ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 сентября 2010 г. N 09АП-20929/2010-ГК
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 г. N 09АП-20929/2010-ГК
Дело N А40-23469/10-156-193
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2010 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей: Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ирида"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2010 года
по делу N А40-23469/10-156-193,
принятое судьей Гданской Т.В.
по иску ООО "Ирида"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
3-и лица - Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании договора аренды недействительным
при участии:
от истца: Власова С.С. - генеральный директор (решение от 20.05.2010 г.), Антонюк О.С. по доверенности от 21.04.2010 г.
от ответчиков:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - Глебов Ю.М. по доверенности N 22-02/565 от 22.01.2010 г.
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Лысенко Е.Н. по доверенности от 28.01.2010 г. N НЮ-3-15/52
В судебное заседание не явились: 3-и лица - извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ирида" (далее - ООО "Ирида") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Теруправление Росимущества в г. Москве) и Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о признании недействительным (ничтожным) договора N Д-30/39-з аренды земельного участка, заключенного между ответчиками 03.09.2007 г.
В процессе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просит признать недействительным договор аренды от 03.09.2007 г. N Д-30/39-з, заключенный между ОАО "РЖД" и Теруправлением Росимущества в г. Москве, в части аренды земельного участка площадью 1 488 кв. м. занятого принадлежащим на праве собственности ООО "Ирида" нежилым зданием, по адресу: г. Москва, Андроновское шоссе, д. 16, и необходимой для использования указанного объекта недвижимости в границах, согласно плану границ земельного участка, представленного истцом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2010 года по делу N А40-23469/10-156-193 в удовлетворении исковых требований, заявленных ООО "Ирида", отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное выше решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемый им договор аренды земельного участка не соответствует требованиям ст. ст. 35, 36 ЗК РФ и является недействительным, поскольку его предметом является также аренда земельного участка, занятого принадлежащим на праве собственности истцу зданием.
Представители истца в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ответчиков - Теруправления Росимущества в г. Москве и ОАО "РЖД" доводы апелляционной жалобы истца отклонили за необоснованностью. Считают решение суда первой инстанции законным и просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
3-и лицо - Департамент земельных ресурсов города Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), будучи надлежащим образом извещены о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей истца, ответчиков и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находить оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что 03.09.2007 г. между Теруправлением Росимущества по городу Москве (Арендодатель) и ОАО "РЖД" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью, площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, расположенного по адресу: г. Москва, Юго-Восточный Административный округ, Малое кольцо Московской окружной железной дороги, сроком на 49 лет
Названный договор в установленном законом порядке 21.08.2008 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Истец утверждает, что договор аренды от 03.09.2007 г., заключенный ответчиками, в части аренды земельного участка площадью 1 488 кв. м. занятого принадлежащим на праве собственности ООО "Ирида" нежилым зданием, противоречит положениям, установленным ст. 35, 36 Земельного кодекса, вследствие чего в указанной части является недействительным.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необоснованности заявленного иска и принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия считает указанные выше выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец утверждает, что в состав земельного участка площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, являющегося объектом аренды, входит земельный участок площадью 1 488 кв. м. занятый принадлежащим на праве собственности ООО "Ирида" нежилым зданием, в связи с чем нарушено право истца на приватизацию данного земельного участка, расположенного под зданием истца и необходимого для его использования.
Как видно из материалов дела, ООО "Ирида" на основании договора купли-продажи N 15-06/04 купли-продажи недвижимого имущества от 02.06.2004 г., заключенного с ООО "Партнер 11", является собственником здания площадью 432,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Андроновское, д. 16. Право собственности ООО "Ирида" на данный объект недвижимости в установленном законом порядке зарегистрировано 21.07.2004 г.
В соответствии со ст. 36 п. 1 Земельного кодекса РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены эти здания, строения, сооружения.
Между тем, в процессе судебного разбирательства установлено, что земельный участок площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020, являющийся объектом аренды по договору аренды от 03.09.2007 г., заключенному между Теруправлением Росимущества по городу Москве и ОАО "РЖД", относится к землям железнодорожного транспорта, расположен в пределах красных линий градостроительного регулирования полосы отвода железной дороги и ограничен в обороте.
Данное обстоятельство установлено решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2009 г. по делу N А40-112662/09-94-731, оставленным без изменения судом апелляционной и судом кассационной инстанций, а в соответствии с положениями, предусмотренными действующим законодательством, фактические обстоятельства, установленные решением суда, вступившим в законную силу, вновь установлению и доказыванию не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" полоса отвода железных дорог представляет собой земельные участка, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных зданий и иных зданий, строений, сооружений, устройство и других объектов железнодорожного транспорта. Земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, относятся к землям железнодорожного транспорта.
Исходя из положений ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии со ст. ст. 209, 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким образом, Российская Федерация правомерно, в силу правил, установленных действующим законодательством, как собственник земельного участка площадью 17,73423 га с кадастровым номером 77:04:02023:020 передала его в аренду ОАО "РЖД" для использования под эксплуатацию и обслуживание железнодорожного транспорта.
Судебная коллегия отмечает, что в статье 36 п. 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающим исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, указано, что такое право осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Следовательно, одновременно с применением ст. ст. 35, 36 ЗК РФ следует учитывать установленные Земельным кодексом и иными федеральными законами ограничения оборота некоторых категорий земельных участков, в том числе земель транспорта.
Поскольку спорный земельный участок, являющийся объектом аренды, относится к землям железнодорожного транспорта, ограничен в обороте и предоставлен для установления полосы отвода железной дороги, порядок его предоставления в аренду должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта", а также - Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
Более того, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.
Между тем, из материалов дела усматривается, что земельный участок, занятый зданием, являющимся собственностью истца, и необходимый для его использования, в установленном порядке не сформирован, кадастровый номер ему не присвоен, его границы не определены.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании недействительным договора аренды от 03.09.2007 г. N Д-30/39-з, заключенного между ОАО "РЖД" и Теруправлением Росимущества в г. Москве, в части аренды земельного участка площадью 1 488 кв. м, занятого принадлежащим на праве собственности ООО "Ирида" нежилым зданием, и необходимого для использования указанного объекта недвижимости, носят неопределенный характер и не соответствуют положениям, установленным действующим процессуальным законодательством.
В этой связи судебная коллегия считает обоснованным и соглашается с выводом суда первой инстанции об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку истец не лишен возможности оформить земельные правоотношения путем предварительного формирования нового земельного участка в порядке, установленном ст. 11.2 ЗК РФ и Федеральным законодательством о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Ирида" по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, 269 п. 1, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2010 года по делу N А40-23469/10-156-193 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.Н.БАРАНОВСКАЯ
Судьи
Е.Е.КУЗНЕЦОВА
Н.И.ПАНКРАТОВА