ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 декабря 2010 г. N 09АП-28995/2010-АК

 

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 г. N 09АП-28995/2010-АК

 

Дело N А40-148190/09-145-473

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2010

Постановление в полном объеме изготовлено 16.12.2010

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

судей

Веклича Б.С., Якутова Э.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ирида"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2010

по делу N А40-148190/09-145-473 судьи Петровского С.П.,

по заявлению ООО "Ирида"

к Территориальному управлению Росимущества по г. Москве,

третьи лица: Департамент земельных ресурсов г. Москвы (Территориальное управление в ЮВАО), ОАО "РЖД" - филиал Московская железная дорога,

о признании незаконным бездействия, обязании принять решение о разделении земельного участка,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя Власовой С.С. на основании решения от 20.05.2010, паспорт, Антонюк О.С. по доверенности от 21.04.2010, паспорт,

представителя ответчика Пашковой В.В. по доверенности от 16.03.2010 N 22-02/2974, удостоверение N 380,

представителя Департамента земельных ресурсов г. Москвы (Территориальное управление в ЮВАО) Морозова И.Н. по доверенности от 25.12.2009 N 33-и3003/9, удостоверение N 817,

представителя ОАО "РЖД" (филиал Московская железная дорога) Плетневой О.Н. по доверенности от 12.08.2009 N НЮ-3-15/471, паспорт,

 

установил:

 

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2010, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ООО "Ирида" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, выразившегося в непринятии решения об образовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Андроновское шоссе, д. 16, с кадастровым номером 77:04:0002023:20, занятого объектом недвижимости ООО "Ирида", и необходимым для его использования, а также обязании принять решение об образовании земельного участка.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на отсутствие условий, необходимых в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ для удовлетворения заявления, так как со стороны ответчика не допущено незаконное бездействие, в связи с чем права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены. При этом суд первой инстанции указывает, что заявитель не обращался с вопросом о выделении земельного участка, в связи с чем ответчик не мог принять решение о разделении земельного участка.

Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе ООО "Ирида" просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике. Считает, что бездействие ТУ Росимущества по г. Москве направлено на невыполнение тех полномочий, которые закреплены за ним нормативными актами, и нарушает права и законные интересы Общества. Указывает, что у Общества имеются правовые основания для приобретения права пользования частью земельного участка, расположенного под зданием, принадлежащим Обществу на праве собственности, и необходимого для его использования. Полагает, что в нарушение норм процессуального права в резолютивной части решения суд не указал нормативный правовой акт, на соответствие которому проверены оспариваемое бездействие.

В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по г. Москве просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указал, что на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002023:20 был заключен долгосрочный договор аренды от 03.09.2007 с ОАО "РЖД", на момент заключения которого ответчику не было известно о существовании недвижимого имущества на спорном участке. Пояснил, что часть спорного земельного участка находится в полосе отвода железной дороги, а другая его часть - в неразграниченной федеральной собственности, в связи с чем у ответчика отсутствуют полномочия по его разделению.

Представитель третьего лица - ОАО "РЖД" (филиал Московская железная дорога) в судебном заседании и представленных письменных пояснениях поддержал решение суда первой инстанции и позицию, изложенную представителем ответчика, против доводов апелляционной жалобы возражал. Указал, что нормы действующего законодательства не устанавливают обязанности ТУ Росимущества по г. Москве изменять границы установленной полосы отвода железной дороги на основании обращения Общества как собственника здания, частично расположенного в полосе отвода, поскольку оно не является заинтересованной организацией, которая имеет право обращаться за изменением границ полосы отвода. Считает, что Общество вправе заключить договор субаренды земельного участка полосы отвода на льготных условиях с ОАО "РЖД", а также заключить такой договор напрямую с Российской Федерацией.

Представитель третьего лица - Департамента земельных ресурсов г. Москвы (Территориальное управление в ЮВАО) в судебном заседании поддержал позицию, изложенную ООО "Ирида".

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как усматривается из материалов дела, ООО "Ирида" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Андроновское шоссе, д. 16, общей площадью 432,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (том 1 л.д. 13).

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 4 и 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ, а не статья 48.

 

Территориальным управлением в ЮВАО Департамента земельных ресурсов г. Москвы Обществу было отказано в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Андроновское шоссе, д. 16. При этом отказ мотивирован отсутствием права распоряжения земельным участком, расположенным в полосе отвода железной дороги, являющимся собственностью Российской Федерации (том 1 л.д. 41). Ссылаясь на ст. 48 Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", согласно которой земли полосы отвода железной дороги вдоль магистральных путей являются исключительной собственностью Российской Федерации, Департамент, не относящийся к числу субъектов, которым в силу закона представлено право сдачи в аренду земель отвода железной дороги, указал на отсутствие права распоряжаться данными землями.

В 2009 году Общество неоднократно обращалось в ТУ Росимущества по г. Москве по вопросу оформления договора аренды указанного земельного участка по адресу: г. Москва, Андроновское шоссе, д. 16, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности ООО "Ирида" (обращения от 29.01.2009 б/н, от 10.03.2009 N 09/09, от 18.08.2009 N 65/09).

В письме от 27.02.2009 N 22-19/2984 ТУ Росимущества по г. Москве сообщило, что из представленной схемы согласования границ земельного участка нельзя определить, что испрашиваемый земельный участок находится в полосе отвода железной дороги. При этом Обществу предложено для подтверждения информации о нахождении вышеуказанного земельного участка в границах полосы отвода железной дороги обратиться в Управление Роснедвижимости по г. Москве, а также сообщено, что Управление вернется к рассмотрению вопроса после предоставления необходимого пакета документов, в том числе кадастрового паспорта земельного участка (том 1 л.д. 32 - 34).

