РЕШЕНИЕ от 18 июня 2009 года
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ИЖЕВСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2009 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шалагиной Л.А.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б., Л., Д., В., Г., Р., М. об оспаривании решения органа местного самоуправления, по заявлению Б., Л., Д., об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
первоначально Б., Л., Д., В., Г., Р., М. (далее по тексту - заявители) обратились в Октябрьский районный суд г. Ижевска заявлением о признании незаконным постановления Администрации г. Ижевска от 23 января 2007 года N 21/17 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "И" в аренду земельного участка для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными конторскими помещениями на 1 этаже по ул. П. в Устиновском районе" (далее по тексту - оспариваемое постановление).
Требования заявления мотивированы тем, что земельный участок, изымаемый для строительства жилого дома, является дворовой территорией жилых домов N 18, 20, 24, 26, 28 по ул. П. в г. Ижевске. Строительство жилого дома увеличивает плотность населения, нагрузку на существующие инженерные сети, зоны озеленения, транспортные проезды, проходы, другие коммуникации, нарушает права жителей на благоприятную окружающую среду, на занятия физкультурой и спортом, подвижными играми на воздухе, что препятствует укреплению здоровья.
Изъятие центральной части участка дворовой территории, дробление двора на мелкие участки, находящиеся за пределами видимости из окон домов, ухудшит условия воспитания детей родителями, так как затруднит контроль за времяпровождением детей, исключит своевременное участие в конфликтах детей, контроль и влияние родителей на нестандартные ситуации.
При этом заявители просили приостановить строительные работы на спорном земельном участке и признать недействительным оспариваемое постановление.
Кроме того, в суд поступило заявление Б., Л., Д. об оспаривании акта выбора земельного участка (предварительного согласования места размещения) для проектирования жилого дома внутри квартала по ул. П. (между домами 20 и 26), утвержденного Первым заместителем главы Администрации - вице-мэром г. Ижевска 4 апреля 2004 года.
Требования заявителей мотивированы тем, что до момента строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для строительства, с 1980 года была детская площадка, граждане, в том числе и заявители, пользовались данной площадкой, отдыхали, гуляли, пользовались скамейками и качелями.
Поскольку детская площадка является территорией общего пользования, то нарушены права пользования заявителей земельным участком, расположенным внутри квартала, предусмотренные статьей 262 ГК РФ, согласно которой граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Данное право нарушено при осуществлении строительства в связи с последовательным принятием ненормативных актов органов местного самоуправления, в том числе акта выбора земельного участка (предварительного согласования места размещения) от 4 апреля 2004 года.
Указанный ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям статьи 35 ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 12 ФЗ "О санитарном благополучии населения", поскольку на стадии выбора земельного участка не было получено санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение экологической экспертизы.
Кроме того, органом местного самоуправления на стадии выбора земельного участка не была выполнена обязанность по информированию населения.
В соответствии с частью 4 статьи 151 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) вышеуказанные гражданские дела объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены ООО "И", Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, Ю., М., З.
В судебном заседании:
Заявители Л., В., Г., Р. требования заявлений поддержали, ссылаясь изложенные в них на доводы.
Представитель заявителей Б., Л., Д., В., Г., М. - Ф., действующая на основании доверенностей (том 1, л.д. 117 - 118), поддержала требования заявителей, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Отметила, что пункте 1 оспариваемого постановления имеется ссылка на проект территориального землеустройства N 1107/06, утвержденный начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска 14 ноября 2006 года. Указанный проект не соответствует требованиям, предъявляемым к землеустройству и проектам межевания, поскольку заявители как собственники жилых помещений в домах 20, 24, 26, 28 по ул. П. в г. Ижевске имеют право пользования земельными участками, на которых расположены их дома, в связи с чем они должны быть уведомлены о производстве землеустроительных работ не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ.
В силу части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. При этом размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В нарушение части 5 статьи 30 ЗК РФ Администрация г. Ижевска возложила на ООО "И" обязанность предоставить документы в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по УР в месячный срок со дня принятия оспариваемого постановления, тогда как данные работы должны быть произведены до принятия решения о предоставлении земельного участка.
Дополнительно пояснила, что население не было информировано органом местного самоуправления о предстоящем выборе земельного участка, не была проведена экологическая экспертиза.
Данные ненормативные акты нарушают права заявителей, во-первых, на пользование детской площадкой, во-вторых, заявители подали заявления на приобретение земельных участков в собственность, реализовать свое право на приобретение земельных участков в собственность не могут.
О наличии акта выбора земельного участка заявители узнали со слов ответчиков в Устиновском районном суде г. Ижевска, а получили его осенью после подачи заявления об оспаривании постановления Администрации г. Ижевска.
