ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 декабря 2011 г. по делу N А40-28611/10-139-114

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2011 г. по делу N А40-28611/10-139-114

 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.,

судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании

от заявителя Беляевой Н.Е., дов. от 19.05.2011 N 9/11, Балагурова А.А., дов. от 06.12.2011 N 16/11,

от заинтересованного лица Петрайтиса К.А., дов. от 12.05.2011 N 4,

от третьего лица Ярской А.С., дов. от 21.10.2011 N 2557, Стручковой Т.С., дов. от 10.08.2011 N 2296,

рассмотрев 30 ноября - 07 декабря 2011 года в судебном заседании кассационные жалобы Федерального космического агентства - заинтересованного лица и Министерства обороны Российской Федерации - третьего лица

на постановление от 11.08.2011

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Захаровым С.Л., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,

по делу N А40-28611/10-139-114

по заявлению общества с ограниченной ответственностью ИТЦ "СКАНЭКС" (ОГРН 1027739017459) к Федеральному космическому агентству,

третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации,

 

установил:

 

По делу объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 07 декабря 2011 года.

Общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-технологический центр "СКАНЭКС" (далее - ООО ИТЦ "СКАНЭКС", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным письма Федерального космического агентства (далее - Роскосмос) от 02.12.2009 N 76-19/679 с разъяснением, незаконным отказа Роскосмоса в исключении из приложения к лицензии от 09.02.2008 N 870К особых условий. Также просило обязать Роскосмос исключить особые условия из приложения к указанной лицензии.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).

Решением названного арбитражного суда от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.01.2011 указанные судебные акты отменены в части отказа в признании незаконным отказа Роскосмос исключить особые условия из приложения к лицензии от 09.02.2008 N 870К и обязания Роскосмос исключить особые условия из приложения к указанной лицензии и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По результатам нового разбирательства по делу Арбитражный суд города Москвы решением от 13.05.2011 отказал в удовлетворении данного требования.

Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.08.2011 отменил указанное решение суда первой инстанции и признал незаконным отказ Роскосмос исключить особые условия из приложения к лицензии от 09.02.2008 N 870К. Суд также обязал Роскосмос исключить особые условия из приложения к указанной лицензии.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Роскосмос и Минобороны России подали кассационные жалобы, в которых просят его отменить как незаконное и необоснованное. При этом сослались на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права. В частности, утверждали о неправомерности оценки судом апелляционной инстанции нормативно обусловленных ограничений, приведенных в особых условиях лицензии, как подлежащих применению исключительно в процессе осуществления организацией лицензируемой деятельности, о неправильном применении судом норм Положения о получении, использовании и представлении геопространственной информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 326 (далее - Положение N 326), Положения о планировании космических съемок, приеме, обработке и распространении данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности с космических аппаратов типа "Ресурс-ДК", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 N 370 (далее - Положение N 370). Также сослались на несостоятельность утверждения апелляционного суда об отнесении законодательством в сфере космической деятельности требований о сертификации наземных станций приема данных исключительно к иностранным организациям - пользователям космических средств дистанционного зондирования Земли (далее - КС ДЗЗ).

В отзывах на кассационные жалобы общество возражало против их удовлетворения, считая обжалованное постановление суда апелляционной инстанции соответствующим законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.

В судебном заседании представители Роскосмоса и Минобороны России поддержали жалобы по изложенным в них доводам. Представители общества просили жалобы отклонить по мотивам, приведенным в представленных отзывах.

Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованное судебное постановление подлежащим отмене.

Как установлено судами двух инстанций, 09.02.2008 Федеральное космическое агентство выдало ООО "ИТЦ "СКАНЭКС" лицензию N 870К на осуществление космической деятельности в виде приема и обработки информации, получаемой с КС ДЗЗ, указав в графе "особые условия" приложения к лицензии, что данная лицензия не дает права на прием и обработку информации дистанционного зондирования территории Российской Федерации с разрешением 2 м и лучше; станция приема космической информации должна быть аттестована и поставлена на абонентское обслуживание у оператора КС ДЗЗ.

Письмом от 20.05.2009 N 0520-1/09 общество обратилось в Роскосмос с просьбой разъяснить содержащиеся в приложении к лицензии ограничения и просило исключить из лицензии раздел "особые условия".

Роскосмос письмом от 02.12.2009 N 76-19/679, подписанным начальником отдела лицензирования, дал разъяснение по указанным вопросам.

Общество оспорило в судебном порядке указанное письмо Роскосмоса с разъяснением, а также отказ Роскосмоса исключить особые условия из приложения к лицензии от 09.02.2008 N 870К, и просило суд обязать Роскосмос исключить особые условия из приложения к указанной лицензии.