Письмом от 23.03.2009 N 22-19/4516 ТУ Росимущества по г. Москве сообщило заявителю, что в связи с имеющейся информацией о наложении границ земельных участков полосы отвода железной дороги на смежные земельные участки 26.09.2008 создана рабочая группа с участием Департамента земельных ресурсов г. Москвы и ОАО "РЖД". При этом сообщено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:02023:020 материалы рабочей группой не рассматривались, после рассмотрения рабочей группой материалов Управление дополнительно проинформирует ООО "Ирида" о принятых решениях (том 1 л.д. 35 - 36).

Письмом от 20.08.2009 N 22-08/13957 ТУ Росимущества по г. Москве сообщило заявителю, что в ходе проведения заседаний рабочей группы рассматриваются вопросы устранения пересечения границ земельных участков, расположенных в полосе отвода железной дороги с границами ранее учтенных Департаментом земельных ресурсов г. Москвы земельных участков. При этом на заседаниях рабочей группы выносятся на рассмотрение земельные участки, находящиеся в полосе отвода железной дороги по инициативе ОАО "РЖД" или Департамента земельных ресурсов г. Москвы, в связи с чем Обществу целесообразно обратиться по данному вопросу в ОАО "РЖД" или Департамент земельных ресурсов г. Москвы (том 1 л.д. 37 - 38).

Считая, что ТУ Росимущества по Москве допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения об образовании земельного участка, ООО "Ирида" обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Ирида" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оспариваемого незаконного бездействия ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки в том числе для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. п. 2, 3 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, обеспечивают подготовку схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Режим использования земельных участков в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определен пунктом 4 Правил, в соответствии с которым в границах полосы отвода заинтересованная организация обязана, в том числе не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

На основании п. 1 ст. 125, ст. 209 и п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц, установлен порядок использования земель железнодорожного транспорта, включая полосу отвода.

В соответствии с п. 4 Положения размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.

Согласно п. 5 Положения установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.

Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Росземкадастра от 14.09.2000 N 20 "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта" установлено, что территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России утверждают по согласованию с железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта планы границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог, с указанием их кадастровых номеров, на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм проектно-сметной документации, межевых дел, а также материалов по инвентаризации земельных участков.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что на момент постановки земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002023:20 на государственный кадастровый учет законодательство не содержало требований об обязательном формировании межевого дела для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков ОАО "РЖД".

В настоящем случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что ТУ Росимущества по г. Москве в своих ответах сообщало заявителю о заключенном в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002023:20 долгосрочного договора аренды земельного участка от 03.09.2007 N Д-30/39-з с ОАО "РЖД", а также, что часть здания, принадлежащего заявителю, расположена на земельном участке полосы отвода железной дороги, находящемся в неразграниченной государственной собственности.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик не мог принять решение о разделении земельного участка, поскольку заявитель не обращался с вопросом о выделении земельного участка.

Кроме того, Распоряжением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 24.06.2009 N 59-РЗМ "О создании рабочей группы", в целях урегулирования имущественно-земельных отношений по земельным участкам, расположенным в полосе отвода железной дороги, находящимся в собственности Российской Федерации и аренде у ОАО "РЖД" на территории города Москвы, создана рабочая группа по урегулированию имущественно-земельных вопросов с ОАО "РЖД".

Однако на момент рассмотрения дела в суде вопрос оформления земельно-правовых отношений в отношении спорного земельного участка рабочей группой решен не был, что следует в том числе из содержания протокола совещания рабочей группы Правительства Москвы и ОАО "РЖД" по урегулированию вопросов оформления права собственности Российской Федерации на земельные участки в полосе отвода железных дорог (том 1 л.д. 96-97).

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в отсутствие согласования с ОАО "РЖД" по вопросу пересмотра границ и размеров полосы отвода в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Андроновское шоссе, д. 16, с кадастровым номером 77:04:0002023:20, ответчик не вправе принять решение об образовании земельного участка.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что ТУ Росимущества по г. Москве уклоняется от выполнения им обязательных действий, направленных на реализацию предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ прав заявителя на земельный участок, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны уполномоченного органа, противоречащем требованиям Земельного кодекса РФ.

Между тем имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия ответчика, на наличие которого указывает заявитель. Так, из материалов дела, а именно, вышеупомянутых писем ТУ Росимущества по г. Москве от 27.02.2009 N 22-19/2984, от 23.03.2009 N 22-19/4516, от 20.08.2009 N 22-08/13957 следует, что Управление в рамках своих полномочий рассмотрело обращение заявителя и сообщило об обстоятельствах, препятствующих выполнению требований ООО "Ирида".

При таких обстоятельствах вести речь о наличии незаконного бездействия со стороны ответчика представляется необоснованным.

Учитывая изложенное, вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 25.08.1995 имеет N 153-ФЗ, а не N 163-ФЗ.

 

Заявитель апелляционной жалобы указывает на применение судом нормативного акта, не подлежащего применению, а именно Приказа МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц, поскольку он вынесен во исполнение утратившего в настоящее время силу Федерального закона от 25.08.1995 N 163-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".

Данный довод не принимается апелляционной коллегией как несостоятельный, поскольку означенный Приказ является действующим и не отменен в установленном порядке.

Нельзя признать обоснованным и довод подателя жалобы относительно неуказания судом первой инстанции в резолютивной части решения нормативного акта, на соответствие которому проверялось оспариваемое бездействие, поскольку данное обстоятельство не является безусловным основанием для отмены судебного акта, при том, что мотивировочная часть решения содержит ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения.

Учитывая сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2010 по делу N А40-148190/09-145-473 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

 

Председательствующий судья

Е.В.ПРОННИКОВА

 

Судьи

Б.С.ВЕКЛИЧ

Э.В.ЯКУТОВ