ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2010 г. N КГ-А40/16221-10
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. N КГ-А40/16221-10
Дело N А40-23469/10-156-193
резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2010 г.
в полном объеме постановление изготовлено 17 декабря 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой Е.А.,
судей Комаровой О.И. и Бусаровой Л.В.
при участии в заседании:
от истца - генеральный директор Власова С.С., решение от 20.05.2010 г.; Антонюк О.С. по дов. от 21.04.2010 г.;
от ответчиков: от ОАО "РЖД" - Лысенко Е.Н. по дов. N НЮ-3-15/300 от 15.09.2010 г.,
рассмотрев 13 декабря 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ирида"
на решение от 23 июня 2010 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Гданской Т.В.,
и постановление от 15 сентября 2010 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И.,
по иску ООО "Ирида"
о признании договора аренды земельного участка недействительным
к ТУ ФАУГИ по г. Москве и ОАО "Российские железные дороги"
3-и лица: ДЗР г. Москвы, УФСГР, кадастра и картографии по г. Москве
установил:
ООО "Ирида" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) и ОАО "РЖД" о признании недействительным договора аренды от 03.09.2007 г. N Д-30/39-з, заключенного между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущества в г. Москве, в части аренды земельного участка площадью 1 488 кв. м, занятого принадлежащим ООО "Ирида" на праве собственности зданием, по адресу: г. Москва, Андроновское шоссе, д. 16, и необходимого для использования указанного объекта недвижимости в границах, согласно плану границ земельного участка, представленного истцом (с учетом уточнения предмета иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ДЗР г. Москвы, УФСГР кадастра и картографии по г. Москве.
Исковые требования заявлены со ссылкой на ст. ст. 27, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" и мотивированы тем, что по оспариваемому договору аренды ОАО "РЖД" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002023:20, часть которого расположена под зданием, принадлежащим истцу, и должна быть предоставлена ему для целей эксплуатации недвижимости.
Истец в иске также указал на то, что при оформлении земельного участка нарушены правила кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 июня 2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2010 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение и постановление мотивированы тем, что земельный участок площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, являющийся объектом аренды по оспоренному договору аренды, относится к землям железнодорожного транспорта, расположен в пределах красных линий градостроительного регулирования полосы отвода железной дороги и ограничен в обороте, в связи с чем данный участок правомерно был передан ОАО "РЖД" в аренду для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта.
В кассационной жалобе ООО "Ирида" просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку считает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права (ст. ст. 27, 35, 36 Земельного кодекса РФ, применены не подлежащие применению ст. ст. 1, 2, 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", ст. 69 АПК РФ), а выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, суды, применяя законодательство об особом статусе земель железнодорожного транспорта, не учли, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Правовая позиция заявителя жалобы основывается на том, что Земельный кодекс РФ не содержит запрета на передачу в аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных в полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, поэтому заключение договора аренды с ОАО "РЖД" на весь земельный участок, включающий ту его часть, которая расположена под принадлежащим истцу зданием, неправомерно.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы, представитель ОАО "РЖД" возражала против удовлетворения жалобы, представители ТУ Росимущества по г. Москве и Департамента земельных ресурсов г. Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, что с учетом ч. 3 ст. 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, от УФСГР кадастра и картографии по г. Москве поступило ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на то, что оснований для признания договора недействительным не имеется, оборот земельных участков железнодорожного транспорта не подпадает под регулирования общего правила п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся представителей, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм процессуального права, а также соответствие выводов суда, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене в связи со следующим.
Предметом оспаривания по настоящему делу является договор аренды от 03.09.2007 г., заключенный между ТУ Росимущества по г. Москве (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) в отношении земельного участка, являющегося федеральной собственностью, площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, расположенного по адресу: г. Москва, Юго-Восточный Административный округ, Малое кольцо Московской окружной железной дороги, сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.08.2008 г.
Указанный договор оспаривается истцом в части площади 1 488 кв. м, необходимой для эксплуатации здания площадью 432,3 кв. м, принадлежащего ООО "Ирида" на основании договора купли-продажи N 15-06/04 от 02.06.2004 г., заключенного с ООО "Партнер 11", при этом право собственности ООО "Ирида" на здание в установленном законом порядке зарегистрировано 21.07.2004 г., что подтверждается свидетельством на право собственности 77 АД 070245 (том 2, л.д. 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" полоса отвода железных дорог представляет собой земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных зданий и иных зданий, строений, сооружений, устройство и других объектов железнодорожного транспорта. Земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, относятся к землям железнодорожного транспорта.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды установили, что являющийся объектом аренды по оспариваемому договору земельный участок площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020 относится к землям железнодорожного транспорта, поскольку расположен в пределах красных линий градостроительного регулирования полосы отвода железной дороги.
Указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось.
Установив принадлежность земельного участка к землям железнодорожного транспорта, суды правильно применили нормы материального права, регулирующие определение правового статуса и порядок использования данной категории земельных участков.
Так, согласно положениям ст. 17 Земельного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку ТУ Росимущества по г. Москве является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению федеральным имуществом, суды обоснованно исходили из того, что ТУ Росимущества по г. Москве как представитель собственника вправе было заключить оспариваемый договор о передаче земельного участка в аренду ОАО "РЖД", что соответствует ст. ст. 208, 609 ГК РФ.
Судами установлено, что при заключении договора не был нарушен порядок, предусмотренный нормами Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
В этой связи вывод судов об отсутствии оснований для признания договора недействительным и удовлетворения иска следует признать обоснованным.
То обстоятельство, что истец - ООО "Ирида" является собственником здания площадью 432,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 16 и занимающего часть земельного участка площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, переданного по оспариваемому договору ОАО "РЖД", с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела не является основанием для признания оспариваемого договора недействительным в части.
Право ОАО "Ирида" как собственника недвижимости (здания) на приобретение прав в отношении определенной части земельного участка, на котором расположена недвижимость, и которая необходима для ее использования, установлено в силу прямого предписания закона - ст. ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, ни на момент заключения оспариваемого договора, ни на момент подачи настоящего иска в земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего истцу здания, в установленном законом порядке из состава земельного участка площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, не выделен, его границы не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.
Таким образом, заключением оспоренного договора аренды с ОАО "РЖД" права истца на конкретный индивидуально-определенный земельный участок не могли быть нарушены, что также является основанием для отказа в удовлетворении иска.
При этом кассационная инстанция соглашается с выводами судов об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Являясь собственником здания, расположенного на части земельного участка площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, истец в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ обладает правом на предоставление ему соответствующей части земельного участка, при этом реализация данного права подлежит осуществлению путем предварительного формирования нового земельного участка в порядке, установленном ст. 11.2 Земельного кодекса РФ и федеральным законодательством о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение и постановление являются законными и обоснованными, и не имеется предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2010 года по делу N А40-23469/10-156-193 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.ПЕТРОВА
Судьи
О.И.КОМАРОВА
Л.В.БУСАРОВА