на величину доходов, полученных хранителем в результате содержания имущества (п. 6 договора). Согласно приложению к договору от 25.07.2007 ООО "Пронское" приняло на хранение, в том числе крупный рогатый скот в количестве 394 голов и молодняк в количестве 79 голов.
Из представленных ООО "Пронское" в материалы дела документов следует, что при исполнении договора от 25.09.2007 между ООО "Пронское" и СМУП МТС "Проня" ежемесячно составлялись и подписывались акты состояния взаиморасчетов между сторонами. Данные акты составлялись на основании подписанных сторонами помесячных актов о полученных ООО "Пронское" доходах от содержания скота и понесенных расходах на его содержание. Из указанных актов усматривается, что при исполнении договора от 25.09.2007, ООО "Пронское" какой-либо прибыли не получило, т.к. СМУП МТС "Проня" возместило ООО "Пронское" понесенные им убытки от содержания животных (КРС и молодняк КРС, рабочий скот), а ООО "Пронское" получило возмещение произведенных затрат. Итоговое сальдо в соответствии с актом зачета взаимных однородных требований от 28 мая 2008 составило значение равное "0".
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 22.11.2007 (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2011 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) в разделе A код 01 выделены "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях", предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг (код 01.42). Эта группировка включает предоставление услуг за вознаграждение или на договорной основе, таких как: искусственное осеменение животных; обследование состояния стада, перегонка скота, выпас скота, выхолащивание сельскохозяйственной птицы, чистка курятников и т.п.; стимулирование разведения, прироста и продуктивности животных; содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) с 01.01.2003, в период с 01.01.2008 по 01.01.2011 также применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) основным видом экономической деятельности ООО "Пронское" является - "растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)", значение ОКВЭД 01.30, что отражено в выписке из ЕГРЮЛ по ООО "Пронское". Данный показатель ОКВЭД по ООО "Пронское" зарегистрирован Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что услуги ООО "Пронское" по договору хранения с содержанием от 25.09.2007 относятся к разделу "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях" (код 01) и являются услугами в области животноводства - "содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними" (код 01.42 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
С учетом изложенного в соответствии со ст. 2.1 Федерального от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Пронское" ставки налога на прибыль, равной "0", судом отклонен обоснованно.
Материалами дела подтверждено, и налоговым органом не опровергнуто, что удельный вес доходов ООО "Пронское", связанных с реализацией и хранением сельскохозяйственной продукции, в общей выручке составляет: в 2007 - 97,3%, в 2008 - 82,47%.
В подтверждение данных показателей ООО "Пронское" в материалы дела представлены формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса - Ф N 1, Ф N 2, Ф N 6, Ф N 13, Ф N 15 за 2007 и 2008 годы.
Данный факт налоговым органом не оспаривается, следовательно, ООО "Пронское" в 2007 - 2008 являлось сельскохозяйственным предприятием и обоснованно использовало в 2007-2008 льготу по налогу на прибыль.
Довод апелляционной жалобы о том, что буквальное прочтение ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Закона Рязанской области от 02.03.2005 N 20-ОЗ "О толковании п. 3 ст. 2 Закона Рязанской области "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области", ст. 2.1 Закона от 06.08.2001 г. N 110-ФЗ "О внесений изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ" не позволяет отнести услуги по ответственному хранению и содержанию животных к сельскохозяйственной деятельности, отклоняется.
Как указано выше, законодательно для целей обложения налогом на прибыль конкретных критериев отнесения организаций к с/х товаропроизводителям не определено, поэтому суд первой инстанции, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, обоснованно удовлетворил заявленные ООО "Пронское" требования.
Следует также отметить, что подгруппа 0142 раздела А ОК 004-93 не содержит исчерпывающий перечень услуг в области животноводства, поскольку в ней имеется указание, помимо перечисленных услуг, на "прочие услуги", к каковым относятся в том числе чистка животноводческих помещений, уборка навоза.
Также услуги оказывались истцом и при хранении и содержании животных по договору 25.09.2007 г.
Кроме того, в ОК 004-93 четко определены исключения из подгруппы 0142, и этот перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а именно: предоставление скотооткормочных услуг классифицировано в подгруппе 0121 ("Разведение домашних животных"). Услуги по сбыту продукции животноводства классифицированы в подразделе 51 ("Оптовая и комиссионная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами"). Услуги сельскохозяйственных экономистов классифицированы в подгруппе 7414 ("Консультации по вопросам управления коммерческой деятельностью"). Ветеринарные услуги классифицированы в группе 852 ("Ветеринарная деятельность").
Рассматриваемые в рамках настоящего дела услуги в этих исключениях отсутствуют.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции правильно отметил, что исключение налоговым органом из общего дохода за 2007 - 2008 суммы 2478549,58 руб. (2007 - 1356365,58 руб., 2008 - 1122184 руб.) (содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними) произведено незаконно. Оснований для доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа у налогового органа не имелось.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 декабря 2009 года по делу N А54-5392/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Г.Д.ИГНАШИНА