На вопросы представителя Администрация г. Ижевска ответила, что право собственности собственников жилых помещений в многоквартирных домах N 18, 20, 24, 26, 28 по ул. П. на земельные участки под их домами зарегистрировано не было, что согласование границ спорного земельного участка должно было производиться не только со смежными землепользователями, но и с правообладателями земельных участков, а именно с заявителями, которые являются правообладателями земельных участков под многоквартирными жилыми домами, что 31 марта 2009 года они обратились в Администрацию г. Ижевска с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность.
Заявители Б., Д., М., будучи надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились по неизвестной суду причине.
Д., Б. представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (том 2, л.д. 9 - 10).
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель Администрации г. Ижевска и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска - Б., действующая на основании доверенностей (том 1, л.д. 163 - 164), в суде заявления не признала, просила оставить их без удовлетворения, полагая, что оспариваемый акт и постановление изданы в соответствии с требованиями действующего законодательства и компетенцией органов местного самоуправления, не нарушают права и законные интересы заявителей, так как земельные участки, на которых расположены жилые дома заявителей, не сформированы, право общей долевой собственности на земельные участки у владельцев жилых помещений в жилых домах еще не возникло.
Дополнительно отметила, что акт выбора земельного участка не может нарушать права граждан находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как исходя из смысла статей 30, 31, 32 ЗК РФ следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является лишь одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, таким образом на этапе акта выбора земельного участка он еще не предоставлен, соответственно не мог быть огорожен, в связи с чем не имеет места нарушение прав граждан в соответствии со статьей 262 ГК РФ.
Подтверждением того, что санитарные правила при выборе земельного участка под строительство были соблюдены, является согласование акта выбора земельного участка заместителем Главного государственного санитарного врача города по санитарно-гигиеническим вопросам Д., который является членом комиссии.
Материалы градостроительного обоснования предоставления земельного участка были согласованы Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по УР письмом от 29 декабря 2004 года N 2-9/620-4, которое в силу постановления Правительства УР от 16 мая 2005 года N 82 является органом, который проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня.
Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства производится органом местного самоуправления до принятия решения о предоставлении земельного участка, но не на стадии его выбора.
Оспариваемое постановление принято в пределах срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объектов, земельные участки под домами заявителя сформированы в соответствии с Методическими указаниями, доказательств того, что в связи с предоставлением земельного участка ООО "И" придомовая территория жилых домов, в которых живут заявители, уменьшилась, в суд не представлено.
Представитель Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска Л., действующая на основании доверенности (том 1, л.д. 153), в письменном отзыве полагала заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемые ненормативные акты изданы Администрацией г. Ижевска в пределах ее компетенции, соответствуют нормам законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Отметила, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Ижевск, в 20 метрах на восток от жилого дома по ул. П., 26, в Устиновском районе, площадью 4 200 кв. м, сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет за кадастровым N , постановлением Администрации г. Ижевска от 23 января 2007 года указанный земельный участок передан в аренду ООО "И" для строительства жилого дома, между Администрацией г. Ижевска и ООО "И" заключен договор аренды от 16 февраля 2007 года, который в установленном порядке зарегистрирован в УФРС по УР, договор аренды является действующим, никем не оспорен и не признан недействительным.
Спорный земельный участок является самостоятельным объектом земельных правоотношений и не входит в состав придомовой территории какого-либо жилого дома. Земельные участки под домами N 18, 20, 24, 26, 28 по ул. П. в настоящий момент сформированы и являются смежными по отношению к спорному земельному участку.
Расчет площадей земельных участков под данными жилыми домами произведен в соответствии с Методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утв. приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 года N 59, при нормативном расчете площади земельных участков применен удельный показатель земельной доли для уплотненной застройки, поскольку указанные жилые дома уже расположены в зоне высокой плотности населения, независимо от того будет ли осуществлено новое строительство на смежном земельном участке.
Площадь сформированных земельных участков составляет:
- под многоквартирным домом N 18 по ул. П. - 7 118 кв. м,
- под многоквартирным домом N 20 по ул. П. - 4 056 кв. м,
- под многоквартирным домом N 24 по ул. П. - 5 070 кв. м,
- под многоквартирным домом N 26 по ул. П. - 3 178 кв. м,
- под многоквартирным домом N 28 по ул. П. - 5 263 кв. м.
Документами, подтверждающими проведение межевания земельных участков указанной площадью, являются постановления Администрации г. Ижевска от 1 декабря 2008 года NN 965/7, 965/4, 965/5, 965/11, 965/6 (том 1, л.д. 155 - 161).
В судебное заседание, назначенное на 21 мая 2009 года, представитель Управления, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, не явился.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя Управления.
