ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 сентября 2011 г. по делу N 33-12937/2011

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2011 г. по делу N 33-12937/2011

 

Судья Соловьев А.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесовой Л.А.,

судей Шурыгиной Л.Г.,

Куликовой М.А.

при ведении протокола помощником судьи Косенко Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2011 года гражданское дело по заявлениям Ц., С. и Д. об оспаривании решений администрации города Нижнего Тагила об отказе в формировании и предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства

по кассационным жалобам заявителей Ц., С., Д. на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Шурыгиной Л.Г., объяснения представителя заявителей Ц., С. и Д. - К., поддержавшей доводы кассационных жалоб и просившей об отмене решения суда, судебная коллегия

 

установила:

 

Ц. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации города Нижнего Тагила в формировании и предоставлении заявителю на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 2000 кв. м. Д. обратился в суд с аналогичным заявлением.

С. также обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации города Нижнего Тагила в формировании и предоставлении заявителю на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: .

В обоснование своих требований заявители указали, что относятся к категории граждан, постоянно проживающих на территории Свердловской области, являются инвалидами и в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письменными ответами администрация г. Нижнего Тагила отказала им в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.

Заявители, полагая, что такой отказ нарушает их право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, гарантированное Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", просили признать отказ администрации г. Нижнего Тагила в предоставлении права аренды участка незаконным, обязать администрацию г. Нижнего Тагила устранить в полном объеме нарушение их законных прав.

Определением суда от 15.07.2011 вышеуказанные гражданское дело по заявлению Ц., гражданское дело по заявлению С. и гражданское дело по заявлению Д. соединены в одно производство.

Заявители в судебное заседание не явились и просили о рассмотрении дела в их отсутствие .

Представитель заявителей К. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица администрации города Нижнего Тагила в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен .

Судом 19.07.2011 постановлено решение, которым в удовлетворении требований Ц., С. и Д. отказано полностью.

Заявители, не согласившись с решением суда, представили кассационные жалобы, ссылаясь на несоответствие вывода суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Указывают, что ссылка суда на то, что участок не сформирован и не может служить объектом гражданских прав сделан без учета того, что они просили о формировании земельного участка. Вывод суда о том, что заявители могут получить земельный участок только через аукцион на общих основаниях, противоречит действующему законодательству. О том, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду должно содержать дополнительное требование о выборе земельного участка при рассмотрении их заявлений в досудебном порядке администрацией указано не было.

Просили отменить решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19.07.2011, вынести по делу новое решение, которым их требования удовлетворить в полном объеме.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 05.04.2011 С. обратился в администрацию города Нижнего Тагила с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка , в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

05.04.2011 Д. обратился в администрацию города Нижнего Тагила с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м на территории , в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ц. обратился в администрацию города Нижнего Тагила с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1000 - 2000 кв. м в соответствии со статьей 17 Федерального закона от N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Письмами заместителя Главы администрации города Нижнего Тагила по стратегическому развитию и инвестициям от 05.05.2011 , от 05.05.2011 , от 05.05.2011 Ц., С. и Д. сообщено, что испрашиваемые земельные участки планируются администрацией города Нижнего Тагила к продаже на аукционе. Земельный участок предоставлен в собственность другому лицу по решению Ленинского районного суда города Нижнего Тагила.

Полагая, что в предоставлении в аренду земельных участков им отказано незаконно, заявители обратились в суд.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

В силу ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 Земельного кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что заявители, как инвалиды, имеют первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить истцу по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа п. п. 4, 11, ст. 30 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

Суд правильно принял во внимание, что заявители не обращались в администрацию г. Нижнего Тагила с заявлениями о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Ц., С., Д. в своих заявлениях просили предоставить им самостоятельно выбранные земельные участки, между тем, обязанность по предоставлению им таких земельных участков на орган местного самоуправления законом не возложена.

Суд первой инстанции также верно указал, что право инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства может быть реализовано только в отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка. Правовой возможности возложения на орган местного самоуправления обязанности по формированию участка и постановке его на кадастровый учет не имеется, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, что заявители просили также и о возложении на администрацию г. Нижнего Тагила обязанности сформировать выбранные ими земельные участки, является несостоятельным и основанием к отмене решения суда служить не может.

Учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду заявители обратились в орган местного самоуправления без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, прав на испрашиваемые земельные участки не имеют, более того, сведения о том, что данные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет (т.е. существуют как объект права), в материалы дела не представлены, суд правильно пришел к выводу о правомерности отказа администрации г. Нижнего Тагила в предоставлении указанных заявителями участков в аренду.

Ссылка кассаторов на неправильность вывода суда о возможности приобретения заявителями земельных участков только через аукцион на общих основаниях не может быть принята во внимание, поскольку такого вывода решение суда не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что по заявленным требованиям спор судом разрешен правильно, а доводы кассационных жалоб не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 19.07.2011 оставить без изменения, кассационные жалобы Ц., Д., С. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

КОЛЕСОВА Л.А.

 

Судьи

ШУРЫГИНА Л.Г.

КУЛИКОВА М.А.