ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 мая 2012 г. по делу N А53-19778/2011

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2012 г. по делу N А53-19778/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Панеш Л.Н. (доверенность от 20.12.2011), от ответчика - открытого акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890) - Сафроновой И.Н. (доверенность от 10.01.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2011 (судья Смолькова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 (судьи Ильина М.В., Глазунова И.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А53-19778/2011, установил следующее.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Донэнерго" (далее - ОАО "Донэнерго", энергоснабжающая организация, ответчик) об обязании к устранению препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 61:59:040318:0001, расположенным по адресу: г. Шахты, в полосе отвода железнодорожного вспомогательного пути ст. Шахтная - Каменоломни, район Ново-Азовки, на 5 км ПК 3-10 перегона ст. ст. Шахтная - Власовские Копи, (далее - земельный участок) путем сноса линии электропередач ВЛ-10 Ш-6-РП-13 (далее - линия электропередач).

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Ростовской области по данному делу имеет дату 16.11.2011, а не 18.11.2011.

 

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что на момент предоставления истцу в аренду земельного участка на нем уже находились принадлежащие ответчику опоры линии электропередач, о чем ОАО "РЖД" не могло не знать. Снос линии электропередач при недоказанности невозможности использования спорного участка истцом, по мнению суда, может привести к нарушению баланса интересов сторон и публичных интересов.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2011 оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что истцом не доказан факт нарушения обществом при строительстве спорной линии электропередач градостроительных, строительных норм и правил, правил пожарной безопасности. Удовлетворение исковых требований о сносе всей линии электропередач без конкретизации количества и местоположения ее опор, непосредственно расположенных на земельном участке, признано нарушающим принципы правовой определенности, исполнимости судебного акта, разумности и соразмерности способа защиты степени нарушения прав истца.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, ОАО "РЖД" обжаловало их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Кассатор считает, что предоставление в аренду земельного участка в границах полосы отвода железной дороги в период до 2007 года, неосведомленность арендатора о наличии на участке принадлежащей ответчику линии электропередач, отсутствие в договоре аренды условия об обеспечении доступа собственников к находящимся на арендуемом участке линейным объектам, самовольное возведение ответчиком линии электропередач в полосе отвода железной дороги без согласования с собственником участка в совокупности свидетельствуют о незаконности землепользования ответчика и создании реальной угрозы безопасности движения поездов.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что на момент возведения линии электропередач в 1997 году действовавшее законодательство не предусматривало обязательные согласование размещения линейных сооружений с собственником земли и оформление правоустанавливающих документов на земельные участки под опорами, на земельном участке отсутствовало полотно железной дороги, а сам участок не был обременен правом аренды в пользу железной дороги.

Изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения последней.

Как установлено судами и следует из материалов дела, линия электропередач состоит на бухгалтерском учете ответчика с 1997 году.

В 2004 году филиалом ОАО "Донэнерго" в связи с физическим и моральным износом реконструирована линия электропередач на деревянных опорах протяженностью 3148 м, в результате чего в состав основных средств предприятия включена линия электропередач на железобетонных опорах протяженностью 2616 м. Реконструкция осуществлена за счет общества, что подтверждено актами приемки выполненных работ за июнь - июль 2004 года.

Свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2003 серии 61-АА N 551746 удостоверено, что земельный участок относится к собственности Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права явилось распоряжение мэра г. Шахты от 04.06.2001 N 1134.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области от 28.12.2005 N 1818-р (далее - территориальное управление) земельный участок, находящийся в границах полосы отвода вспомогательного железнодорожного пути, предоставлен в аренду железной дороге.

Территориальное управление и железная дорога заключили соответствующий договор аренды от 28.12.2005 N 320 на срок до 20.11.2006. По истечении срока аренды контрагентами подписан договор от 31.08.2007 N 558 со сроком действия 49 лет.

Часть опор линии электропередач расположена в пределах полосы отвода железной дороги на земельном участке, предоставленном в аренду ОАО "РЖД".