Представители заинтересованного лица ООО "И" - Ш. и С., действующие на основании доверенностей (том, л.д. 135 - 136), с требованиями заявлений не согласились, просили оставить их без удовлетворения, полагали, что оспариваемые ненормативные акты изданы Администрацией г. Ижевска в пределах ее компетенции, соответствуют нормам Градостроительного кодекса РФ и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Дополнительно пояснили суду, что заявителями не представлено доказательств того, что в связи с предоставлением ООО "И" спорного земельного участка уменьшилась придомовая территория жилых домов заявителей, площадь земельного участка выделенного под строительство и предоставленного ООО "И" в аренду составляет 4200 кв. м, а площадь застройки - только 1044 кв. м, пунктом 9.2 генплана строящегося жилого дома предусмотрена организация дворового пространства с размещением зон отдыха, детских площадок с игровыми элементами, спортивных площадок и спортгазона.
Кроме того, генплан строящегося дома выполнен с учетом функционального зонирования проектируемой территории с разработкой схем транспортно-пешеходного движения с устройством подходов и подъездов с твердым покрытием, с расчетом необходимой вместимости стоянок для парковки автомобилей, озеленения и природоохранных мероприятий, площадь озеленения в отведенных границах составит 1 448 кв. м.
При разработке рабочего проекта проведены расчеты инсоляции жилых помещений проектируемого и существующих жилых домов, а также прилегающей территории, было установлено, что коэффициент естественной освещенности соответствует норме.
Рабочий проект соответствует санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности, а также результатам инженерно-геологических изысканий, таким образом, строительство жилого дома не нарушает экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей домов N 18, 20, 24, 26, 28 по ул. П. г. Ижевска.
8 февраля 2007 года начальником территориального (межрайонного) отдела N 1 г. Ижевска Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике Я. утверждено землеустроительное дело по территориальному землеустройству земельного участка, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, Устиновский район, в 20 метрах на восток от жилого дома по улице П., д. 26.
Целью проведения вышеуказанного землеустройства являлось выделение земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными конторскими помещениями на 1 этаже из ранее учтенного земельного участка внутри квартала по ул. П. между домами N 20 и N 26 с кадастровым номером , находящегося в государственной собственности.
В результате проведенного комплекса работ сформирован земельный участок площадью 4 200 кв. м с адресом: г. Ижевск, земельный участок расположен в 20 м на восток от жилого дома по ул. П., 26, в Устиновском районе, при этом на момент проведения землеустроительных работ сведения о ранее сформированных земельных участках и обременениях на данной территории отсутствовали.
После утверждения землеустроительного дела 16 февраля 2007 года между Администрацией г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска и ООО "И" заключен договор аренды указанного выше земельного участка N 4185, который зарегистрирован в УФРС по УР 5 марта 2007 года (номер регистрации 018-11-01/021/2007-409).
Заинтересованные лица - Ю., М., З., будучи надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились по неизвестной суду причине.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
29 декабря 2004 года Главным управлением природных ресурсов о охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов УР согласованы материалы градостроительного обоснования предоставления земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома по ул. П. (том 2, л.д. 18).
11 марта 2005 года состоялось заседание городской комиссии по выбору земельных участков, на котором рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка под проектирование жилого дома внутри квартала по ул. П. (между домами N 20 и 26), принято решение согласовать с условием строительства детского городка (том 1, л.д. 95).
4 апреля 2005 года Первым заместителем главы Администрации - вице-мэром г. Ижевска был утвержден акт выбора земельного участка (предварительного согласования места размещения) для проектирования жилого дома внутри квартала по ул. П. (между домами N 20 и N 26) (том 1, л.д. 113).
19 мая 2006 года Администрацией г. Ижевска принято постановление N 203 "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. П. в Устиновском районе", организация и проведение публичных слушаний с участием граждан, проживающих в домах N 18, 20, 24, 26, 28, 30 по ул. П., правообладателей объектов недвижимости и земельных участков, расположенных на указанной территории, поручены Главе Администрации Устиновского района г. Ижевска (том 1, л.д. 96).
1 июня 2006 года в газете "Известия Удмуртской Республики" опубликовано объявление о проведении публичных слушаний (том 1, л.д. 99).
23 июня 2006 года в 17.00 часов в актовом зале школы (ул. К., 17) проведены публичные слушания по вопросу строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. П. в Устиновском районе (том 1, л.д. 98).
10 июля 2006 года постановлением Администрации г. Ижевска N 291 утверждено заключение по результатам публичных слушаний, согласно которому публичные слушания проведены в соответствии с действующим законодательством и Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Город Ижевск", жители домов 18, 20, 24, 26, 28, 30 по ул. П. высказались против строительства, назначение нового объекта строительства соответствует функциональному назначению к территории "многоэтажная жилая застройка" (том 1, л.д. 99).
