ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 июля 2008 г. N КГ-А41/6023-08
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2008 г. N КГ-А41/6023-08
Дело N А41-К2-9174/07
Резолютивная часть объявлена 08 июля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе председательствующего-судьи Волкова С.В.,
судей Петровой В.В., Соловьева С.В.,
при участии в заседании заявителя по делу ИП Ц., паспорт; от Администрации Серпуховского муниципального района Московской области - Ш., доверенность N 2/401исх. от 09.01.08 г., от третьего лица - Управление Роснедвижимости по МО - представитель не явился, надлежаще извещено (имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения),
рассмотрев 08 июля 2008 года в судебном заседании кассационную жалобу ИП Ц. (заявитель по делу)
на решение от 17 января 2008 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Севостьяновой Н.В.
и постановление от 14 апреля 2008 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Диаковской Н.В., Ивановой Л.Н., Демидовой К.И.
по делу N А41-К2-9174/07
по заявлению индивидуального предпринимателя Ц.
к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области
о признании незаконными действий, обязании принять решение
третье лицо - Управление Роснедвижимости по МО
установил:
индивидуальный предприниматель Ц. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, с учетом уточненных требований, о признании незаконным отказа отдела архитектуры и градостроительства Администрации Серпуховского муниципального района МО от 14 мая 2007 года N 52-421/исх. в согласовании проекта границ земельного участка площадью 2,98 га, расположенного в Серпуховском районе Липицкого с/о, а также, обязании Администрацию Серпуховского муниципального района МО принять решение об утверждении проекта границ от 21 февраля 2007 года и предоставлении в собственность за плату Ц. земельного участка площадью 2,89 га, на котором расположено принадлежащее заявителю на праве собственность здание коровника, в течение четырнадцати дней со дня вынесения судом решения, за исключением части площади земельного участка, накладывающегося на земельный участок с кадастровым номером 50:32:008 02 19:0074.
Требования, предъявленные со ссылками на нормы статей 15, 33, 36, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.03 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изм. и доп.), статьи 1 Закона Московской области N 63/2003-ОЗ от 17.06.03 г. "О предельных размерах земельных участков, предоставлены гражданам в собственность на территории Московской области", мотивированы тем, что ИП Ц. обратился в Администрацию Серпуховского муниципального района МО с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2,98 га, находящегося по адресу: Московская область, Серпуховской район, с. Липицы, на котором расположено принадлежащее на праве собственности Ц. здание (родильное отделение коровника) площадью 357,8 кв. м, однако Администрация Серпуховского муниципального района МО отказала в согласовании проекта границ испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на несоответствие размера земельного участка целевому назначению здания коровника. При этом, по мнению заявителя, земельный участок под зданием коровника с прилегающей к нему территорией необходим для размещения и содержания крупного рогатого скота и создания фермерского хозяйства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление Роснедвижимости по МО).
Решением от 17 января 2008 года Арбитражный суд Московской области признал незаконным отказ отдела архитектуры и градостроительства Администрации Серпуховского муниципального района МО от 14 мая 2007 года N 52-421/исх. в согласовании проекта границ земельного участка площадью 2,98 га, расположенного в Серпуховском районе Липицкого с/о, препятствующим в реализации права Ц. на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее Ц. на праве собственности здание коровника для организации и ведения фермерского хозяйства.
В остальной части требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что ИП Ц., как собственник недвижимого имущества (здание коровника), в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеет право на приобретение в собственность земельного участка расположенного под этим объектом, при этом утверждение границ земельных участков отнесено к компетенции органов местного самоуправления, в связи с этим, суд признал неправомерным отказ Администрации Серпуховского муниципального района МО в согласовании проекта границ земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании Администрацию Серпуховского муниципального района МО принять решение об утверждении проекта границ и предоставлении в собственность Ц. земельного участка площадью 2,98 га, суд указал на соответствие площади испрашиваемого земельного участка нормативам предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, однако заявителем не представлено доказательств, подтверждающих проведение регистрации созданного Ц. крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом, спорный земельный участок не прошел государственный кадастровый учет.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2008 года решение оставлено без изменения с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Ц., который считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судом нарушены нормы материального права, просит решение и постановление, в части отказа в удовлетворении требований об обязании Администрацию Серпуховского муниципального района МО утвердить проект границ земельного участка и предоставить его в собственность, отменить и в этой части требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Ц. не вправе обратиться с заявкой о проведении государственного кадастрового учета спорного земельного участка, так как не является его правообладателем, однако, таким правом обладает Администрация Серпуховского муниципального района МО. Вместе с тем, для обращения о предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства не обязательно наличие государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, при этом, в таком качестве гражданин может зарегистрироваться и после оформлении земельного участка, поскольку в качестве целевого использования земельного участка будет значиться - фермерское хозяйство.