Истцом предпринимались меры, направленные на заключение с ответчиком договора субаренды земельных участков, на которых расположены элементы линии электропередач (опоры).

Полагая, что энергоснабжающая организация незаконно возвела на земельном участке линию электропередач и использует часть земельного участка, арендуемого ОАО "РЖД", последнее обратилось в арбитражный суд.

Земли энергетики и земли транспорта, в силу статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, являются самостоятельными подразделами категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения), особенности правового режима которых установлены статьями 89, 90 Кодекса и должны учитываться при проведении зонирования территорий.

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 89 Земельного кодекса Российской Федерации).

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков, а также правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 21 действовавших в рассматриваемый период Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР N 255 от 26.03.1984, предписывалось при совпадении охранной зоны линии электропередачи с полосой отвода железных дорог осуществлять проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, на совпадающих участках территорий по согласованию между заинтересованными предприятиями. Аналогичное предписание содержит пункт 13 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, (далее - Правила определения размера участков) воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

Землями транспорта, в силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода железных дорог.

Законодатель допустил возможность передачи в аренду гражданам и юридическим лицам для различных целей только свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, а также абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" определение порядка установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Правила пользования земельными участками), пунктом 2 которых императивно установлено использование земельных участков, являющимися федеральной собственностью и предоставленных железной дороге для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, на основании договора аренды земельного участка, заключаемого территориальным управлением с ОАО "РЖД".

Договор должен содержать обязательства арендатора по обеспечению беспрепятственного доступа собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания на условиях, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации, а также по передаче части арендованного земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 29.01.2007 N ГКПИ06-1020, собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на ограниченных в обороте земельных участках, вправе на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации получить земельные участки в аренду самостоятельно от территориального управления (уполномоченного органа собственника).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог (далее - Правила установления полос отвода), согласно пунктам 2 - 5 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования (далее - заинтересованная организация) обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода).

В обязанности заинтересованной организации вменены недопущение размещения в границах полосы отвода капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также согласование в границах полосы отвода размещения инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений.

Аналогичные положения содержались в действовавшем до утверждения Правительством Российской Федерации Правил пользования земельными участками Положении о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденном Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц.

Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правила установления полос отвода).

Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, в действовавшей на момент формирования земельного участка редакции предусматривалось при проведении землеустроительных работ обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями, что достигалось соответствующим извещением заинтересованных лиц в порядке пункта 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396.

Пунктами 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, также предписывалось определять, согласовывать границы объекта землеустройства на местности в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, и оформлять актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент проведения межевания спорного земельного участка, в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.

Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, в силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Удовлетворение негаторного иска возможно при условии доказанности наличия у заявителя законного титула на имущество (в рассматриваемом случае - земельный участок), факта нахождения названного имущества в его фактическом владении, а также наличие созданных противоправными действиями ответчика препятствий в пользовании имуществом, их реальный характер либо наличие реальной угрозы нарушения права истца.

Соответствующее разъяснение содержится в пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22).

Поскольку возведение линии электропередачи осуществлено ранее момента формирования земельного участка и предоставления его в аренду железной дороге, а последняя была осведомлена о нахождении на приобретаемом земельном участке линейных сооружений, то в условиях недоказанности участия энергоснабжающей организации в процедуре межевания земельного участка и соблюдения порядка предоставления ей земельных участков в целях эксплуатации объектов электросетевого хозяйства невозможно констатировать законность владения истцом частью земельного участка, находящегося под опорами линии электропередач, и противоправность соответствующего владения ответчика.

Названные обстоятельства, в силу данных в постановлении Пленума N 10/22 разъяснений, исключают возможность удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые обстоятельства по делу, а также давать иную оценку доказательствам.

Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, не допущены.

Рассмотрев кассационную жалобу с учетом установленных статьями 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов кассационного пересмотра дела и ограничений процессуальных полномочий, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу N А53-19778/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

В.А.АНЦИФЕРОВ

 

Судьи

И.П.НАЗАРЕНКО

Л.Н.ПЛОТНИКОВА