20 декабря 2006 года ФГУП "ЦГСН" утверждено экспертное заключение N 4270 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно которому рабочий проект "Многоэтажный многоквартирный жилой дом..." соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (том 1, л.д. 76 - 77).
25 декабря 2006 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение N 18.УЦ.02.000.Т.01621.12.06., согласно которому рабочий проект "Многоэтажный многоквартирный жилой дом..." соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (том 1, л.д. 78).
27 декабря 2006 года Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР выдано заключение государственной экологической экспертизы, согласно которому воздействие на окружающую среду, предусмотренное в рабочем проекте "Многоэтажный многоквартирный жилой дом...", признано допустимым (том 1, л.д. 79 - 82).
23 января 2007 года Администрацией г. Ижевска издано постановление "О предоставлении ООО "И" в аренду земельного участка для строительства многоэтажного многоквартирного дома со встроенными конторскими помещениями на 1 этаже по ул. П. в Устиновском районе г. Ижевска" (том 1, л.д. 202).
ООО "И" в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок площадью 4200 кв. м для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома во встроенными конторскими помещениями на 1 этаже, в 20 метрах на восток от жилого дома по ул. П., 26, в Устиновском районе, из земель поселения, сформированный в установленном порядке согласно проекту территориального землеустройства N 1107/06 при условии выполнения пунктов 2, 3 постановления (пункт 1 постановления).
31 января 2007 года и.о. начальника Управления государственной экспертизы проектов при Минстрое Удмуртской Республики утверждено заключение по рабочему проекту "Многоэтажный многоквартирный жилой дом...", согласно которому рабочий проект отвечает предъявляемым требованиям и с учетом положительных заключений органов специализированной экспертизы и рекомендаций п. 10 заключения рекомендован к утверждению (том 1, л.д. 70 - 75).
16 февраля 2007 года земельный участок площадью 4200 кв. м предоставлен Администрацией г. Ижевска в аренду ООО "И" сроком до 23 января 2010 года на основании договора аренды N 4185, зарегистрированному в УФРС по УР 5 марта 2007 года (том 1, л.д. 63 - 68).
9 марта 2007 года Администрацией г. Ижевска в лице Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска ООО "И" выдано разрешение на строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома во встроенными конторскими помещениями на 1 этаже, расположенного АО адресу: г. Ижевск, ул. П., срок действия разрешения продлен до 1 августа 2009 года (том 1, л.д. 69).
17 октября 2008 года Управлением Ростехнадзора по УР рассмотрено заключение экспертизы промышленной безопасности на объект экспертизы рабочий проект "Многоэтажный многоквартирный жилой дом...", по результатам его рассмотрения принято решение о соответствии заключения экспертизы промышленной безопасности предъявляемым требованиям и о его утверждении (том 1, л.д. 84).
28 марта 2009 года общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома N 20 по ул. П. г. Ижевска принято решение о необходимости обращения в органы местного самоуправления для оформления права общей долевой собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположены жилые дома N 18, 20, 24, 26, 28, при этом уполномоченным лицом избрана В. (том 1, л.д. 184).
28 марта 2009 года общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома N 26 по ул. П. г. Ижевска принято решение о необходимости обращения в органы местного самоуправления для оформления права общей долевой собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположены жилые дома N 18, 20, 24, 26, 28, при этом уполномоченным лицом избрана М. (том 1, л.д. 186).
28 марта 2009 года общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома N 28 по ул. П. г. Ижевска принято решение о необходимости обращения в органы местного самоуправления для оформления права общей долевой собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположены жилые дома N 18, 20, 24, 26, 28, при этом уполномоченным лицом избрана З. (том 1, л.д. 188).
31 марта 2009 года в Администрацию г. Ижевска поступили заявления от уполномоченных лиц с просьбой оформить земельные участки, предоставленные ОКСу горисполкома для строительства жилых домов, в общую долевую собственность собственников многоквартирных жилых домов N 20, 26, 28 по ул. П. г. Ижевска (том 1, л.д. 183, 185, 187).
Заявление Б., Л., Д., В., Г., Р., М. об оспаривании решения органа местного самоуправления поступило в суд 12 августа 2008 года (том 1, л.д. 3).
Заявление Б., Л., Д. об оспаривании решения органа местного самоуправления поступило в суд 16 декабря 2008 года (том 1, л.д. 111).
По сообщению ФГУ "Земельная кадастровая палата" по УР от 24 апреля 2009 года N 01-19/748 в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с адресными ориентирами: Ижевск, ул. П., д. 20, 24, 26, 28, отсутствуют, земельный участок с адресным ориентиром: Ижевск, ул. П., д. 18, поставлен на кадастровый учет 28 декабря 2005 года (том 2, л.д. 2).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 25 ноября 2008 года за N 261/08-7605 следует, что земельный участок с адресным ориентиром: Ижевск, ул. П., д. 18, сформирован и поставлен на кадастровый учет площадью 1044 кв. м с разрешенным использованием (назначением) - размещение продовольственного магазина (том 2, л.д. 3).
Из плана границ земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала, граница которого проходит по проезду от ул. К. до ул. П., ул. П., ул. К. Устиновского района г. Ижевска УР, следует, что испрашиваемый земельный участок является самостоятельным объектом земельных правоотношений и не накладывается на земельные участки, состоящие на кадастровом учете (том 2, л.д. 56).
Эти обстоятельства следуют из содержания искового заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Заявление Б., Л., Д., В., Г., Р., М. об оспаривании постановления Администрации г. Ижевска N 21/17 от 23 января 2007 года, заявление Б., Л., Д. об оспаривании акта выбора земельного участка от 4 апреля 2005 года не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, а не пункт 8.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего гражданского дела данные условия не нашли своего подтверждения.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В порядке статей 12, 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод заявителей или создания препятствий к их осуществлению оспариваемыми ненормативными актами органа местного самоуправления судом возложена на заявителей. Возражения по заявлению, в том числе законность оспариваемых решений, правомочность их принятия, законность процедуры принятия решений должен был доказать орган, чьи решения оспариваются.
При рассмотрении данного гражданского дела доказательств нарушения прав и свобод заявителей или создания препятствий к их осуществлению оспариваемыми ненормативными актами органа местного самоуправления заявителями в суд не представлено.
Обосновывая факт нарушения прав и свобод или создания препятствий к их осуществлению, заявители ссылаются на то, что нарушаются их права на пользование детской площадкой, а также право на приобретение земельных участков, на которых расположены их многоквартирные жилые дома, в их собственность.
Указанные доводы суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, а не часть 2.
Согласно части 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Таким образом, в пункте 2 статьи 8 ГК РФ законодатель предусмотрел возможность установления федеральным законом иного момента возникновения права на имущество, подлежащее государственной регистрации, которое не связано с моментом государственной регистрации права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 1 марта 2005 года) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В остальных случаях, когда формирование земельного участка имело место после 1 марта 2005 года, в силу пункта 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме на земельный участок под многоквартирным домом и иными входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 8 ГК РФ законодатель в пункте 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ предусмотрел иной момент возникновения права собственности на земельный участок для лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, который после 1 марта 2004 года связан с моментом формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, а не с моментом государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее по тексту - Закон N 28-ФЗ), действовавшего по 16 мая 2008 года, государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию земельных участков в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки, при этом государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В силу статьи 14 Закона N 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым в настоящее время регулируются отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (в том числе и кадастрового учета земельных участков) - государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что на момент вынесения оспариваемого акта выбора земельного участка - 4 апреля 2005 года, на момент вынесения оспариваемого постановления - 23 января 2007 года, а также на момент вынесения судом решения, в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с адресными ориентирами: Ижевск, ул. П., д. 20, 24, 26, 28, отсутствовали, а земельный участок с адресным ориентиром: Ижевск, ул. П., д. 18, был сформирован и поставлен на кадастровый учет 28 декабря 2005 года площадью 1044 кв. м с разрешенным использованием (назначением) - размещение продовольственного магазина (том 2, л.д. 2 - 3).
Из плана границ земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала, граница которого проходит по проезду от ул. К. до ул. П., ул. П., ул. К. Устиновского района г. Ижевска УР, следует, что испрашиваемый ООО "И" земельный участок является самостоятельным объектом земельных правоотношений и не накладывается на земельные участки, состоящие на кадастровом учете (том 2, л.д. 56).
Кроме того, судом установлено, что Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска земельные участки под домами N 18, 20, 24, 26, 28 по ул. П. в настоящий момент сформированы (но не прошли государственный кадастровый учет) и являются смежными по отношению к спорному земельному участку.
Расчет площадей земельных участков под данными жилыми домами произведен в соответствии с Методическими указаниями по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утв. приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 года N 59, при нормативном расчете площади земельных участков применен удельный показатель земельной доли для уплотненной застройки, поскольку указанные жилые дома уже расположены в зоне высокой плотности населения.
Площадь сформированных земельных участков составляет:
- под многоквартирным домом N 18 по ул. П. - 7 118 кв. м,
- под многоквартирным домом N 20 по ул. П. - 4 056 кв. м,
- под многоквартирным домом N 24 по ул. П. - 5 070 кв. м,
- под многоквартирным домом N 26 по ул. П. - 3 178 кв. м,
- под многоквартирным домом N 28 по ул. П. - 5 263 кв. м (том 1, л.д. 155 - 161).
Довод заявителей о том, что Администрация г. Ижевска обязана предоставить им в собственность земельные участки в том размере, в котором они первоначально выделялись ОКСу Горисполкома для строительства многоквартирных жилых домов, суд полагает несостоятельным, поскольку нормативы предоставления земельных участков для строительства жилых домов и для их обслуживания не идентичны.
Порядок определения размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в собственность или аренду домовладельцам или товариществам собственников жилья, определен Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1223) (далее по тексту - Положение N 1223).
В силу пункта 2 указанного Положения N 1223 не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, границы землеотводов, действующих до принятия настоящего Положения, а также земельных участков, находящихся в собственности, бессрочном (постоянном) пользовании или арендуемых домовладельцами или их организациями (жилищные, жилищно-строительные кооперативы, товарищества и т.п.).
Размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки городов и других поселений, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Границы земельных участков в кондоминиумах устанавливаются по красным линиям, границам смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно-транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное.
Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.
Методика расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах разрабатывается на основе соответствующих документов Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Федеральной службы земельного кадастра России и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае возложения на них этой функции органами местного самоуправления (пункт 3 Положения N 1223).
Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах утверждены приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 года N 59.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок до настоящего времени у собственников помещений в многоквартирных домах, в которых проживают заявители, не возникло, размеры земельных участков, которые могут быть переданы в собственность для эксплуатации и обслуживания жилых домов, подлежат определению в соответствии с вышеуказанным Методическими указаниями, что и было сделано Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска.
Указанная позиция суда подтверждается и тем, что из землеустроительного дела спорного земельного участка следует, что площадь земельного участка, предназначенного для строительства, составляет 4 200 кв. м, при этом площадь застройки составляет только 1 044 кв. м, а площадь земельного участка, предназначенного для эксплуатации и обслуживания вновь построенного жилого дома, будет составлять 3 720 кв. м и определена данная площадь именно в соответствии с Методическими указаниями.
Следовательно, новый земельный участок, на котором ООО "И" разрешено строительство жилого дома, образовался не за счет дворовой территории жилых домов, расположенных на ул. П., нормативная площадь земельного участка для строительства жилого дома определена для нового дома, при этом была учтена обеспеченность территорий существующих жилых домов.
Довод заявителей о том, что они будут лишены возможности пользоваться детской площадкой, суд полагает несостоятельным, поскольку пунктом 9.2 генплана строящегося жилого дома предусмотрена организация дворового пространства с размещением зон отдыха, детских площадок с игровыми элементами спортивных площадок и спортгазона.
Довод заявителей о нарушении строительством санитарно-эпидемиологических и экологических требований суд также полагает несостоятельным, поскольку генплан строящегося дома выполнен с учетом функционального зонирования проектируемой территории с разработкой схем транспортно-пешеходного движения с устройством подходов и подъездов с твердым покрытием, с расчетом необходимой вместимости стоянок для парковки автомобилей, озеленения и природоохранных мероприятий, при разработке рабочего проекта проведены расчеты инсоляции жилых помещений проектируемого и существующих жилых домов, а также прилегающей территории, было установлено, что коэффициент естественной освещенности соответствует норме, рабочий проект соответствует санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности, а также результатам инженерно-геологических изысканий.
Как уже отмечалось судом ранее, для признания судом незаконными решений органов местного самоуправления необходимо наличие доказанности совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом бремя доказывания в указанной части возлагается на заявителя.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что заявители не представили в суд доказательств, безусловно подтверждающих, что оспариваемыми ненормативными актами органов местного самоуправления нарушены их права и свободы или создаются препятствия к их осуществлению, что само по себе исключает возможность удовлетворения их заявлений об оспаривании решений органов местного самоуправления, даже при наличии доказательств, подтверждающих наличие нарушений, допущенных органом местного самоуправления при издании указанных ненормативных актов.
Полномочия Администрации г. Ижевска на оформление акта выбора земельного участка и предоставление земельного участка в аренду ООО "И" заявителями не оспариваются, в связи с чем суд полагает оспариваемые решения принятыми в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В судебном заседании установлено, что 11 марта 2005 года состоялось заседание городской комиссии по выбору земельных участков, на котором рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка под проектирование жилого дома внутри квартала по ул. П. (между домами N 20 и 26), принято решение согласовать с условием строительства детского городка (том 1, л.д. 95), 4 апреля 2005 года Первым заместителем главы Администрации вице-мэром г. Ижевска был утвержден акт выбора земельного участка (предварительного согласования места размещения) для проектирования жилого дома внутри квартала по ул. П. (между домами N 20 и N 26) (том 1, л.д. 113).
Поскольку акт выбора земельного участка был оформлен 4 апреля 2005 года, суд полагает необходимым проверить его на соответствие законодательству, действовавшему в момент его принятия.
В указанный период времени (до 31 декабря 2005 года) порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был предусмотрен статьей 30 ЗК РФ.
Так, положениями пункта 5 указанной статьи было установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка (статья 70 ЗК РФ); принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (статья 32 ЗК РФ).
Процедура выбора земельных участков для строительства прописана в статье 31 ЗК РФ. Так, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, поскольку граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных предоставлением земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
По смыслу приведенной нормы ЗК РФ информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства должно быть произведено до оформления результатов выбора земельного участка (акта о выборе).
Администрация г. Ижевска не представила доказательств своевременного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В связи с чем суд приходит к выводу, что процедура предоставления земельного участка под строительство в указанной части Администрацией г. Ижевска соблюдена не была.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Согласно нормам ГрК РФ публичные слушания проводятся при решении различных вопросов градостроительной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 28, пункта 12 статьи 31, пункта 2 статьи 39, пункта 6 статьи 40, пункта 4 статьи 46 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 года N 333, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа с участием жителей городского округа Городской думой, Главой муниципального образования "Город Ижевск" могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься вопросы:
1) проект Устава муниципального образования "Город Ижевск", а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Город Ижевск";
2) проект бюджета города и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования "Город Ижевск".
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется муниципальным нормативным правовым актом, принимаемым Городской думой (пункт 4 статьи 18 Устава).
Решением Городской думы г. Ижевска от 22 декабря 2005 года N 35 утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Город Ижевск" (далее по тексту - Положение о публичных слушаниях).
Пункт 1.6 Положения о публичных слушаниях определяет вопросы, которые в обязательном порядке выносятся на публичные слушания.
В силу пункта 1.7 Положения о публичных слушаниях помимо вопросов, подлежащих обязательному вынесению на публичные слушания, публичные слушания могут проводиться по другим вопросам местного значения в соответствии с действующим законодательством.
Мнение жителей города, выявленное в ходе публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск" рекомендательный характер (пункт 1.8 Положения о публичных слушаниях).
В судебном заседании установлено, что:
- 19 мая 2006 года Администрацией г. Ижевска принято постановление N 203 "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. П. в Устиновском районе" с участием граждан, проживающих в домах N 18, 20, 24, 26, 28, 30 по ул. П., правообладателей объектов недвижимости и земельных участков, расположенных на указанной территории;
- 1 июня 2006 года в газете "Известия Удмуртской Республики" опубликовано объявление о проведении публичных слушаний;
- 23 июня 2006 года в 17.00 часов в актовом зале школы проведены публичные слушания по вопросу строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. П. в Устиновском районе;
- 10 июля 2006 года постановлением Администрации г. Ижевска N 291 утверждено заключение по результатам публичных слушаний, согласно которому публичные слушания проведены в соответствии с действующим законодательством и Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Город Ижевск", жители домов 18, 20, 24, 26, 28, 30 по ул. П. высказались против строительства, назначение нового объекта строительства соответствует функциональному назначению к территории "многоэтажная жилая застройка".
Вопросы участия населения в процедуре предоставления земельных участков практически не урегулированы на законодательном уровне, а пункт 3 статьи 31 ЗК РФ определяет только обязательность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также устанавливает право населения участвовать в решении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков.
Таким образом, при предоставлении земельного участка мнение граждан учитывается, но прямая зависимость между этим мнением и принятием решения о предоставлении земельного участка действующим законодательством не установлена.
Поскольку в судебном заседании установлено, что публичные слушания по вопросу строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. П. в Устиновском районе были проведены с участием граждан, проживающих в домах N 18, 20, 24, 26, 28, 30, до момента предоставления ООО "И" спорного земельного участка для строительства, суд приходит к выводу, что население было информировано о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства жилого дома.
Само по себе нарушение процедуры в части своевременного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства при отсутствии доказательств нарушения прав и свобод заявителей или создания препятствий к их осуществлению не может служить самостоятельным основанием для признания недействительным акта выбора земельного участка.
Оценивая довод заявителей о том, что акт выбора земельного участка не соответствует требованиям статьи 35 ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 12 ФЗ "О санитарном благополучии населения", поскольку на стадии выбора земельного участка не было получено санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение экологической экспертизы, суд приходит к следующим выводам.
В силу требований пункта 2 статьи 31 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 35 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2006 года) были установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов, при этом пункт 2 указанной статьи предусматривал, что выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Следовательно, указанная норма Федерального закона преследовала цель - обеспечить сохранность окружающей среды именно на этапе размещения объектов строительства. Выбор места размещения объекта, который предшествует принятию органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка под строительство (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент выбора земельного участка), должен осуществляться при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в силу императивного указания в законе.
