ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июня 2009 г. N А33-2078/2008-03АП-2012/2009

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2009 г. N А33-2078/2008-03АП-2012/2009

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителей:

заявителя - Старцевой А.А. по доверенности от 17.03.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 30 марта 2009 года по делу N А33-2078/2008, принятое судьей Шишкиной И.В.,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Монако" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю о признании недействительным распоряжения от 9 ноября 2007 года N 10-1998 об отмене распоряжений N 10-1303, 05-1651.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд произвел замену Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2009 года по делу N А33-2078/2008 заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе теруправление указало, что суд первой инстанции не установил, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушены оспариваемым актом и каким образом теруправление должно устранить указанные нарушения; общество владеет и пользуется земельным участком на основании договора аренды от 18.09.2007 N 50-53, вынесением оспариваемого постановления права общества не нарушены.

Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю, Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления N 33446, 33448, 33447).

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью "Монако" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022402479780.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю N 10-1303р от 10.07.2007 (в редакции распоряжения N 10-1553р от 27.08.2007) обществу предварительно согласовано место размещения плодоовощной базы с железнодорожным тупиком на земельном участке из земель населенных пунктов общей площадью 109 620,00 кв.м., в т.ч. с охранными землями инженерных коммуникаций сети связи площадью 2116,0 кв.м., расположенном по адресу г. Красноярск, Советский район, с кадастровым номером 24:50:0300299:0082. Данным распоряжением утвержден акт о выборе земельного участка.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю N 05-1651р от 06.09.2008 обществу предоставлен в аренду земельный участок федеральной собственности площадью 109 620,00 кв.м. из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300299:0082, расположенный по адресу г. Красноярск, Советский район, сроком на 3 года, для проектирования и строительства плодоовощной базы с железнодорожным тупиком.

Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю и обществом заключен договор аренды земельного участка федеральной собственности N 50-03 от 18.09.2007, по условиям которого обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:0082 площадью 109 620,00 кв.м. по адресу г. Красноярск, Советский район, для проектирования и строительства плодоовощной базы с железнодорожным тупиком сроком на 3 года с 18.09.2007 по 18.09.2010 (пункты 1.1, 2.1 договора). Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 28.09.2007.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю принято распоряжение от 09.11.2007 N 10-1998р об отмене распоряжений 10.07.2007 N 10-1303р "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка" и от 06.09.2007 N 05-1651р "О предоставлении в аренду земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Монако".

Общество с распоряжением от 09.11.2007 N 10-1998р не согласно, считает его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения недействительным.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, оспариваемым распоряжением от 09.11.2007 N 10-1998р теруправление отменило распоряжения от 10.07.2007 N 10-1303р "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка" и 06.09.2007 N 05-1651р "О предоставлении в аренду земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Монако". В качестве правового основания для отмены распоряжений указано на нарушение действующего законодательства.

На основании отмененных распоряжений от 10.07.2007 N 10-1303р и 06.09.2007 N 05-1651р теруправление предоставило обществу в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:0082, площадью 109 620,00 кв.м. по адресу г. Красноярск, Советский район, для проектирования и строительства плодоовощной базы с железнодорожным тупиком. Указанные распоряжения явились основанием для заключения договора аренды от 18.09.2007 N 50-03.

Удовлетворяя требование общества о признании недействительным распоряжения от 09.11.2007 N 10-1998р, суд первой инстанции исходил из того, что отмененные распоряжения вынесены уполномоченным органом, обстоятельства незаконности распоряжений не установлены; оспариваемое распоряжение нарушает права общества, поскольку направлено на досрочное прекращение в одностороннем порядке права пользования предоставленным обществу в аренду земельным участком.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы правомерными и обоснованными в силу следующего.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.03.2009 N 01/027/2009-846 земельный участок площадью 109 620,00 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0300299:0082, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - занимаемый полосой отвода железной дороги, расположенный по адресу г. Красноярск, Советский район, является собственностью Российской Федерации.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Красноярского края, в том числе, полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в том числе, в аренду.

Таким образом, теруправление является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду.

В соответствии со статей 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.

Пунктом 5 статьи 30 названного Кодекса предусмотрен порядок такого предоставления, в соответствии с которым производится выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 названного Кодекса решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием, в том числе заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Распоряжения теруправления от 10.07.2007 N 10-1303р и 06.09.2007 N 05-1651р по своему характеру являются поэтапными решениями о предварительном согласовании обществу места размещения объекта и предоставлении земельного участка для строительства, необходимыми в силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации для заключения договора аренды. Указанные распоряжения являются правовым основанием для заключения договора аренды земельного участка федеральной собственности N 50-03 от 18.09.2007.

Оценив данные распоряжения на предмет соответствия требованиям действующего законодательства в части предоставления в аренду земельного участка с разрешенным использованием - занимаемый полосой отвода железной дороги, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Пунктами 2, 3 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 N 611, предусмотрено, что в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает подготовку соответствующего проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода. Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Режим использования земельных участков в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определен пунктом 4 Правил, в соответствии с которым в границах полосы отвода заинтересованная организация обязана, в том числе, не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что при соблюдении определенных условий использование земельных участков в полосе отвода железных дорог, в том числе для строительства объектов, законодательством не запрещено.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений действующего законодательства при принятии распоряжений от 10.07.2007 N 10-1303р и 06.09.2007 N 05-1651р, также как не усматривает наличие правовых оснований для отмены данных распоряжений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не установил, какие конкретно права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушены оспариваемым актом; общество владеет и пользуется земельным участком на основании договора аренды от 18.09.2007 N 50-53, вынесением оспариваемого постановления права общества не нарушены, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.

Как указывалось выше, распоряжения от 10.07.2007 N 10-1303р и 06.09.2007 N 05-1651р в силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации являются необходимыми решениями уполномоченного органа для предоставления земельного участка на праве аренды. Указанные распоряжения являются правовым основанием для заключения договора аренды земельного участка федеральной собственности N 50-03 от 18.09.2007.

Отмена теруправлением принятых в соответствии с требованиями действующего законодательства распоряжений противоречит статьям 22, 46 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 450, пункту 1 статьи 452, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вынесение оспариваемого постановления от 09.11.2007 N 10-1998р направлено на прекращение права аренды земельного участка, предоставленного обществу на основании договора аренды земельного участка федеральной собственности N 50-03 от 18.09.2007.

Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что теруправление обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу о применении последствий ничтожной сделки - договора аренды земельного участка N 50-03 от 18.09.2007 и о возвращении земельного участка. По результатам рассмотрения дела N А33-1000/2008 суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о необоснованности заявленных теруправлением требований, а также о соответствии действующему законодательству распоряжений от 10.07.2007 N 10-1303р и 06.09.2007 N 05-1651р.

При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2009 года по делу N А33-2078/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

 

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

 

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА