ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


РЕШЕНИЕ от 12 ноября 2009 г. по делу N 3-149/09

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2009 г. по делу N 3-149/09

 

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Краевой Л.В.,

при секретаре Г.О.Г.,

с участием прокурора Маслаковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 12 ноября 2009 года дело по заявлению А.Ю.А. о признании недействующим в части приложения к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области",

 

установил:

 

27 ноября 2008 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", которым утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению к названному постановлению, которое применяется с 01.01.2009.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" были утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению к настоящему постановлению.

А.Ю.А., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0204088:0078, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, улица 375 км, 32, корпус 2, обратился в суд с заявлением о признании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" N 520 от 27.11.2008 недействующим и не подлежащим применению со дня принятия в части утверждения в строке N 12914 удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра, установленного для земельного участка из категории земель населенных пунктов, предназначенного для размещения производственных и административных здании, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (номер вида разрешенного использования 9), с кадастровым номером 42630:0204088:0078 в размере 5151 рубль 36 копеек и определенной суммы кадастровой стоимости земельного участка в размере 38305512 рублей 96 коп. (т. 1, л. д. 4 - 11, 146, 167 - 169), (т. 2, л. д. 36 - 38, 60 - 61).

Требования мотивированы тем, что постановление N 520 противоречит положениям ст. 66 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Приказу Минэкономразвития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", Приказу Роснедвижимости N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", Приказу Минэкономразвития и торговли РФ от 28 июня 2007 года N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".

Кроме того, был нарушен порядок опубликования нормативных правовых актов, постановление N 520 было опубликовано в областной газете "Кузбасс" без приложения.

По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночную стоимость, т.к. для расчета кадастровой стоимости применяются показатели рыночной стоимости земли.

В подтверждение своих доводов сослался на отчет, составленный оценщиком индивидуальным предпринимателем З.А.Г. - членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков", где рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года составила 3840000 (три миллиона восемьсот сорок) тысяч руб.

Указывает, что, поскольку между показателями кадастровой и рыночной стоимости земельного участка имеется большая разница, утверждение кадастровой стоимости земельного участка произведено в отсутствие данных о его рыночной стоимости и фактически без проведения государственной кадастровой оценки земель. Отсутствует экономическое обоснование кадастровой стоимости, анализ рыночных цен на землю и обоснование коэффициентов, не проводилось оценочное зонирование территории г. Новокузнецка, не составлялись карты, схемы оценочных зон, отсутствует сбор рыночной информации о земельных участках, иных объектах недвижимости. В отчете не в полном объеме представлена информация о составе факторов для каждого вида земельного участка и иных объектов недвижимости.

Ссылается на то, что при определении рыночной стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования необоснованно приняты объекты - аналоги земельных участков под многоэтажным жилищным строительством, гаражами.

Указывает на то, что утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области произведено с нарушением процедуры. В акте проверки отчета Роснедвижимостью отсутствует информация об органе, проводившем предварительную проверку отчета.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков не был проверен Роснедвижимостью, был проверен ненадлежащим органом ФГУП ФКЦ "Земля", подписан ненадлежащим лицом К.Д.В., что является нарушением п. 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года 135-ФЗ. В акте проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2, Роснедвижимостью не указаны наименование органа, проводившего предварительную проверку, и дата проведения проверки. По мнению заявителя, проверка не проводилась.

Отчет "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных в г. Новокузнецке" выполнен ООО "Группа комплексных решений" оценщиком А.Н.Е. без соблюдения лицензионных требований и условий в нарушение пп. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 N 395 "О лицензировании оценочной деятельности", без подтверждения прохождения переквалификации один раз в три года.

В судебном заседании А.Ю.А. и его представитель К.Е.В. заявление поддержали. Просили не учитывать довод, изложенный в заявлении от 12.11.2009.

Представители Коллегии Администрации Кемеровской области С.О.М., действующая на основании доверенности от 05.12.2009 N 10-16/1433, З.А.А., действующая на основании доверенности от 28.07.2009 N 10-16/469, возражали в удовлетворении заявления.