Проведение государственной экологической экспертизы на стадии выбора земельного участка необходимо для соблюдения интересов проживающих в месте строительства граждан.
Судом установлено, что выбор места размещения строительства спорного объекта осуществлен без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Однако в судебном заседании установлено, что:
- 29 декабря 2004 года Главным управлением природных ресурсов о охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов УР согласованы материалы градостроительного обоснования предоставления земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома по ул. П. (том 2, л.д. 18);
- 20 декабря 2006 года ФГУП "ЦГСН" утверждено экспертное заключение N 4270 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно которому рабочий проект "Многоэтажный многоквартирный жилой дом..." соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (том 1, л.д. 76 - 77);
- 25 декабря 2006 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение N 18.УЦ.02.000.Т.01621.12.06., согласно которому рабочий проект "Многоэтажный многоквартирный жилой дом..." соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (том 1, л.д. 78);
- 27 декабря 2006 года Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР выдано заключение государственной экологической экспертизы, согласно которому воздействие на окружающую среду, предусмотренное в рабочем проекте "Многоэтажный многоквартирный жилой дом...", признано допустимым (том 1, л.д. 79 - 82);
- 31 января 2007 года и.о. начальника Управления государственной экспертизы проектов при Минстрое Удмуртской Республики утверждено заключение по рабочему проекту "Многоэтажный многоквартирный жилой дом...", согласно которому рабочий проект отвечает предъявляемым требованиям и с учетом положительных заключений органов специализированной экспертизы и рекомендаций п. 10 заключения рекомендован к утверждению (том 1, л.д. 70 - 75);
- 17 октября 2008 года Управлением Ростехнадзора по УР рассмотрено заключение экспертизы промышленной безопасности на объект экспертизы рабочий проект "Многоэтажный многоквартирный жилой дом...", по результатам его рассмотрения принято решение о соответствии заключения экспертизы промышленной безопасности предъявляемым требованиям и о его утверждении (том 1, л.д. 84).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что рабочий проект строительства жилого дома соответствует санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности, а также результатам инженерно-геологических изысканий, таким образом, выбор и предоставление земельного участка для строительства, а также само строительство жилого дома не нарушают экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей домов N 18, 20, 24, 26, 28 по ул. П. г. Ижевска.
В судебном заседании представители Администрации г. Ижевска и ООО "И." заявили о пропуске заявителями срока на обращение в суд, предусмотренного ГПК РФ при обжаловании ненормативных актов органов местного самоуправления.
В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно положению части 2 статьи 256 ГПК РФ причины пропуска срока на обращение с заявлением в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В связи с заявлением о пропуске заявителями срока на обращение в суд было дополнительно распределено бремя доказывания - заинтересованным лицам было предложено представить в суд доказательства пропуска заявителями срока на обращение в суд, а заявителям - факт обращения в суд в пределах установленного законом срока либо доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока на обращение в суд.
Указанное заявление заинтересованных лиц подлежит удовлетворению только в отношении заявителя В., а в отношении остальных заявителей не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
24 декабря 2007 года В. как уполномоченный представитель жильцов по дому N 20 по ул. П. г. Ижевска обратилась в прокуратуру Устиновского района, г. Ижевск, с заявлением по факту незаконного, по их мнению, строительства жилого дома.
В ответе прокурора Устиновского района, г. Ижевск, от 24 января 2008 года ей разъяснено, что 4 апреля 2005 года был подписан акт выбора земельного участка (предварительного согласования места размещения) для проектирования жилого дома, а также что постановлением Администрации г. Ижевска N 12/17 от 23 января 2007 года земельный участок для строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома был передан ООО "И." в аренду сроком на три года, в связи с чем, по мнению суда, именно с даты получения указанного ответа следует исчислять трехмесячный срок на обжалование постановления и акта выбора земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель В. пропустила установленный статьей 265 ГПК РФ срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления, что в силу указанной нормы ГПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Заявление об отказе остальным заявителям в удовлетворении их требований об оспаривании акта выбора земельного участка и постановления Администрации г. Ижевска в связи с пропуском срока на обращение в суд, установленного статьей 256 ГПК РФ, по мнению суда, удовлетворению не подлежит, поскольку суду не предоставлены достоверные доказательства, свидетельствующие о том, когда все остальные заявители узнали о нарушении своего права и когда им стало известно о содержании оспариваемых ими акта и постановления.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Б., Л., Д., В., Г., Р., М. об оспаривании решения органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.
Заявление Б., Л., Д. об оспаривании решения органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей 18 июня 2009 года.
Председательствующий судья
ШАЛАГИНА Л.А.