В части, касающейся признания недействительным ответа Роскосмос на обращение общества, ранее состоявшимися судебными актами признано, что он не содержит распорядительно-властные предписания, не обладает признаками ненормативного акта и не может быть предметом проверки суда в порядке главы 24 АПК РФ.

В этой части выводы суда проверялись судом кассационной инстанции и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.01.2011 признаны правильными.

Что касается заявленных обществом требований о признании незаконным отказа Федерального космического агентства исключить особые условия из приложения к лицензии от 09.02.2008 N 870К и обязания Роскосмоса исключить особые условия из приложения к указанной лицензии, то суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела отказал в их удовлетворении.

Отменяя судебный акт первой инстанции в указанной части при повторном рассмотрении дела по апелляционной жалобе общества, Девятый арбитражный апелляционный суд сослался на незаконность установления Роскосмосом вышеуказанных ограничений как особых условий лицензии.

Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда ошибочными, сделанными на основе неправильного применения норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон о космической деятельности) под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

В соответствии с подпунктом 95 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) космическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования космической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, определен Положением о лицензировании космической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 403 (далее - Положение N 403).

Подпунктом "е" пункта 3 названного Положения предусмотрена возможность выдачи лицензии на использование космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе, на прием и (или) обработку информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

В соответствии с пунктом 1 Положения N 370 оно определяет порядок планирования космических съемок, приема, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности (от 2 до 1 метра по территории Российской Федерации и иностранных государств) с российских космических аппаратов типа "Ресурс-ДК", создаваемых в рамках Федеральной космической программы России, а также порядок доступа пользователей к указанным данным.

Пунктом 3 Положения N 370 предусмотрено, что деятельность по планированию космических съемок, приему, обработке и распространению данных дистанционного зондирования организуется Федеральным космическим агентством с участием Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам использования космических средств и космического пространства, а также международными договорами Российской Федерации и данным Положением.

В силу пункта 6 того же Положения обработку данных дистанционного зондирования, полученных от оператора космических средств дистанционного зондирования, осуществляют уполномоченные Федеральным космическим агентством организации, перечень которых подлежит согласованию с Министерством обороны Российской Федерации. Указанный перечень представляется в порядке информации в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

Согласование, предусмотренное пунктом 6 Положения N 370, фактически является мерой по охране сведений, отнесенных законодательством к государственной тайне, в число которых в соответствии с пунктом 61 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" включены геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли, имеющие важное оборонное или экономическое значение. Данным пунктом Указа в качестве государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, определены Минобороны России, Роскосмос.

Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 326 "О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации" Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному космическому агентству предписано обеспечить в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности контроль за получением, использованием и предоставлением геопространственной информации, свободное распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Таким образом, с учетом приведенной совокупности нормативных положений, указание Роскосмосом, являющимся в силу пункта 2 Положения N 403 органом, лицензирующим космическую деятельность, при выдаче лицензии на такую деятельность в качестве особых условий нормативно обусловленных (в частности, предусмотренных Положением N 370) ограничений фактически является формой контроля в сфере работы с геопространственной информацией. Вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности включения Роскосмосом в особые условия лицензии от 09.02.2008 N 870К ограничения в отношении права на прием и обработку информации дистанционного зондирования территории Российской Федерации с разрешением 2 м и лучше основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Выводы апелляционного суда относительно незаконности особого условия лицензии о необходимости аттестации станции приема космической информации также ошибочны.

Как установлено судом, ООО "ИТЦ "СКАНЭКС" обратилось в Роскосмос за получением лицензии на осуществление деятельности, предусмотренной подпунктом "е" пункта 4 Положения N 403.

В силу подпункта "е" пункта 4 Положения N 403 проведение своевременной аттестации технологического оборудования и технологических процессов, обеспечивающих прием, обработку и хранение информации, отнесено к лицензионным требованиям и условиям при использовании (эксплуатации) космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе при проведении исследований с применением космической техники.

Таким образом, необходимость аттестации оборудования, используемого для приема информации с космических средств дистанционного зондирования, прямо предусмотрена законодателем в качестве условия осуществления лицензируемой деятельности, и указание лицензирующим органом требования об аттестации оборудования, а также необходимость постановки его на учет у оператора ДЗЗ в качестве особых условий в конкретной лицензии не противоречит требованиям законодательства.

С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным оспариваемого по делу отказа Роскосмоса об исключении из приложения к лицензии перечисленных выше особых условий и, как следствие, для удовлетворения заявленных по делу требований.

При таких обстоятельствах обжалованное постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ как принятое на основе неправильного применения норм материального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ООО ИТЦ "СКАНЭКС".

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

постановил:

 

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2011 года по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-28611/10-139-114 отменить.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2011 по указанному делу оставить в силе.

 

Председательствующий судья

И.В.ТУБОЛЕЦ

 

Судьи

А.М.КУЗНЕЦОВ

Р.Р.ЛАТЫПОВА