Выслушав заявителя, его представителя, представителей заинтересованного лица, заключение прокурора, не поддержавшего заявление А.Ю.А., исследовав доказательства, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании п. 1 и 2 ст. 253 ГГОС РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.

Ознакомившись с текстом оспариваемого нормативного правового акта, суд не находит оснований для признания его недействующим, поскольку пришел к выводу, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области, в том числе в части утверждения в строке N 12914 удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра, установленного для земельного участка из категории земель населенных пунктов, предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (номер вида разрешенного использования 9), с кадастровым номером 42630:0204088:0078 в г. Новокузнецке произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением всех административных процедур, в том числе с соблюдением порядка принятия и введения в действие, нормативный правовой акт принят правомочным органом - высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской Коллегией Администрации Кемеровской области.

Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.

На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области "О Коллегии Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.

В соответствии со ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.

Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-р "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году" во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной кадастровой оценке земель" было принято решение о кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области (л. д. 57 т. 1) была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области (л. д. 58 - 60 т. 1).

Распоряжением администрации г. Новокузнецка N 1093 от 14.06.2007 была создана межведомственная комиссия по рассмотрению и согласованию материалов государственной кадастровой оценке земель г. Новокузнецка (л. д. 106 т. 1).

На конкурсной основе был определен исполнитель работ - ФГУП "ФКЦ "Земля", с которым был заключен государственный контракт (л. д. 155 - 158 т. 1), привлекавший к участию субподрядчиков для рыночной оценки земель.

Результаты кадастровой оценки земель были проверены и утверждены.

В муниципальном образовании в г. Новокузнецка был утвержден состав факторов, влияющих на кадастровую оценку земель, был утвержден перечень предприятий, учреждений, представляющих исходную информацию для государственной кадастровой оценки земель (л. д. 115 - 121 т. 1).

31.10.2008 на заседании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области был утвержден перечень населенных пунктов Кемеровской области, оцениваемых по городской технологии, в который вошел г. Новокузнецк, состав факторов, влияющих на кадастровую оценку земель, в т.ч. и для 9-го вида разрешенного использования, перечень организаций и открытых источников (общедоступных печатных изданий) в качестве информации, используемой для сбора исходных данных для государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (л. д. 107 - 112 т. 1).

14 августа 2008 года областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель согласовала результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов по согласованным межведомственными комиссиями муниципальных образований по г. Новокузнецку и направила результаты кадастровой оценки земель всех населенных пунктов Кемеровской области на экспертизу в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость, г. Москва).

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости рассмотрело 24.11.2008 Отчет об определении кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, представленный Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области признало, что отчет соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (л. д. 150 т. 1).

После получения сведений о кадастровой оценке земель и акта проверки Управление Роснедвижимости по Кемеровской области представило Коллегии Администрации Кемеровской области сведения о кадастровой стоимости земельных участков на утверждение в виде проекта постановления Коллегии Администрации Кемеровской области, после чего результаты были утверждены указанным выше постановлением.

В подтверждение правильности расчетов кадастровой стоимости земельных участков суду был представлен Отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на бумажном носителе (л. д. 65 - 145, т. 1) и электронном носителе, приобщенном к материалам дела.

Судом был исследован Отчет об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных в г. Новокузнецке (л. д. 188 - 217 т. 1).

В суде не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области произведено с нарушением процедуры, что Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков не был проверен Роснедвижимостью, был подписан ненадлежащим лицом.

Результаты ГКОЗ НП были направлены на экспертизу в Роснедвижимость. Результаты кадастровой оценки были согласованы 24.11.2008, были оформлены актом проверки надлежащими лицами, после чего результаты кадастровой оценки земель были представлены на заседание Коллегии Администрации Кемеровской области 25.11.2008, где рассмотрены, согласованы и утверждены (л. д. 63 - 64 т. 1).

Суд приходит к выводу, что Роснедвижимость была правомочна поручить проверку отчета о кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области ФГУП "ФКЦ "Земля" по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5.3.5 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 12.06.2008 N 456 (далее - Положение) (действовавшего до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), Роснедвижимость организует проведение государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с п. 5.1 Положения определено, что в полномочия Роснедвижимости входит проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе и для обеспечения нужд агентства.

Понятие государственных нужд определено в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе и для реализации федеральных целевых программ).

В соответствии с п. 6 мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы) Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в том числе организует и проводит работы по актуализации государственной кадастровой оценке земель, организации и проведению массовой оценки объектов недвижимости. Результатами указанных мероприятий должны быть проведение массовой оценки объектов недвижимости, представление экспертных заключений по массовой оценке объектов недвижимости и др.

В соответствии с государственным контрактом от 30 мая 2008 года N К-07/26 между ФАКОН (Роснедвижимость) и ФГУП "ФКЦ "Земля" на выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель" (л. д. 5 - 7 т. 2) проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году ФГУП "ФКЦ "Земля" проводилась проверка результатов работ по государственной кадастровой оценки земель в соответствии с требованиями Административного регламента, методических и нормативно-технических документов по государственной кадастровой оценке земель, утвержденных Минэкономразвития России и Роснедвижимостью.

В соответствии с п. 9.8 Административного регламента Роснедвижимостью принято решение о соответствии отчета, представленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, Методическим указаниям. Об этом был составлен акт проверки N 2 главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В.В. (л. д. 150 т. 1).

К.Д.В., указанный в п. 6 акта проверки (л. д. 150 т. 1), является лицом, выполняющим работы по указанному контракту от 30 мая 2008 года, а не лицом, подписавшим акт, поэтому доводы заявителя не могут служить основанием к удовлетворению требований.

После получения положительного заключения Роснедвижимости результаты оценки были утверждены указанным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008.

Отсутствие даты в акте проверки отчета (л. д. 150 т. 1) не влечет за собой его недействительность, поскольку в нем имеется указание о времени проведения проверки с 14 по 24 ноября 2008 г.

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Проанализировав указанный Отчет, суд приходит к выводу, что при его составлении не было допущено нарушений пунктов 2.1.2, 2.2.1 - 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Участок, принадлежащий заявителю А.Ю.А., входит в состав населенного пункта г. Новокузнецка и отнесен к категории земель населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок к 9-му виду землепользования (9 ВРИ).

Расчет кадастровой стоимости осуществлялся в соответствии с порядком, предусмотренным п. 2.2 - 2.2.7 Методических указаний.

Оценщиком был определен состав факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, осуществлен сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, произведена группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, осуществлен сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов, произведен расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Перечень источников информации о факторах стоимости по земельным участкам 9 ВРИ в г. Новокузнецке содержится в приложении 7 Отчета (л. д. 122 - 124 т. 1). Объект оценки со значениями факторов стоимости содержится в Приложении 7 таблицы "03 ОО со значениями ФС OOxls" (л. д. 125 - 126 т. 1). Источники рыночной информации приведены в электронном виде в приложении 7 таблицы 06 (л. д. 131 - 137 т. 1), были утверждены на заседании областной комиссии 31.10.2008, поэтому суд не согласен с доводами заявителя о том, что при проведении кадастровой оценки земель было собрано недостаточно источников информации о рыночной стоимости.

Такими источниками информации явились: сведения о сделках, совершенных с муниципальным, региональным и федеральным имуществом. Была использована информация, представленная Регистрационной палатой по Кемеровской области. Использовались базы риэлтерских и рекламных организаций, специализирующихся на рынках недвижимости, были использованы печатные средства массовой информации и Интернет. Результаты анализа рыночной информации были оформлены в Отчете N 1 /ГКР/ 140-029д, выполненном ООО "Группа комплексных решений" (л. д. 188 - 217). Отчет содержит вывод о том, что обзор рынка земельных участков для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в регионе (субъекте РФ) и районе расположения объекта оценки показал, что информация об объектах-аналогах в данном регионе представлена малым количеством сделок. Этот вывод оценщиком обоснован и содержится в Отчете (л. д. 198 т. 1). Оценщиком были использованы в качестве объектов-аналогов объекты участков для размещения гаражей и автостоянок.