Индивидуальный предприниматель Ц. в судебном заседании поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил решение и постановление отменить в указанной части.
Представитель Администрации Серпуховского муниципального района МО в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Кассационным судом направлена в адрес Управления Роснедвижимости по МО копия определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, о получении которой имеется почтовое уведомление, однако его представитель в суд не явился.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению указанного лица, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Выслушав заявителя кассационной жалобы и представителя Администрации Серпуховского муниципального района МО, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, индивидуальный предприниматель Ц. является собственником здания, общей площадью 357,8 кв. м, инв. N 7150, с назначением - родильное отделение коровника, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховской район, с. Липицы, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 апреля 2006 года НА N 0789185 (т. 1 л.д. 12).
25 декабря 2006 года Ц. обратился к Главе Серпуховского района МО с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 2,98 га, под принадлежащим на праве собственности зданием и прилегающей к нему территории, необходимого для обслуживания недвижимого имущества.
В письме N Ц-45пр-2 от 16 января 2007 года Администрация Серпуховского муниципального района МО, со ссылкой на пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указала на превышение площади испрашиваемого земельного участка для размещения и обслуживания принадлежащего здания, площади родильного отделения коровника, в связи с чем, предложила подтвердить фактическое использование здания в соответствии с его назначением, а также предоставить проект границ испрашиваемого земельного участка.
Впоследствии Ц. в Администрацию Серпуховского муниципального района МО был предоставлен проект земельного участка, составленный специализированной организацией, однако Отдел архитектуры и градостроительства Администрации Серпуховского муниципального района МО письмом N 52-421/исх от 14 мая 2007 года сообщил о невозможности согласовать представленный проект границ земельного участка площадью 29 800 кв. м, поскольку испрашиваемый размер земельный участок не соответствует целям использования здания родильного отделения коровника.
ИП Ц. полагая, что действия Администрации Серпуховского муниципального района МО, выразившееся в отказе утверждения границ земельного участка, препятствуют в реализации его прав на приобретение в собственность земельного участка для организации и ведения фермерского хозяйства, обратился с настоящими требованиями.
В части признания незаконным отказа отдела архитектуры и градостроительства Администрации Серпуховского муниципального района МО от 14 мая 2007 года N 52-421/исх. в согласовании проекта границ земельного участка площадью 2,98 га, расположенного в Серпуховском районе Липецкого с/о судебные акты заявителем кассационной жалобы не оспариваются, в связи с чем, с учетом ст. 286 АПК РФ, проверке подлежат выводы судов по требованию об обязании Администрации Серпуховского муниципального района МО принять решение об утверждении проекта границ от 21 февраля 2007 года и предоставлении в собственность за плату Ц. земельного участка площадью 2,89 га.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 5 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439", государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Перечень вносимых в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений определен в пункте 2 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.01 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.).
Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 2 марта 2007 года N 11-06/00562 Ц. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (т. 1 л.д. 22 - 25).
Кроме того, по данным, содержащимся в указанной выписке, у ИП Ц. не предусмотрено такого вида деятельности, как организация и ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между тем, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований об обязании Администрацию Серпуховского муниципального района МО принять решение об утверждении проекта границ от 21 февраля 2007 года и предоставлении в собственность за плату Ц. земельного участка площадью 2,89 га, на котором расположено принадлежащее на праве собственность здание, являются правильными, поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель относительно предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не нашли своего подтверждения. Доказательств проведения в установленном законом порядке государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, а также создания и деятельности такого хозяйства в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, как следует из содержания писем, направленных Ц. в Администрацию Серпуховского муниципального района МО, спорный земельный участок площадью 29 800 кв. м испрашивался для обслуживания и эксплуатации здания родильного отделения коровника, имеющего площадь 357,8 кв. м. При этом Ц. не указывалось на то, что земельный участок необходим ему для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации Серпуховского муниципального района МО, земельного участка площадью 29 800 кв. м по адресу: Московская область, Серпуховской район, с. Липицы в настоящее время как такого не существует, поскольку он был разделен на несколько самостоятельных участков, которые реализованы на проведенных торгах, в которых в свою очередь принимал участие и ИП Ц.
Доводы кассационной жалобы изучены кассационным судом, однако с учетом изложенного они подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судами обеих инстанций обстоятельствами, а также не основанные на надлежащем толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2008 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2008 г. по делу N А41-К2-9174/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ц. - без удовлетворения.
Председательствующий - судья
С.В.ВОЛКОВ
Судьи
В.В.ПЕТРОВА
С.В.СОЛОВЬЕВ