Ссылка заявителя на выступление Б.В.Д. - заместителя начальника управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка о сделках с землей за 2003 - 2007 год не может быть принята во внимание, поскольку это выступление не содержит источника информации о сделках.

Доводы заявителя, изложенные в заявлении от 12.11.2009 о том, что отчет о рыночной стоимости составлен неправомочным лицом - оценщиком А.Н.Е. в нарушение пп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 N 395 "О лицензировании оценочной деятельности", т.к. не были представлены доказательства о прохождении переквалификации А.Н.Е. не реже одного раза в три года, не могут служить основанием к удовлетворению требований. Указанное Постановление Правительства РФ утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767, лицензирование оценочной деятельности прекращено с 01.07.2006.

Суд не согласен с доводами заявителя, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость участка.

В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ не содержится порядок оценки рыночной стоимости и переход от нее к кадастровой, то есть не установлен конкретный размер соотношений. Следовательно, установление кадастровой стоимости в размере, превышающем размер рыночной стоимости, не противоречит положениям п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.

Рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену продажи объекта, а кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования. Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ каких-либо отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Суд не может принять во внимание рыночную стоимость земельного участка, содержащуюся в отчете ООО "Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков", поскольку рыночная стоимость была определена на 01.01.2009 для принятия управленческих решений, а результаты кадастровой оценки были утверждены в 2008 г.

Суд согласен с выводом оценщика о достаточности информации об объектах-аналогах, т.к. оценщиком в соответствии с п. 2.2.5 Методических указаний построена статистически значимая модель расчета кадастровой стоимости земельных участков, перегруппировка земельных участков не производилась. С целью определения достоверности собранной рыночной информации был произведен статистический анализ рыночной информации (л. д. 199 - 202 т. 1).

Доводы заявителя о том, что расчет кадастровой стоимости произведен в нарушение Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0151, не может служить основанием к отмене оспариваемого постановления, поскольку рекомендации носят разъяснительный характер, не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не опубликованы в установленном порядке и не являются нормативным правовым актом.

Ссылка заявителя на Методику государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденную Росземкадастром 17.10.2002 N П/337, не может быть принята во внимание, поскольку данный акт утратил силу.

Доводы заявителя о том, что были нарушены положения п. 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, не проводилось оценочное зонирование территории, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный пункт не содержит порядка осуществления оценочного зонирования. Методические указания также не устанавливают процедуры оценочного зонирования территории и порядок ее применения.

Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Все доводы заявителя фактически сводятся к критике Отчета оценки рыночной стоимости ввиду использования оценщиком недостоверной и неполной информации о сделках с землей. Он подвергает сомнению результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Новокузнецка в границах принадлежащего ему земельного участка, ввиду того, что при принятии нормативного правового акта не была проверена правильность расчетов, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля", из чего суд приходит к выводу, что заявителем фактически поставлен вопрос о целесообразности принятия нормативного правового акта. Однако суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта (подп. "а" п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы заявителя о нарушении порядка официального порядка опубликования нормативного правового акта.

В соответствии с п. 1 и 2 постановления N 218 от 10 июня 2008 года (с изменениями от 05.08.2009) Коллегии Администрации Кемеровской области "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области" постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным источником опубликования являются областная массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

Текст постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" опубликован в газете "Кузбасс" N 223 от 04.12.2008 (л. д. 51 т. 1). Данное постановление в полном объеме вместе с приложением размещено на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области (л. д. 62 т. 1, л. д. 20 т. 2), на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет. Указанный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов обусловлен большим объемом информации (приложение к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 состоит из 36 книг, каждая из которых имеет в среднем 220 страниц). Поэтому суд приходит к выводу, что размещение в официальном печатном издании технически и физически затруднительно.

Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. В соответствии с пп. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. На день рассмотрения дела в суде оспариваемый нормативный правовой акт в полном объеме был опубликован в "Электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области" (л. д. 70 т. 2).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Отказать А.Ю.А. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка под кадастровым номером 42:30:00204088:0078, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, улица 375 км, 32, корпус 2.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

Судья

Кемеровского областного суда

Л.В.КРАЕВА